Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2007 | ![]() |
![]() |
Б.Л. КУНИН | 01 мая 2007 |
Единый портал для транспорта: революция в е-логистике?
Одна из причин низкой эффективности транспортной системы России – использование устаревших схем бумажного документооборота. Переход на электронное оформление станет поворотным моментом повышения эффективности транспорта. В «подводной части айсберга» – единое информационное пространство (ЕИП) транспортного комплекса: сообщающиеся государственный и коммерческий сегменты (см. «ИКС» № 3'2007, с. 34–35). Для интеграции информационных ресурсов в коммерческом сегменте должен быть создан действенный механизм повышения эффективности информационного взаимодействия участников транспортного рынка и оперативного оформления всевозможных транспортных документов (перевозочных, платежных, страховых и др.) без использования бумажных носителей.
По данным проведенной Минтрансом России в конце 2006 г. НИР, внедрение юридически значимого (с использованием ЭЦП) электронного документооборота позволит:- снизить стоимость оформления документов в электронном виде на 50%;
- сократить время доставки грузов на 20%;
- снизить затраты на складские услуги на 30%;
- снизить затраты на транспортировку и хранение грузов на 10–15%.

Для уточнения функций нового портала составили схему этапов продвижения грузов и проанализировали (через призму ИТ) потребности участников транспортного рынка на каждом из них. Это позволило выделить бизнес-процессы, ускорить которые можно путем внедрения ИТ: логистика, заключение договоров на перевозку, оплата, страхование, таможня, мониторинг. Первые пять бизнес-процессов наиболее критичны в логистической цепочке – пока они не будут завершены, груз должен находиться на складе. Поэтому мы посчитали целесообразным автоматизировать их в первую очередь. С помощью портала они будут реализовываться следующим образом: участник транспортного рынка заполняет на портале документы (перевозочные, страховые, таможенные) и снабжает их электронной цифровой подписью, предоставляемой «Компанией ТрансТелеКом»; после подписания документа другим участником транспортного рынка документ признается юридически значимым и хранится в специальной базе данных.
В считанные минуты можно оформить договор на перевозку, застраховать груз, составить таможенную декларацию. Такого эффективногомеханизма информационного взаимодействия между многочисленными участниками транспортного рынка в России еще не было.