Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
Андрей Александрович ФИЛИППОВ  | 28 января 2010 |
Верификация абонентского оборудования. Как повысить качество услуг triple play
При внедрении услуг triple/quadruple play и FMC оператор, как правило, использует сертифицированное абонентское оборудование. Однако практика показывает, что наличие сертификатов и деклараций не всегда гарантирует надежную и стабильную работу оборудования в реальном окружении мультисервисной сети. Как минимизировать влияние абонентского оборудования на качество предоставления услуг?
Сервисные модели доступаСовременные услуги связи не только нуждаются в высокотехнологичных абонентских устройствах доступа к сети и терминалах, но и качественно изменяют перечень предъявляемых к ним технических и функциональных требований.
В процессе создания мультисервисной сети с элементами архитектуры NGN, ориентированной на предоставление современных услуг связи, оператору приходится решать множество сложных технических задач. Важнейшей из них является выбор сервисной модели доступа к услугам, обеспечивающей выполнение паспорта услуги и определяющей основные требования к абонентскому оборудованию широкополосного доступа, которые индивидуальны для каждого реализуемого проекта.
Фактическое отсутствие четко определенного паспорта услуги triple/quadruple play (не отдельных паспортов для каждой услуги, входящей в пакет) вкупе с требованиями сервисной модели существенно ограничивают модельный ряд многофункциональных абонентских шлюзов, который может использоваться при предоставлении услуг. Кроме того, формируется прямая зависимость от поставщика (производителя) оборудования, который предложил минимально адаптировать функциональность типовых моделей к требованиям оператора. Для абонента это означает отсутствие полноценного выбора.
Следует понимать, что требования к функциональным возможностям абонентского оборудования не ограничиваются только сервисной моделью доступа. Ключевыми элементами, существенно расширяющими перечень требований, являются система конфигурирования (provisioning) абонентских устройств как неотъемлемая часть сетевого решения при массовом внедрении услуг (десятки и сотни тысяч абонентов) и комплекс оборудования NGN, на базе которого осуществляется предоставление услуги телефонии на базе протокола SIP.
Проблемы внедрения
Предлагаемое оператором абонентское оборудование при заключении договора на оказание услуг должно быть сертифицировано или иметь декларацию соответствия для использования в сетях связи общего пользования. Однако практика показывает, что в ряде случаев наличие сертификатов и деклараций не гарантирует корректную и стабильную работу оборудования в реальном сетевом окружении мультисервисной сети (рис. 1). Число обращений абонентов в службу технической поддержки по поводу неудовлетворительного качества предоставления услуг растет, что критично при массовом предоставлении услуг (особенно услуг телефонии).
Специалисты службы технической поддержки прежде всего должны определить причину деградации качества услуг. Выявляется «проблемный» сегмент или узел сети, включая абонентское оборудование, которое по условиям договора относится к зоне ответственности оператора. Нельзя не отметить важный момент, затрудняющий поиск «проблемного» сегмента или узла. Со стороны оператора существует практика предоставления необходимого набора абонентских устройств (конкретные производители, конкретные модели) для доступа к услугам triple play и рекомендованной схемы их подключения.
Для доступа к услуге телефонии может использоваться многофункциональный абонентский шлюз (CPE) с интегрированным SIP UA (агент пользователя) и аналоговый телефонный аппарат (или база DECT), подключаемый к шлюзу посредством порта FXS (рис. 2). При данном варианте «виновниками» деградации качества услуги телефонии могут являться как сам телефонный аппарат (акустическая часть, блок генерации/обработки DTMF-сигналов), так и аналоговый стык (со стороны телефона и/или шлюза), хотя используемый телефон может иметь сертификат или декларацию соответствия.
В настоящее время процесс внедрения абонентского оборудования широкополосного доступа в сетях операторов связи в ряде случаев нельзя назвать оптимальным, а использование ресурсов служб технической эксплуатации рациональным. Например:
- поставляется небольшая партия абонентского оборудования (сертифицированного и минимально адаптированного для условий сети);
- осуществляется предварительное (а порой и не комплексное) тестирование абонентского оборудования службой технической эксплуатации;
- проводятся массовые (или опытные) поставки абонентского оборудования;
- выявляются (на основании жалоб абонентов) проблемы функционирования абонентского оборудования или поступают жалобы на неудовлетворительное качество услуг в период опытной или, что гораздо хуже, коммерческой эксплуатации;
- производитель обновляет версию програм-много обеспечения (ПО) абонентского оборудования и передает его (зачастую без оформления официального акта сдачи-приемки) непосредственно в службу технической эксплуатации оператора связи;
- персонал службы технической эксплуатации проводит повторное тестирование и массовое обновление версии ПО в абонентском оборудовании.
Процесс повторяется при выходе каждой новой версии ПО.
Задача оператора – обеспечить устойчивое функционирование сети*. При предоставлении услуг связи нельзя исключать непосредственное влияние абонентского оборудования. В целях минимизации влияния на качественные характеристики услуг должно использоваться абонентское оборудование только с качественной реализацией алгоритмов кодирования и обработки речи и видео. Кроме того, важным аспектом интеграции абонентского оборудования в реальное сетевое окружение является полное соответствие сетевых и функциональных возможностей абонентского оборудования требованиям, предъявляемым со стороны сервисной модели, сетевой инфраструктуры NGN и системы конфигурирования.
Верификация оборудования – новые возможности для операторов и поставщиков
Абонентское оборудование широкополосного доступа > Многофункциональные абонентские шлюзы, оснащенные портами FXS, Ethernet, USB, модулями беспроводной связи – Bluetooth, Wi-Fi для локального подключения терминалов абонента и проводными сетевыми интерфейсами – xDSL, xPON, Ethernet для подключения к сети оператора фиксированной связи. > Многофункциональные абонентские шлюзы, имеющие аналогичный набор интерфейсов для локального подключения абонентских терминалов, но использующие беспроводные сетевые интерфейсы 3G (UMTS, CDMA) и/или WiMAX для подключения к сети оператора мобильной связи. > Комбинированные многофункциональные абонентские шлюзы, сочетающие функциональные возможности, локальные и сетевые интерфейсы первых двух видов. > Персональные точки доступа Femtocell (в терминах 3GPP – Home NodeB) для доступа к услугам 3G-сети оператора мобильной связи, использующие проводные сетевые интерфейсы для подключения к оборудованию сети доступа оператора фиксированной связи или к абонентским шлюзам. |
Процесс верификации абонентского оборудования (в том числе терминалов) включает в себя:
всестороннее интеграционное тестирование в условиях реального сетевого окружения для подтверждения заявленных технических и функциональных возможностей абонентского оборудования, а также соответствия требованиям со стороны сетевой инфраструктуры оператора связи;
оценку влияния абонентского оборудования на качество передачи речи объективным способом с помощью прибора «Анализатор DSLA II» производства Malden Electronics (Англия) с использованием разработанной ФГУП ЛОНИИС русской речевой базы, а также оценку значений характеристик аналоговых/цифровых интерфейсов.
Специалистами ФГУП ЛОНИИС разработан и практически апробирован методологический аппарат, позволяющий решить актуальные задачи при внедрении передовых технологических решений и современных услуг связи по направлению верификации абонентского оборудования широкополосного доступа и терминалов.
Верификация абонентского оборудования позволит
а) оператору:
- избежать поставки и использования в сетевой инфраструктуре нового абонентского оборудования широкополосного доступа и терминального оборудования, не соответствующего требованиям, предъявляемым со стороны сетевой инфраструктуры оператора;
Традиционное терминальное оборудование Проводной аналоговый телефон, DECT-телефон, персональный компьютер, set-top-box при реализации услуг quadruple play и FMC дополняются: - стационарными аппаратными SIP-телефонами (включая SIP-видеотелефоны), оснащенными проводными интерфейсами Ethernet для подключения к многофункциональным абонентским шлюзам; - мобильными аппаратными SIP-телефонами, оснащенными беспроводными интерфейсами Bluetooth, Wi-Fi для подключения к многофункциональному абонентскому шлюзу; - двухрежимными телефонами (DMH) и коммуникаторами/смартфонами с поддержкой беспроводных интерфейсов 3G/Wi-Fi или WiMAX с поддержкой технологии GAN (UMA) и/или протокола SIP; - сетевыми портативными компьютерами (netbook), оснащенными широким спектром проводных и беспроводных интерфейсов, ориентированных на доступ к услугам и на работу с сетевыми приложениями на базе протокола IP. |
- усовершенствовать процесс поиска и локализации сетевого сегмента, вызывающего деградацию качества при предоставлении высокотехнологичных услуг связи (Интернет, SIP-телефония, IPTV), повысить эффективность работы и взаимодействия между службами эксплуатации сети;
б) производителям:
- выявить критичные особенности функционирования оборудования применительно к условиям конкретного проекта и степень совместимости с оборудованием сети оператора;
- определить приоритетные направления доработки аппаратно-программной архитектуры устройств с целью адаптации под сервисную модель предоставления услуг;
- оценить качество реализации алгоритмов кодирования речи.
Фактически верификация абонентского оборудования может рассматриваться в качестве механизма, способствующего либерализации рынка абонентского оборудования для формирования здоровой конкурентной среды на рынке устройств доступа к современным услугам связи, что в конечном итоге обеспечит абоненту возможность полноценного выбора абонентского оборудования и терминалов.
_____________________________________
*В соответствии с Приказом Мининформсвязи № 113 от 27.09.07 «Об утверждении требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования» и нормами по качеству предоставления услуг, определенных в соглашении об уровне обслуживания (SLA).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!