Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 2 2007 | ![]() |
![]() |
Л.Т. БАРАНОВСКИЙ | 01 февраля 2007 |
Аутсорсинг бизнес-процессов: от ручейка до цунами
Концепция аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing – ВРО) как принцип новой стратегии управления была разработана компанией Electronik Data System еще в 1963 г., однако объектом научных исследований аутсорсинг стал только в 80–90-е годы прошлого века. Именно к тому времени относятся первые научные публикации, посвященные использованию аутсорсинга и поискам оптимальной стратегии внедрения. Из ручейка, русло которого в 90-х годах прокладывали несколько компаний во главе с British Petroleum, сегодня этот процесс превратился в настоящее цунами корпоративного мира.

Алан Эйлис, вице-президент группы финансовой инфраструктуры British Petroleum (ВР), оценивая результаты передачи бизнесфункций некоторых подразделений сторонним организациям, говорит: «Аутсорсинг позволил сотрудникам ВР понять истинную стоимость компании. Теперь мы точно знаем, сколько тратим, что и какого качества получаем взамен... Эта сделка изначально считалась новаторской и опережающей свое время. Для ее осуществления и достижения успехов нам потребовались решительные, сильные и преданные делу лидеры... Смогли бы мы добиться столь впечатляющих результатов, если бы продолжали использовать только ресурсы компании? Я отвечаю: конечно, нет!».
Необходимо подчеркнуть, что при подмене понятия аутсорсинг понятиями подряд и сервисное обслуживание ожидаемых результатов достичь не удается. При аутсорсинге неприемлемы отношения продавец–покупатель: обращаясь к аутсорсеру, компании передают ему часть своего бизнеса, что уже само по себе предполагает установление партнерских взаимоотношений между клиентом и поставщиком (провайдером) услуг. Концепция аутсорсинга работает только в тех случаях, когда происходит передача функций, которые могли бы осуществляться внутри самой компании.
Аутсорсинг – это новая бизнес-стратегия. Для аутсорсинга характерно наличие длительных, как правило многолетних, деловых отношений с провайдерами услуг. Договор, заключаемый с аутсорсером, имеет эксклюзивный характер, т.е. в рамках одной услуги не могут работать несколько компаний. Клиент не может часто менять поставщика услуг, поскольку аутсорсинг предполагает высокую степень интеграции в бизнес друг друга, что нередко требует структурных изменений в компании.
Аутсорсинг в телекоммуникационном техническом блоке
Первоначально аутсорсинг в телекоммуникационной отрасли предусматривал передачу сторонним компаниям непрофильных бизнес-процессов и второстепенных функций с целью сосредоточения собственных ресурсов на основной сфере деятельности. Следующим этапом развития стал аутсорсинг по технологическим переделам, когда компании-партнеру передают уже не периферийные, а основные бизнесфункции, в первую очередь трудоемкие и требующие большого объема капиталовложений, имеющие рутинный, устоявшийся характер.

Переход к менее затратной, стратегически направленной структуре предполагает пересмотр и перераспределение ролей, ответственности и взаимоотношений внутри организации. Для усиления экономической составляющей деятельности и связей между подразделениями необходимо внести изменения в свои функции. Все это создает платформу для эффективного внедрения в телекоммуникационной отрасли аутсорсинга не только вспомогательных, но и основных бизнес процессов. Однако, к примеру, в холдинге «Связьинвест» аутсорсинг до сих пор применяется только в учетной политике, финансовоэкономической деятельности, а также в ИТ и не используется в основной деятельности технического блока.
Несмотря на то что сельская телефонная связь традицион но относится к низкорентабельной области производства, применение аутсорсинга позволяет предприятиям связи добиться снижения эксплуатационных затрат и более эффективно осваивать средства, предусмотренные Федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 г.» на развитие инфраструктуры связи и телекоммуникационных систем в сельской местности.
Такие, например, основные бизнес-процессы, как эксплуатация и техническое обслуживание линейно-кабельных сооружений и сельских АТС, вырабатывавшиеся в течение длительного времени, достаточно консервативны и слабо подвержены модернизации, но при этом трудоемки и требуют значительных капиталовложений.
Более половины расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание сетей связи приходится на содержание персонала (рис. 1), который, в силу специфического характера работы, максимально задействован в технологических процессах при благоприятных погодных условиях и малоэффективен в зимнее время эксплуатации.
Таким образом, передача на аутсорсинг основных бизнес-процессов традиционной телефонии позволит перенацелить материальные и кадровые ресурсы на выполнение задач по развитию и модернизации телефонной сети связи на базе новейших технологий, усиление конкурентных позиций на рынке перспективных услуг связи.

Однако вопросы переходного периода, как и дальнейшего взаимодействия сторон, осуществления мониторинга и снижения рисков, требуют отдельного рассмотрения – более широкого и более детального.
Аутсорсинг и конкурентоспособность компании
По мере развития технологий на телекоммуникационных сетях проблема достижения и поддержания конкурентоспособности становится все острее. Требуется реорганизация всех служб, которая обеспечила бы оптимальное сочетание важнейших преимуществ, в том числе повышение уровня обслуживания, создание имиджа, который ассоциировался бы с качеством, увеличение скорости выполнения работ и, наконец, снижение затрат. Другими словами, необходимо достичь максимальной эффективности всех процессов с учетом ограничений рынка и имеющихся ресурсов. Вряд ли поставленных целей можно добиться только путем снижения затрат. Именно поэтому многие ведущие компании используют сегодня для достижениялидирующего положения на рынке и перераспределения своих позиций с точки зрения конкурентоспособности аутсорсинг бизнес-процессов, предлагающий уникальные и эффективные решения управления бизнесом в современных условиях.
Основные преимущества аутсорсинга
- Перенесение основного внимания топ-менеджеров с оперативной деятельности на стратегический анализ, выбор перспективных направлений работы, формирование системы целей и стратегическое планирование.
- Сокращение операционных расходов за счет исключения прямых затрат на выполнение этой работы собственными силами, а также накладных расходов на обслуживание бизнес-процесса.
- Концентрация на основной деятельности, поскольку отпадает необходимость отвлекаться на выполнение и сопровождение бизнес-процессов.
- Упрощение структуры управления благодаря исключению промежуточных и дублирующих функций, части функций обеспечения бизнес-процесса, уменьшению документооборота.
- Упрощение и повышение эффективности контроля. Вместо контролирования деятельности своих сотрудников и каждого этапа бизнес-процессов предприятие получает контроль над результатами процессов и право требовать выполнения поставленных целей.
- Масштабируемость аутсорсинговых услуг. Клиент получает услугу в объеме, необходимом ему в настоящее время, и оплачивает только тот объем, который использован.
- Улучшение качества предоставляемых услуг. При заключении договора клиент обычно оговаривает более высокие требования к услугам по сравнению с теми, что предъявлялись к собственным подразделениям.