Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 2 2007 | ![]() |
![]() |
Л.И. БУЛГАК | 01 февраля 2007 |
Дежурный по услугам Мониторинг SLA
С ростом разнообразия и сложности сервисов, предоставляемых в сетях VPN, оператор уже не может ограничиться просто контролем возможности передачи трафика и должен поддерживать на надлежащем уровне качество передачи. Решение этой проблемы обеспечивают OSS-системы, осуществляющие мониторинг уровня обслуживания заказчиков (SLA-мониторинг). Каким требованиям должна отвечать подобная система? Компания РТКОММ, пребывающая в состоянии выбора оптимального решения SLA-мониторинга, делится своими соображениями относительно критериев выбора.
Доступность услуги и деградация сервиса
Соответственно, в требованиях заказчиков к услугам оператора связи все чаще на первое место выходит не просто передача разнородного трафика, а предоставление сервиса нужного качества. И оператору требуются механизмы, позволяющие обеспечивать качество передачи трафика, отслеживать его уровень и представлять результаты своей работы заказчикам.
С точки зрения заказчика идеальным было бы просто перечислить в соглашении об уровне обслуживания (SLA) приложения, работоспособность которых гарантируется оператором. Однако для оператора, который обеспечивает всего лишь транспортировку трафика, такая постановка вопроса зачастую неприемлема – не все составляющие, влияющие на работоспособность приложения, находятся в зоне его ответственности. Попробуем определить, какие показатели могут быть включены в SLA и понятны как оператору (с точки зрения измерения), так и заказчику (с точки зрения их влияния на приложения).
Конвергируем и... дифференцируем
Разные приложения (голос, видео и критически важные данные) предъявляют разные, причем весьма жесткие, требования к сетевой инфраструктуре и качеству передачи трафика. Последнее, в свою очередь, определяется тремя параметрами: процентом потерянных пакетов, задержкой и колебаниями задержки.
Приложения по-разному реагируют на изменение параметров качества передачи. Например, приложения, обеспечивающие передачу голоса, требовательны ко всем трем параметрам; приложения, работающие с потоковым видео, требовательны к потерям пакетов и задержкам; транзакционные приложения чувствительны в основном к потерям пакетов и т.д.
Чтобы в мультисервисной сети передаваемый трафик не терял в качестве, обслуживать его нужно дифференцированно, и для разных видов трафика – голоса, интерактивного видео и критически важных данных – необходимо назначить разные приоритеты.

- real-time – трафик интерактивного голосового и видеообмена, чувствительный к задержкам и колебаниям задержки;
- business critical – трафик корпоративных информационных систем, чувствительный к потерям пакетов;
- best-effort – традиционный интернет6трафик и электронная почта.
Качество услуги по передаче трафика (интерфейс мультисервисной сети, принадлежащий VPN) может определяться следующими параметрами, которые влияют на работоспособность приложений и доступны для измерения оператором:
- состоянием порта, на котором предоставляется услуга;
- загрузкой доступной полосы для каждого вида трафика, заказанного на порте;
- параметрами качества передачи для каждого вида трафика, заказанного на порте.
Наиболее сложным в реализации и наименее проработанным остается вопрос измерения параметров качества передачи трафика.
Интегрируем сложность и точность
При измерении параметров качества трафика требуется найти оптимальное сочетание сложности измерений и точности получаемых показателей, характеризующих работу приложений заказчика.
Для проведения измерений предпочтительнее пользоваться тестовым (синтетическим) трафиком, поскольку он предсказуем и непрерывен, а судить о параметрах качества передачи трафика реальных приложений заказчика позволяет реализация технологии обеспечения QoS (Quality of Service) на MPLS-сетях. Так, на сети РТКОММ параметры качества измеряются с помощью решения Cisco IOS – Service Assurance Agent, которое позволяет выполнять периодические замеры различных параметров качества посылкой тестовых пакетов определенного вида на заданный IP-адрес, накапливатьстатистику по характеристикам прохождения тестовых пакетов и вычислять синтетические параметры на основе собранных данных.
На крупных MPLS-сетях наибольшее распространение получила модель обслуживания трафика с дифференциацией услуг – DiffServ (Differentiated Services). В DiffServ объединяются классификационные признаки трафика различных приложений, а информация о типе трафика передается в IP-пакетах посредством маркировки полей пакета. Пакеты классифицируются и маркируются так, чтобы они могли получить определенный режим обработки на каждом узле по всему пути следования. При этом сложные операции классификации, маркировки, определения правил обслуживания и формирования трафика необходимо выполнять только на границах сети. Сетевые ресурсы выделяются для потоков трафика на основе правил обслуживания, которые определяют, каким образом трафик маркируется и кондиционируется (приводится к определенному виду) при входе в сеть, поддерживающую DiffServ, а также то, как этот трафик обрабатывается внутри данной сети. Таким образом, трафик всех приложений (в том числе тестовый), отнесенный к определенному типу, поддерживаемому MPLS-сетью оператора, получает одинаковый режим обслуживания. То есть количество необходимых измерений определяется количеством направлений (точек, между которыми проводятся измерения) и не зависит от количества VPN на сети оператора.
Оценки соответствия измерений, проводимых с использованием тестового трафика, и реального состояния сети показывают, что корреляция полученных значений возможна при интенсивности тестового трафика в объеме 1–5% от реального.
Предоставление услуги IP VPN на крупной мультисервисной сети, как правило, предполагает подключение через сети городского уровня региональных провайдеров связи. Проведение измерений на нескольких участках (магистральная сеть и сеть доступа) позволит оператору разграничить зоны ответственности и уменьшить количество измерений на магистральном уровне. Однако такая схема измерений не всегда согласуется с интересами клиента, для которого важно качество передачи трафика между абонентскими устройствами.
После того как определены общие принципы измерения, необходимо выбрать инструмент, который будет осуществлять сбор данных, их обработку и хранение, а также представит полученные измерения в понятном, удобном для просмотра виде.
Остановка по требованию
По результатам проведенных исследований предлагаемых целым рядом вендоров продуктов попробуем сформулировать требования к системам SLA-мониторинга. Кроме стандартных качеств систем такого уровня – надежности, масштабируемости и разграничения прав доступа, есть специфичные требования, которые можно условно разделить на три группы: работа с источниками данных, обработка данных, визуализация данных.
В области работы с источниками данных наименее проработан вопрос управления агентами, генерирующими тестовый трафик. Эту задачу должна решить подсистема, отслеживающая корректность используемых агентов, а при изменении конфигурации сети осуществляющая их конфигурирование в соответствии с установленными правилами. Кроме сбора перечисленных параметров качества передачи трафика, необходимо получать данные о состоянии сервиса от других систем (Fault Management, Performance Management), обрабатывать их и представлять интегральные отчеты о качестве услуги заказчику. А возможность расширить спектр собираемых данных (например, анализ CDR для VoIP-приложений) позволит оператору перейти в дальнейшем к заключению соглашений, включающих гарантии работоспособности наложенных сервисов.
В области обработки данных можно выделить две важные задачи: возможность задавать несколько пороговых значений при вычислении параметров качества (чтобы проактивно реагировать на деградацию сервисов на сети до превышения критических значений); возможность вычисления интегральной характеристики сервиса между двумя устройствами заказчика по результатам измерений на нескольких сетевых участках (чтобы включать в соглашение сквозные характеристики качества, наиболее интересные заказчикам).
В области визуализации данных должно обеспечиваться отображение интегральной характеристики уровня сервиса и иерархическая навигация по уровням детализации для облегчения поиска и локализации деградации сервисов при наличии большого количества клиентов и/или подключений. Также необходима гибкая настройка отчетов с выводом детализированной информации о поставляемых услугах, что позволит использовать систему как клиентский портал, предоставляющий документированную информацию об уровне качества услуг в рамках заключенных соглашений.
***
Внедрение оператором системы, обеспечивающей мониторинг качества предоставления услуг, дает заказчикам возможность непрерывного ведения бизнеса с полным контролем над качеством передачи трафика и, соответственно, повышает их удовлетворенность и лояльность. Вопрос лишь в том, чтобы правильно выбрать соответствующую систему. Особое внимание следует обратить на возможности системы в отношении сбора данных о параметрах сервиса, включая данные от других систем, а также в отношении вычисления интегральных характеристик сервиса и отображения наиболее значимых параметров, что позволит ориентироваться в больших объемах данных и иметь актуальную информацию о качестве услуги в целом.
Установка отдельных промышленных OSS/BSS-решений рассматривается сегодня операторами, как правило, в рамках комплексной модернизации информационных систем. Однако неслучайно в таких программах очередь приоритетов возглавляют системы мониторинга состояния сети и параметров услуг – наиболее очевидный инструмент повышения эффективности операторского бизнеса. И если в мониторинге сети, как показывает операторский опыт, можно смело опереться на уже существующие решения вендоров, то в задаче SLA-мониторинга поставщик услуг видит нерешенные вопросы. Готовы ли вендоры принять вызов?