Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 11 2006 | ![]() |
![]() |
01 ноября 2006 |
Россия-транзит: как обрести данность?
Когда география не в счетТранзитные грузы огибают Россию по известной причине – из-за неэффективности перевозок, которая напрямую зависит от быстроты, надежности и стоимости. Иначе говоря, от доли логистических издержек в конечной цене товара. По данным Минтранса, сегодня эта доля в России составляет 24% (общепринятый в мире уровень – не более 12%). В общем, везти грузы через Россию – дорого, долго, да и небезопасно. Почему?
Транзитные перевозки из Европы в Азию через Россию осуществляются, как правило, несколькими видами транспорта (груз приходит морем, перегружается на железную дорогу, затем опять на морские суда). Из-за нескоординированности действий участников процесса на подъездных путях у портов образуются пробки; к тому же вступает в силу синдром «семи нянек» – и железнодорожники из года в год вынуждены заниматься проблемой «брошенных поездов».
Уже никто не сомневается, что переломить ситуацию удастся, только принципиально изменив подход к управлению работой в транспортном коридоре, для чего придется признать, что международный коридор – это ЕДИНАЯ система организации транзитных перевозок через территорию нескольких государств. Иными словами, грузу нужен единый проездной. И тут без приставки «ИТ» не обойтись.
Исходя из этого посыла, потребуется выработать эффективный механизм управления логистическими издержками через координацию взаимодействия всех участников цепочки поставок. В мире такой механизм известен. Это единая логистическая структура, позволяющая на базе интегрированных информационных систем в режиме реального времени осуществлять мониторинг, анализ, прогнозирование, планирование и корректировку движения грузов по всем видам транспорта.
Свой подход к созданию такой системы ОАО «РЖД» изложило год назад на конференции Гильдии экспедиторов России. Минтранс России представил общественности аналогичный проект – концепцию Федеральной интегрированной геоинформационной системы мониторинга транспортной инфраструктуры. Проявив к обеим версиям большой интерес, общественность пока что остается в неведении относительно юридического статуса будущей управляющей системы и «личности» управляющего. По словам советника министра транспорта РФ Р. Гусейнова, «этот вопрос должен решить бизнес, а задача Минтранса – дать четкие правила игры с точки зрения государства».
Транспортные коридоры: штрихи к портрету

В инфраструктуру МТК входят железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством; морские порты на границах российских участков коридоров; аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу.
«Большая двойка» без прикрас
В международных коридорах на территории России выделяются два гиганта – маршруты Запад–Восток и Север–Юг. Самый крупный коридор (и самая протяженная железная дорога в мире) – Транссибирская магистраль – представляется идеальным сухопутным мостом между Европой и Азией, оснащенным по последнему слову ИТиндустрии. Однако на другой чаше весов – многочисленные экономические и организационные барьеры.

Предпринятая в 2006 г. попытка оптимизации тарифной составляющей российского участка оказалась неудачной. После январского повышения на Транссибе транзитных тарифов средняя стоимость перевозки груза возросла, по данным SeaNews, в 3–6 раз. А поскольку российский сухопутный мост жестко конкурирует с морскими транзитными артериями, транснациональные океанские перевозчики отреагировали мгновенно, объявив о снижении своих валютных, бункерных и прочих надбавок. Грузоотправители потянулись на морские маршруты, стали переориентироваться на переправку потоков по альтернативным сухопутным маршрутам – через Китай и Казахстан. По данным РБК Daily, объем транзитных контейнерных перевозок по Транссибирской магистрали сократился в первые же несколько месяцев этого года на 80% (!). Как выразился руководитель одной из российских транспортных компаний, транзитный поток Транссиба был «убит за два дня».

В дальнейшем ожидается расширение сотрудничества по вопросам согласования подходов к тарифной политике, оптимизации перевозочного процесса, создания совместных предприятий – крупных логистических операторов, реализации совместных инвестиционных проектов в сфере развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также создания логистических мощностей и сервисных центров. В.И. Якунин уверен, что уже к концу нынешнего года «подвижки в этом направлении точно будут».
Кроме того, РЖД планирует восстановление Транскорейской магистрали и объединение ее с Транссибом. Транскорейский коридор создаст самое короткое сообщение Азия–Европа–Азия. Ежегодный доход РЖД от такого транзита может составить около 1 млрд руб. Однако эта же транспортная артерия, по мнению экспертов, обескровит (а точнее – «обезработит») морской порт Восточный.
Второй стратегически важный для России транспортный коридор – Север–Юг – реанимируется уже лет десять. Он активно действовал 20–30 лет назад, ежегодно принося стране около $1,5 млрд дохода: в 70–80-е годы на иранском направлении транзитом через Россию перевозилось до 5 млн тонн грузов. Оскудела эта артерия по причинам геополитического характера – распада СССР и нестабильной обстановки на Кавказе. Восстановить «иранский транзит» было решено в конце 90-х, для чего Россия построила на Каспии морской торговый порт Оля, подведя к нему 50-километровую железнодорожную ветку.
В 2002 г. вступило в силу соглашение о коридоре между Россией, Ираном и Индией. Перспективы этого коридора, альтернативного перегруженному маршруту через Суэцкий канал, оценивались в 10–20 млн тонн в год. Однако прогнозы не оправдались: в 2004 г. порт Оля обработал, по данным SeaNews, 74 тыс. тонн грузов, а в 2005 г. и того меньше. В том же году финансово-хозяйственная деятельность ГУП «Морской торговый порт Оля» была прекращена, а ФГУП «Северо-Каспийское морское пароходство» объявлено банкротом. Тем не менее Минтранс не отказывается от планов вернуть России твердые позиции морской державы на Каспии посредством МТК Север–Юг: с 2006 г. финансовая поддержка развития порта возобновилась в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России». Надежда – на нового оператора, созданного при участии администрации Астраханской области.
От реанимации до расцвета – сколько шагов?..

Если раньше грузы до Балтийска шли только по автомобильной или железной дороге через территорию Литвы или Белоруссии, то с открытием парома автомобили и железнодорожные составы будут переправляться морем. Это на 20% дешевле, чем по железной дороге, и даже на сутки быстрее, поскольку морской путь между двумя российскими портами исключает необходимость таможенных и транспортных процедур. Планируется, что в ближайшие два года эту транспортную линию станут обслуживать уже несколько гигантских паромов, а портовая инфраструктура Балтийска будет расширена для приема океанских иностранных судов. По словам В.И. Якунина, «уже в конце текущего года существует реальная возможность организовать на линии Балтийск–Усть-Луга регулярное грузовое железнодорожное паромное сообщение». Кроме того, новая паромная переправа от Санкт-Петербурга до Калининградской области в ближайшее время будет продолжена до портов ФРГ.
Новый Шелковый путь из Азии в Европу по железной дороге и паромами по Балтике, по общему мнению, экономически рентабельнее и безопаснее для доставки грузов по сравнению с морским путем с Востока на Запад через Индийский океан и Средиземное море. Поэтому было бы, наверное, более корректно начать с мажорного аккорда. Например, со слов замминистра транспорта РФ А.С. Мишарина: «Транспортные возможности страны наряду с природными ресурсами и географическим положением относятся к конкурентным преимуществам России. Экспорт транспортных услуг становится такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт ресурсов. А реализация национальных проектов напрямую зависит от состоянияи развития транспортной инфраструктуры, которое, в свою очередь, невозможно без развития высоких технологий и создания единого информационного пространства для всех видов транспорта».
Итак, конкурентное преимущество целой державы нивелируется не только экономико-политическими проблемами, но и ИТ-разнобоем на транспорте. Виден ли свет в конце транспортного коридора?
* Нумерация Общеевропейской конференции по транспорту.
На транспортном рынке России работает 400 тыс. юридических лиц. Из них: 85 компаний-операторов на железнодорожном транспорте, 411 аэропортов и 210 авиакомпаний, 1500 автопредприятий, 44 морских порта и 2000 структур в морских портах, 128 речных портов и 1000 структур в речных портах, 75 тыс. грузовладельцев и 2500 экспедиторов.
По данным «Компании ТрансТелеКом»
Международные транспортные коридоры
В основу формирования системы международных транспортных коридоров положены официально установленные на 2-й Общеевропейской конференции по транспорту международные транспортные (критские) коридоры № 1, № 2 и № 9, предложения по их продлению по территории России, одобренные на 3-й Общеевропейской конференции по транспорту, и система евроазиатских коридоров, принятая на 2-й Международной евроазиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.).
В состав МТК включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки, и звенья российской транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для привлечения этих потоков.
В формируемой системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора Транссиб, участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии–Санкт-Петербург–Москва – в состав коридора Север–Юг. Для более полного учета геополитических и экономических интересов России направления МТК на территории страны дополнены рядом новых маршрутов, расширяющих зоны действия коридоров и повышающих их эффективность за счет более полного охвата международных и внутренних корреспонденций.
Дополнительные евроазиатские международные транспортные соединения:
- направление СанктПетербург–Пермь–Екате ринбург – кратчайшая связь Транссибирской железнодорожной магистрали с морскими портами и пограничными переходами на Северо-Западе России;
- направление граница Украины (от Харькова) –Сама ра–Уфа– продолжение панъевропейского транспортного коридора № 3 и связь Украины с Казахстаном и странами Средней Азии и далее по Транссибу, по которому осуществляются перевозки в сообщениях с Китаем, Монголией и другими странами АТР;
- Единая глубоководная система европейской части России (включая ВолгоДонской канал и ВолгоБалтий ский водный путь) – перевозки внутренним водным транспортом между Балтийским и Азово-Черноморским бассейнами, с одной стороны, и Каспийским бассейном – с другой;
- Северный морской путь имеет значительный нереализованный потенциал в обеспечении международного транзита через зону российского Севера.
В числе основных критериев выбора транспортных коммуникаций для включения в состав МТК – безопасность, своевременность доставки, сохранность грузов, полнота информации о состоянии груза и его местоположении в любой момент времени; обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы, с использованием ВОЛС и спутниковых систем.
Систему МТК на территории России предполагается в основном сформировать до 2010 г. (в дальнейшем она может получить развитие).
Из подпрограммы «Международные транспортные коридоры» ФЦП «Модернизация транспортного комплекса России на период до 2010 г.»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!