Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2009 | ![]() |
![]() |
Виталий ЧААДАЕВ  Сергей МАЛЬЦЕВ  | 13 октября 2009 |
ЖКХ: как открыть «одно окно»?
Концепция «одного окна» в области информатизации подразумевает организацию такой ИКТ-инфраструктуры, когда любой человек, воспользовавшись терминалом или ПК, подключенным к Интернету, может получить не только необходимую справочную информацию, но и заказать, оформить и оплатить саму государственную услугу. Как теорию воплотить в практику?
![Виталий ЧААДАЕВ, генеральный директор, ЗАО](/data/992/980/1236/Chaadaev.jpg)
Стройматериалы для «одного окна»
Что для этого нужно? Распределенная мультисервисная сеть, мощный центр обработки данных, контакт-центр и организация современного электронного документооборота. Важно, что
такая инфраструктура не является неким обособленным решением для организации предоставления услуг. Более того, она абсолютно типична и уже привычна для компаний связи и не требует от них крупных инвестиций в уже действующие сети, позволяя рассматривать предоставление подобных услуг как дополнительный источник дохода при минимальных затратах.
Для примера рассмотрим реализацию принципа «одного окна» в жилищно-коммунальной сфере.
Современные комплексные решения для создания единого информационного пространства в области ЖКХ включают следующие элементы: сбор показаний с приборов учета, передачу информации, обработку данных о потребленных энергоресурсах, организацию расчетно-сервисных систем, информационно-справочного и аналитического сопровождения (рис. 1). Таким образом, кроме непосредственной комплексной работы с потребителем, создаются предпосылки для решения важнейшей государственной задачи повышения энергоэффективности (поскольку невозможно научиться экономить то, что нель-зя посчитать). Причем для оперативной передачи информации используется разветвленная мультисервисная сеть, охватывающая все сооружения, а в качестве «мозгового центра» выступает оборудование, позволяющее решать задачи автоматизации в различных инфраструктурных проектах на базе ИКТ. При этом, как уже было отмечено, мультисервисная сеть должна охватывать все здания, где планируется организовывать учет потребления энергоресурсов, поэтому решение строится с помощью крупных операторов связи, которые уже имеют готовую инфраструктуру и могут гарантировать своевременную передачу данных в ЦОД для предоставления услуг в области ЖКХ.
Тем не менее технических возможностей операторов связи недостаточно для построения комплексной системы мониторинга и управления ЖКХ. Необходимо участие третьего лица, которое бы взаимодействовало со всеми участниками рынка ЖКХ: с населением, с ресурсоснабжающими организациями, с организациями, управляющими жилым фондом, с органами госвласти.
Один из вариантов – привлечение профессионального оператора информационной системы (ИС).
Спецоператор «одного окна»
В соответствии с действующим законодательством это организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации ИС, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Такая организация в автоматическом режиме должна следить за средствами объективного контроля потребления энергоресурсов, выполнять расчеты по определению стоимости за пользование услугами ЖКХ и вести работу с заявками потребителей по всем видам энергоресурсов в режиме «одного окна». Это решение позволит органам госвласти и местного самоуправления видеть объективную картину реально происходящих процессов и принимать своевременные социально значимые управленческие решения.
Поставщикам услуг ЖКХ внедрение ИС даст возможность поддерживать в актуальном состоянии единые базы данных по потребителям услуг, минимизировать расходы на расчетно-сервисное обслуживание за счет ИТ-аутсорсинга и использования единого информационного пространства, применять гибкие тарифные планы, перейти к раздельному учету затрат с целью обоснованного формирования инвестиционной составляющей в тарифах.
Основной эффект от проводимых мероприятий получат потребители услуг ЖКХ, поскольку это принципиально новое качество расчетно-сервисного обслуживания населения, снижение расходов на услуги за счет оплаты по фактическому потреблению и возможность управления собственным потреблением ресурсов.
Для построения управленческой вертикали от федерального до муниципального уровня необходимо создание системы мониторинга и управления ЖКХ субъекта РФ на основе организации единого информационного пространства, позволяющего в режиме реального времени использовать информацию о процессах в ЖКХ (рис. 2).
Система контроля и мониторинга ЖКХ должна быть гармонично вписана в процессы взаимодействия потребителей жилищно-коммунальных услуг, организации жилищно-коммунального комплекса, администрации субъекта РФ и муниципальных образований, соответствующих министерств и ведомств федерального уровня. Также решение должно дополнять уже существующие сети и системы (многофункциональные центры, муниципальные информационные ресурсы), но при этом обладать гибкостью, масштабируемостью и необходимыми инструментами по защите информации.
Особо следует отметить, что без должной автоматизации на уровне организаций ЖКХ невозможно обеспечить поступление в Систему контроля и мониторинга оперативной и достоверной информации для принятия управленческих решений и повышения энергоэффективности при использовании ресурсов ЖКХ. Таким образом, общая телекоммуникационная инфраструктура будет включать в себя распределенную областную (городскую) и внутридомовые технологические сети.
Технологии «одного окна»
Итак, городская сеть передачи данных, как правило, уже построена крупными операторами связи. Поэтому главная задача сводится к созданию внутридомовых сетей. Вне зависимости от вида решения можно выделить основные ее элементы: приборы учета энергоресурсов; устройства снятия данных с приборов учета; концентраторы, агрегирующие информацию; точку входа в сеть передачи данных.
Проводные решения реализуются путем построения кабельной инфраструктуры при подключении к приборам учета ресурсов. Это наиболее простое в реализации решение при подключении общедомовых счетчиков, но и самое затратное в случае расширения системы на индивидуальные приборы учета. Поэтому наиболее перспективными считаются беспроводные решения, основанные на подключении общедомовых и индивидуальных приборов учета к радиомодулям, передающим данные на общедомовый концентратор по радиоканалам (рис. 3). Есть еще и гибридные построения, объединяющие некоторые свойства первых двух решений.
По поводу построения последней мили сломано немало копий, рассмотрены все популярные проводные и беспроводные решения, учтены их достоинства и недостатки, обоснованы типовые технические решения (см. «ИКС» № 10’2005, с. 24). Но хотелось бы заострить внимание на том, что при передаче данных с приборов учета скорость обычно не превышает нескольких десятков килобит в секунду. Однако широкополосный канал может потребоваться в случае предоставления оператором дополнительных услуг, таких как видеонаблюдение, либо при комплексном предоставлении традиционных услуг связи. Между тем уровень обработки данных, помимо решения основных задач в области ЖКХ, можно использовать для реализации государственных услуг на базе МФЦ и разворачивать дополнительные сервисы по обслуживанию клиентов (организация диспетчерских и справочных служб, размещение веб-серверов и т.д.). Данные сервисы могут применяться как в коммерческих, так и в социально ориентированных сферах.
Таким образом, в России созданы все предпосылки для качественного прорыва в области реализации ИКТ-решений для предоставления госуслуг, в частности услуг ЖКХ. Есть и крупные телекоммуникационные компании с необходимой инфраструктурой, и операторы ИС, комплексные системы которых позволяют связать в единое информационное пространство предоставление данных услуг. Осталось ответить на вопрос: насколько комплекс ЖКХ готов воспользоваться их
возможностями?..