Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
22 октября 2009 |
Эдуард Шарай (МГТС): "Госструктуры, как и хозрасчетные организации, стали жестко считать статьи расходов."
Между участниками рынка ИКТ согласия относительно страховки госзаказом в период кризиса не достигнуто. Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №10 2009, "ИКТ для государстава. Государство для ИКТ". Часть 5.
"ИКС": Повлиял ли кризис на активность обеих сторон (ИКТ-поставщик и государство-заказчик), мотивацию, условия работы и схемы финансирования ИКТ-проектов в интересах государства? Насколько работа с госзаказчиком страхует компанию от кризиса?![](/data/798/999/1236/Stepanov.jpg)
![](/data/796/999/1236/Шарай.jpg)
Эдуард Шарай, директор по маркетингу и продажам ОАО МГТС: Кризис ударил - и госструктуры в той же мере, что и хозрасчетные организации, стали жестко считать статьи расходов. Кто-то ищет схемы иной организации связи, отказывается от прямых телефонов и переходит на учрежденческие сети; кто-то понемногу сокращает количество телефонов. Трафик при этом не сокращается, говорить наши клиенты меньше не стали, но стали внимательней относиться к расходам - и с этим связан определенный отток телефонов, который мы ощущаем с наступлением кризиса. Хозрасчетные организации более подвержены кризису в плане смены офисов (соответственно и смены телефонных номеров), а "бюджетники" понемножку сокращают телефоны. В общем, иметь в портфеле госзаказ - не гарантия стабильности. По крайней мере, для оператора.
![](/data/802/999/1236/Рыбаков.jpg)
![](/data/800/999/1236/romanov.jpg)
Михаил Романов, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии компании Stonesoft: Не секрет, что многие компании в период кризиса делают ставку именно на госсектор, поэтому количество компаний-поставщиков, предлагающих услуги в этом секторе, резко возросло. Повышение конкуренции в ряде случаев привело к откровенному демпингу со стороны компаний – поставщиков услуг, что с одной стороны играет на руку заказчику, который может сэкономить значительные средства, но с другой стороны, экспоненциально возростают риски некачественного выполнения работ, что в сфере информационной безопасности недопустимо. Неправильно спроектированная система защиты, даже с использованием только сертифицированных средств защиты, может попросту парализовать информационную систему предприятия из-за недостатка производительности или подставить под угрозу важные государственные информационные ресурсы, например, из-за наличия уязвимостей в базовом программном обеспечении. Все это необходимо учитывать организациям-заказчикам при выборе подрядчика работ, основывая свой выбор не только на стоимости работ, но и на опыте участия подрядчика в подобных проектах, его репутации, наличии квалифицированных специалистов и т.п.
![](/data/806/999/1236/Кучер.jpg)
Варвара Кучер, директор BCC по развитию бизнеса с госсектором: Отмечу про условия – возросшая конкуренция среди ИКТ-компаний за госзаказы позволила заказчикам экономнее тратить бюджеты, за меньшие деньги получая больший объем работ. Деньги, получаемые через госзаказы – очень хорошая страховка для сохранения бизнеса у ИКТ-компании и рабочих мест у коллективов специалистов. Эти средства, помимо того, что решают непосредственные производственные задачи, поставленные в проектах, также служат делу поддержки национальной экономики через выплаченную в ИКТ-компаниях зарплату, способствуя тем самым стабилизации внутреннего спроса.
![](/data/703/999/1236/Федченко.jpg)
Владимир Федченко, руководитель группы по реализации услуг ООО "РуСат": Влияние кризиса может повлиять на активность государственного заказчика, а активность второй стороны, ИКТ-поставщика, является вторичной. Работа с госзаказчиком не может застраховать компанию от кризиса, а может и усугубить ее положение. В частности, в случае снижения объема бюджетного финансирования компания, заключившая государственный контракт на оказание услуг вынуждена пойти либо на снижение уровня прибыли по данным услугам, либо вовсе отказаться от выполнения условий контракта.
![](/data/701/999/1236/Крамарь.jpg)
Виталий Крамарь, директор "Телепорт-Сервис": Кризис, безусловно, оказывает свое влияние. В первую очередь, он сказался на объемах финансирования: схемы пока остались прежними, в соответствии с 94-м законом, а мотивация со стороны поставщиков для работы с государством во время кризиса должна быть выше хотя бы потому, что государство как клиент, более стабильно и жизнеспособно в сравнении с множеством коммерческих структур. Коммерческие компании имеют больше шансов, если не обанкротиться во время кризиса, то задерживать платежи или просить о снижении стоимости продуктов, что не так критично в случае с госконтрактами, тем более уже вступившими в действие.
![](/data/707/999/1236/Зеров.jpg)
Александр Зеров, коммерческий директор компании «Альвис Плюс»:
В кризисное время стало намного больше компаний, желающих поставлять оборудование и решения для государства – это первое. Бюджеты многих государственных проектов хоть и выполняются, но кое-где были сокращены. Некоторые интересные проекты, к сожалению, пока так и остаются на стадии проекта. Стабильно и в полном объеме финансируются только социально-значимые и стратегические сферы: образование, медицина, ВПК. Насчет страховки от кризиса могу сказать, что да, действительно, государственный заказ более стабилен, но он требует от компании в нынешние непростые времена очень серьезных усилий и затрат для действительно успешной игры на этом поле. Позволить себе такое сейчас могут немногие, большинство просто пробует свои силы.
Вадим Ваньков, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности компании"КОМКОР": Нельзя сказать, что в последнее время интерес государственных заказчиков к телекоммуникационным услугам снизился. По ранее заключенным контрактам изменений никаких не происходит – финансирование определено законом. Что касается новых заказов – можно говорить о некотором сокращении бюджетов, небольшом снижении количества новых объектов. Тем не менее, потребность в услугах сохраняется, ставятся новые задачи.
![](/data/711/999/1236/Косогоров.jpg)
Николай Косогоров, заместитель генерального директора ГК «Сервис Плюс»: Повлиял, однозначно. Финансовый аспект является самым острым. Да, рынок госзаказа - один из немногих стабильных рынков, где есть более или менее понятное финансирование, но возможности подрядчиков инвестировать собственные средства сократились. Прибавьте к этому курсовые валютные риски для импортеров оборудования, из-за которых при ведении длительного проекта можно легко попасть на убытки. Так что вряд ли мы станем однозначно утверждать, что работа с госзаказчиком сейчас может от чего-то застраховать.
![](/data/709/999/1236/Сизоненко.jpg)
Григорий Сизоненко, генеральный директор компании ИВК: Мы не ощущаем на себе влияние кризиса. Более того, интерес к нашим разработкам в текущем году значительно вырос. В первую очередь, со стороны государственных структур. Есть, конечно, некоторые проблемы с финансированием отдельных проектов. Например, систему электронного документооборота для Министерства обороны совместно с компанией РАМЭК мы сегодня развертываем без предварительного финансирования. Однако, у нас нет сомнения, что Заказчик с нами полностью рассчитается за выполненные работы. В других же проектах мы получаем устойчивое финансирование.
![](/data/683/999/1236/Смирнов.jpg)
Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании "АйТи": Ни насколько не страхует. Работа с госсектором, напротив, повышает всяческие риски. В первую очередь, от кризиса, так или иначе, как раз и пострадали госзаказчики, хотя бы потому, что им очень сильно секвестрировали бюджеты. А как следствие, сократилась активность с их стороны.Естественно это отразилось на рынке — поставщики ИТ-решений, напротив, возбудились, и стали более пристально смотреть по сторонам. В данном случае я имею в виду скорее небольшие и средние компании, которые начали проявлять излишнюю активность в конкурсах, раньше их особо не интересовавших. Выполнить такие задания им порой просто не под силу, но надеясь непонятно на что, они с завидным упорством продолжают бороться за такие контракты. Наверное, рассчитываю «на русский авось». Все это, конечно, мешает работе в первую очередь тех же госструктур.За весь рынок сказать не могу, но для "АйТи" государственный заказчик всегда был интересен и такие проекту имели большой приоритет. Этой же линии мы и продолжаем держаться.
![](/data/681/999/1236/Анисимов.jpg)
Константин Анисимов, заместитель генерального директора компании «Микротест»: В начале кризиса государство в какой-то мере поддерживало ИКТ-отрасль за счет заказов. Тогда как коммерческие предприятия в разы сокращали расходы на ИТ, государственные предприятия в гораздо меньшей степени уменьшали ИТ-бюджеты. Однако сейчас существует тенденция в сторону урезания финансирования в ИТ-проекты со стороны госзаказчиков. Поэтому работа с госструктурами сейчас не особо страхует компании. Кризис, безусловно, повлиял на активность госструктур - ИТ-проекты стали краткосрочными, необходимо доказывать состоятельность проектов и их эффективность. Кроме того, поменялось отношение к реализуемым проектам – стали более тщательно выбираться решения с точки зрения цены и ряда других показателей.
![](/data/687/999/1236/Макаров.jpg)
Олег Макаров, заместитель коммерческого директора по продажам и развитию "АйпиНэт": Кризис так или иначе затронул все сферы нашей экономики, и эта не исключение. Соответственно он повлиял и на поведение обеих сторон, но прежде всего, конечно, заказчика. У большинства госзаказчиков были пересмотрены бюджеты, причем в сторону их уменьшения, проанализированы сами проекты и от одних отказались, по другим либо сокращено финансирование, либо перенесены сроки реализации. В этих условиях, а также в условиях усиления конкуренции изменяется и поведения ИКТ-поставщика. Становится более рациональным, просчитываемым. И, на наш взгляд, по ряду причин работа с госзаказами не может являться надежным и определяющим фактором, защищающим компанию от кризиса.
![](/data/731/999/1236/Ilya-Kuzmin.jpg)
Илья Кузьмин, директор по продажам Amdocs CRM в России и странах СНГ: Безусловно, повлиял. Сейчас весьма серьезно «срезано» бюджетирование на развитие ИКТ. Хочу отметить, что текущие проекты, которые реализовывались в первой половине 2009 г., стали для компаний-поставщиков больше спонсорско-инвестиционными. Но вендоры надеются на изменение такой ситуации во второй половине года. В такой ситуации компаниям-поставщикам ИКТ ничего не оставалось, как продолжать развитие проектов, разрабатывать новые сервисы для потенциального заказчика для того, чтобы в любой момент они могли бы быть предложены заказчику. На мой взгляд, госзаказчик никак не может страховать компанию поставщика, находясь самому в трудном финансовом положении. Все полагались на деловые отношения между поставщиком и заказчиком и на понимание экономической ситуации в стране.
![](/data/729/999/1236/Алексей-Луговой.jpg)
Алексей Луговой, директор департамента продаж в государственном секторе Optima: Конечно, с началом кризиса бюджеты сократились не только в коммерческих организациях, но и в органах государственной власти. Это замедлило реализацию части проектов, а от некоторых пришлось пока отказаться. Что касается схем финансирования, то они остались прежними. Нельзя сказать, что госзаказ полностью страхует компанию от кризиса. На мой взгляд, это справедливо лишь в том случае, если доля госзаказа в бизнесе компании свыше 70%.
![](/data/735/999/1236/Гольдштейн.jpg)
Александр Гольдштейн, заместитель директора НТЦ Аргус ГК Экран: Отрасль, конечно же, пострадала от кризиса, но остановить развитие ИТ невозможно. Слишком сильно наша современная жизнь связана с инфотелекоммуникациями и для государства остановить развитие этого направления невозможно, в отличие от коммерческих компаний. Это и то, что государство отвечает по своим финансовым обязательствам всегда и на 100%, и является своеобразной страховкой для компании-поставщика. При этом на следующий год бюджет конкретного направления может быть сокращен по объективным причинам и ситуация изменится.
![](/data/733/999/1236/Харламов.jpg)
Анатолий Харламов, директор Департамента по работе с государственным сектором ОАО "СИТРОНИКС": В условиях кризиса произошло резкое усиление конкурентной борьбы в госсекторе за счет стремления новых игроков занять место на устойчивом и развивающемся в момент кризиса рынке. Госзаказчику приходится более тщательно подходить к определению победителей в конкурах по качественным критериям, из-за резкого снижения стоимости предложений от новых игроков рынка. Игра на понижение стоимости в ущерб качеству в условиях кризиса также спровоцировала серьезную инфляцию качества технических решений и привела к определенному перераспределению ролей игроков рынка ИТ в госсекторе. Госзаказчику невыгодно понижение стоимости ИТ -проектов, как и наличие новых игроков, поскольку это ведет к снижению будущих бюджетов и росту рисков. Все это в совокупности привело к возникновению, на мой взгляд, некоторой растерянности среди госзаказчиков, и послужило главной причиной переноса ключевых тендеров в госсекторе на вторую половину или конец 2009 г.
![](/data/741/999/1236/Никулин.jpg)
Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК: Действительно, кризис немного изменил правила игры. Сейчас, по текущему законодательству, участвовать в тендере может любая компания без опыта, компетенций, знаний, сертификаций, и выиграть его по демпинговым ценам. Скорее всего, данная компания потом получит штрафные санкции и попадет в список недобросовестных исполнителей. Но для многих это не имеет значения – компания банкротится и регистрируется под новым именем. Крупным же игрокам, с многолетней репутацией, стало сложнее. Еще один очень больной вопрос – разница курса. Все контракты заключаются в рублях, но оборудование для проектов иностранных вендоров приобретается только в валюте. Поэтому я бы не стал говорить, что работа с государственными заказчиками является страховкой от кризиса.
![](/data/715/999/1236/Khlustova.jpg)
Юлия Хлюстова, коммерческий директор компании «ПетерСтар»: Уровень спроса со стороны государства и предложений на рынке, по нашим наблюдениям, остался прежним. В любом случае, от кризиса любую компанию лучше всего страхует диверсификация – оказание широкого спектра услуг, помимо государственных заказчиков, и коммерческим предприятиям как крупного, так и малого и среднего уровня, и физическим лицам.