Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2009 | ![]() |
![]() |
Евгения ВОЛЫНКИНА | 08 декабря 2009 |
RIW в свободном полете
Первая Неделя российского Интернета (Russian Internet Week, RIW) состоялась год назад в рамках выставки «Инфоком». Нынешняя RIW-2009 в «крыше» уже не нуждалась, поскольку в отличие от многих других отраслей российский Интернет активно растет: в 2009 г. прирост числа доменов в зоне .RU уже превысил 32%, на подходе и новый домен – .РФ.
«Неделя» продолжалась всего три дня, но, не будем цепляться к словам. В нее вместились 9,5 тыс. посетителей, выставка «Интернет-2009» и трехдневная конференция в пять параллельных потоков. Причем четыре потока из пяти составляли «Профессиональную программу», посвященную разным профессиональным проблемам развития Рунета, а именно рекламе, маркетингу, технологиям, поисковой оптимизации, электронной торговле и т.д.Прирастать регионами
В последнее время с официальных трибун звучит много слов о грядущем построении в России информационного общества. Это по определению предполагает возможность доступа в Интернет для всех граждан. Если верить бравурным отчетам некоторых государственных чиновников, до такого будущего уже рукой подать: утверждается, что к концу 2009 г. интернет-пользователями станут 65 млн россиян. Специалисты интернет-отрасли, выступавшие на круглом столе «Рунет-2009: Цифры. Аналитика. Факты» дали более пессимистичные оценки: активная интернет-аудитория сейчас насчитывает около 31,5 млн человек, которые выходят в Сеть не реже одного раза в неделю. Причем это число, по данным ФОМ, за последние годы увеличивалось на 25% в год. Понятно, что скоро этот рост должен замедлиться. Это уже видно по ситуации в Москве, где, по данным исследовательской компании TNS, в течение последних полутора лет интернет-проникновение сохраняется почти постоянным на уровне 60–62%, что соответствует показателям мегаполисов развитых стран мира. Как рассказала руководитель проекта TNS Россия Инесса Ишунькина, в 2009 г. к Москве подтянулись С.-Петербург (54–56%) и Екатеринбург (55–56%). Заметный прогресс в течение последних двух лет наблюдается и в городах с населением более 100 тыс. человек, где проникновение уже достигло 48–49%.
Об успехах в этой сфере говорят и итоги традиционного Всероссийского интернет-марафона, который проводится РОЦИТ уже четвертый год подряд. На RIW-2009 исполнительный директор РОЦИТ Сергей Плуготаренко досрочно объявил Воронеж лучшим городом марафона 2009 г. Досрочно потому, что этот город, который впервые принимал у себя марафон, сильно удивил московских организаторов и интересной программой, и количеством участников (больше 1000 человек, хотя по численности населения он не относится к городам-миллионникам).
Рунетная юность
Расслоение российских граждан по доступу в Интернет наблюдается не только по географическому признаку. еще более оно выражено среди разных возрастных категорий. По данным TNS, фактически вся молодежь в возрасте от 12 до 24 лет независимо от места жительства – уже в Интернете: уровень проникновения в Москве составляет 95%, в С.-Петербурге – 94%, в российских городах с населением от 100 тыс. человек – 87%. Более экономически самостоятельная публика в возрасте 25–34 лет оказывается менее интернет-активной (86, 84 и 68% соответственно), не говоря уже о тех, «кому за 55» (в Москве таких 21%, а в регионах – 8%). Так что резервы роста численности интернет-пользователей еще есть: он будет происходить главным образом в небольших городах и сельской местности, а также среди граждан «послешкольного» возраста.

Кстати, реклама в Интернете, несмотря на кризис, чувствует себя очень неплохо. По данным АЦВИ, объем рекламного рынка в Рунете за 8 месяцев 2009 г. достиг 10 млрд руб. (объем рекламы во всех печатных изданиях – 19 млрд руб.). Более того, рекламные бюджеты в традиционных областях сейчас сокращаются, а затраты на интернет-рекламу в рублевом выражении как минимум остались на том же уровне. Причем эксперты отмечают новую тенденцию: приход в Интернет рекламодателей из малого и среднего бизнеса, чей общий вклад становится весьма весомым.
Государево око
Рунетом уже давно интересуется не только бизнес, но и государство. А так как наши сограждане с опаской относятся к попыткам регулирования интернета, круглый стол «Законодательные инициативы в Рунете – угрозы и возможности» вызвал живой интерес участников RIW-2009. Как отметил советник Минкомсвязи Олег Рыков, попытки разработки каких-то законов или положений, регулирующих деятельность сети Интернет в России, делаются на протяжении практически всей истории ее существования. Недавно на этом поприще отметилось Министерство юстиции со своим скандальным проектом изменений законодательных актов, касающихся защиты государственных информационных ресурсов, который в реальности развязал бы руки чиновникам в борьбе с инакомыслием в Сети, а интернет-провайдеров обязал бы раскрывать всю информацию о своих клиентах. Примечательно, что против этой инициативы выступили не только интернет-сообщество и Общественная палата, но и Минкомсвязи. Инициаторам подобного законотворчества О. Рыков предлагает сначала честно ответить на вопросы: чего планируется добиться с помощью предлагаемого законопроекта? какие преимущества он даст? какие недостатки действующего законодательства будут при этом исправлены? «Вполне возможно, что после этого выяснится, что никакого закона и не требуется, а проблему можно решить каким-то ведомственным актом, с помощью общественных организаций или просто призывами к порядочности», – считает эксперт.

В общем, есть вероятность, что здравый смысл все же возобладает и на RIW-2010 на круглом столе по «законодательным инициативам в Рунете» будут обсуждаться другие «угрозы и возможности».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!