Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2006 | ![]() |
![]() |
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  | 01 декабря 2006 |
Тяжела ли «шапка» оператора для операторов? Рост доходов подвержен влиянию конъюнктуры
![](/data/413/597/1234/1273_1.jpg)
Вот уже второй год подряд доходы межоператорского рынка (рис. 1) растут заметно быстрее, чем от предоставления услуг связи в целом. Так, в 2005 г. они выросли на 42% (против 30% общеотраслевых), что в денежном выражении составило $1 млрд; в нынешнем ожидается $1,2 млрд. Можно назвать несколько факторов, обеспечивших столь благоприятную для оптового рынка ситуацию. Прежде всего это либерализация рынка междугородной и международной связи. Свою роль также сыграло появление новых нормативных правовых документов, регулирующих взаимоотношения между операторами связи, в первую очередь Постановления Правительства № 161 от 28.03.05 «Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия». И наконец, на динамику межоператорского рынка благотворно повлияло активное развитие широкополосного доступа в регионах.
Несмотря на то что, по оценкам «iKSКонсалтинг», на середину 2006 г. вклад межоператорского рынка в общие доходы телекоммуникаций был невысок – всего 15% ($4,5 млрд), его значение для развития всей отрасли заметно возросло. Во-первых, увеличился удельный вес доходов от предоставления услуг связи операторам: за 6 месяцев текущего года их доля выросла почти на 2 процентных пункта – до 15%.
![](/data/419/597/1234/1273_2.jpg)
Во-вторых, усилилось влияние межоператорского рынка на развитие некоторых сегментов конечного потребления, например на интернет-доступ. Так, высокая стоимость оптового интернет-трафика в регионах, обусловленная отсутствием конкуренции на межоператорском рынке интернет-услуг, сдерживает развитие регионального рынка доступа в Сеть. По мнению большинства локальных интернет-сервис-провайдеров, именно высокая себестоимость услуг доступа в глобальную сеть не позволяет предлагать массовому потребителю более низкие тарифы. Но поскольку наряду с этим фактором объемы потребления оптового рынка во многом определяются конъюнктурой рынка частных и корпоративных пользователей, то именно повышение спроса на услуги сотовой связи и доступа в Интернет во многом обеспечили высокие темпы роста этого потребительского сегмента за последние 3 года.
…и его уязвимости
На оптовом рынке услуг доминирующим является сегмент присоединения и пропуска трафика. На начало второго полугодия 2006 г. его доля в общих доходах составляла более 65%, или $1,3 млрд (рис. 3). И тем не менее именно этот сегмент рынка развивается особенно медленно: в 2005 г. он вырос на 33%, до $2,5 млрд, при общем росте суммарных доходов от предоставления услуг связи операторам на уровне 43% (рис. 4). Несмотря на то что за последний год объем передаваемого платного трафика увеличился более чем в 2 раза – до 56 млрд минут, стоимость транзита голосового трафика постепенно снижается. Только за 9 месяцев 2006 г. средняя стоимость одной минуты уменьшилась на 12%, до 0,06 цента.
![](/data/417/597/1234/1273_4.jpg)
Как показывает анализ структуры голосового трафика, рынок его транзита развивается за счет сотовых абонентов. Соединения пользователей сетей подвижной связи в общем объеме платных соединений составляют порядка 70% (рис. 5, 6). Это говорит о том, что при ожидаемом насыщении сотового рынка и замедлении роста абонентской базы мобильных операторов сегмент пропуска трафика лишится основного фактора своего роста, что сразу же негативно отразится на его развитии. С учетом тогочто пропуск трафика занимает значительно больше половины общего объема услуг, снижение темпов роста этой услуги отрицательно скажется на динамике всего межоператорского рынка.
Факторы роста
И все же спрос на услуги межоператорского рынка можно будет сохранить на прежнем уровне за счет широкого предоставления ряда сервисов:
Построение корпоративных сетей связи. В настоящее время число компаний с распределенной сетью стабильно растет, а значит, растет спрос на услуги объединения офисов в единую сеть.
![](/data/423/597/1234/1273_5.jpg)
Широкополосный доступ. Увеличение числа пользователей интернет-услуг, а также изменение их поведения в сторону потребления более «тяжелого» контента стимулируют рост объема потребляемого интернет-трафика. Например, за 6 месяцев 2006 г. этот объем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос чуть ли не вдвое – почти до 44 тыс. терабайт. Это заставляет интернет-сервис-провайдеров наращивать емкость внешних каналов, что в свою очередь определяет рост сегмента межоператорского доступа.
Дополнительные услуги в сотовых сетях. По мере приближения к насыщению сотовые операторы все активнее развивают в своих сетях такие дополнительные услуги, как мобильный Интернет и предоставление мобильного контента. Число их пользователей и объем потребления стабильно наращиваются вот уже на протяжении последних трех лет (рис. 7).
![](/data/421/597/1234/1273_6.jpg)
Таким образом, на межоператорском рынке услуг связи наметилась тенденция смещения точки роста из сегмента услуг пропуска трафика в сегмент аренды каналов связи, который, как ожидается, в ближайшие 3 года станет основным локомотивом роста оптового рынка. Уже в 2005 г. он развивался наиболее динамично среди всех сегментов операторского рынка.
![](/data/843/597/1234/1273_7.jpg)
При сохранении стоимости аренды каналов спрос на них вырос в связи с выдачей лицензий на услуги междугородной и международной телефонной связи более чем двум десяткам операторов связи. Не секрет, что большая их часть создает свои сети дальней связи на арендованной инфраструктуре. Как результат, за 1-е полугодие 2006 г. удельный вес услуг по аренде каналов в общих доходах от услуг междугородной и международной связи увеличился почти на 8 процентных пунктов – до 21% ($340 млн). При негативной динамике доходов от международной связи и низкой динамике от междугородной можно ожидать дальнейшего «утяжеления» доли услуг предоставления каналов дальней связи в аренду.
![](/data/841/597/1234/1273_8.jpg)
Примечательным является тот факт, что в последние 4 года опережающими темпами развивался рынок спутниковых каналов связи, в результате чего этот сегмент постепенно увеличивается в размерах (рис. 8).
Несмотря на то что потребительский рынок интернет-доступа является одним из наиболее динамично развивающихся, сегмент интернет-услуг для операторов пока еще не может оказывать существенного влияния на весь рынок в силу своего небольшого объема.
![](/data/847/597/1234/1273_9.jpg)
Анализ развития межоператорского рынка показывает, что в настоящий момент наблюдаются тенденции, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на сегмент услуг связи для операторов. Это означает, что дальнейшее развитие межоператорского рынка будет зависеть от того, как скоро операторы для операторов сумеют адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям
СПРАВКА. В то время как в российских телекоммуникациях ведут свою хозяйственную деятельность более 3 тыс. операторов, межоператорский сегмент услуг связи сформировали лишь несколько десятков компаний. Количество операторов для операторов ограничено, и к ним предъявляются достаточно высокие требования, ведь они являют собой некий стык инфраструктур внутри страны, а также российских сетей с мировыми.
![](/data/845/597/1234/1273_3.jpg)
Рынок телекоммуникационных услуг для операторов представляет собой специфичный потребительский сегмент, который составляют в основном альтернативные операторы сотовой и фиксированной связи и интернет-сервис-провайдеры (рис. 2). Модели их потребительского поведения заметно отличаются от моделей поведения конечных пользователей.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!