Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2006 | ![]() |
![]() |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 01 октября 2006 |
100-процентная «Беспроводная связь в России»
Ведущие мобильные операторы России «приурочили» к конференции знаковое заявление о достижении 100%-ного проникновения сотовой связи в стране. Этот факт отмечался практически всеми выступавшими. Но все они признавали, что метод механического подсчета проданных SIM-карт, обладатели которых в течение последних 6 или даже 12 месяцев хотя бы раз выходили в эфир (именно таким образом набралось 140 млн пользователей сотовых трубок), не отражает реалий и «живых» пользователей на самом деле на 30–35% меньше. Правда, «небольшая» погрешность никого особенно не смущала, ведь у нас любят круглые цифры.Конечно, 100% – это средний показатель. По данным А. Шатикова (AC&M-Consulting), в июне 2006 г. проникновение в Москве и С.-Петербурге достигло 147 и 128% соответственно. А в регионах, интересы которых представлял Ю. Домбровский (Ассоциация-800), этот показатель сейчас составляет немногим более 90%.
Признаки насыщения рынка
Тем не менее всеми участниками российского сегмента мобильной связи признается, что он выходит (или уже вышел) на насыщение. И говорит об этом не только замедление роста абонентской базы, а прежде всего замедление прироста выручки: в 2005 г. число мобильных пользователей увеличилось почти в 1,7 раза, а доходы операторов выросли всего на 36%. Кроме того, квартальная выручка всех сотовиков во втором полугодии 2005 г. и в 1-м квартале 2006 г. оставалась постоянной – $2,9 млрд. На насыщение рынка указывает и падение ARPU. Если в 2000 г., когда в России было 2 млн абонентов сотовой связи, ARPU составлял $50, то в 2006 г. при абонентской базе в 140 млн – уже $7.
Правда, падение ARPU в последнее время несколько замедлилось, но по причине введения с 1 июля 2006 г. принципа CPP («бесплатные входящие») и связанного с этим изменения тарифов сотовых операторов.
9 лет CPP в России
![](/data/621/596/1234/1179_1.jpg)
Однако при введении CPP на федеральном уровне картина была не столь идиллической. Операторы «большой тройки» не только установили для абонентов плату за соединение, они еще ввели специальную цену (0,95 руб./мин) за обмен трафиком внутри «тройки», тогда как для других операторов эта цена составила 1,1 руб./мин. Ассоциация-800 обратилась в ФАС, и последняя возбудила дело против «большой тройки». Тогда «ВымпелКом», не дожидаясь решения ФАС, пошел на компромисс и согласился до 31 декабря 2006 г. установить для региональных операторов цену в 0,95 руб./мин.
ARPU, VAS… головоломка не складывается
Понятно, что после введения CPP и изменения тарифов рост ARPU будет непродолжительным, да и незначительным. Операторам придется приложить немало усилий, чтобы переломить многолетнюю тенденцию снижения ARPU. В качестве одного из способов давно предлагают развивать дополнительные услуги (VAS) на базе новых неголосовых технологий. Сейчас практически у всех операторов (даже у тех, что ориентируются на рынок передачи данных) основная часть выручки – от голосовых услуг (например, у «Скай Линка» доля «голоса» в ARPU – 85%). По данным Мининформсвязи, дополнительные сервисы добавляют в сотовое ARPU лишь $1,1–1,2. К тому же интерес к ним начинает падать, не помогает даже агрессивная реклама. То есть новые технологии и VAS проблемы падения ARPU не решают.
Да и нужны ли массовому пользователю мобильной связи дополнительные услуги? В несколько провокационном докладе Э. Муртазина (Mobile Research Group) «Мобильный доступ к сети. Технология для людей?» был дан однозначный ответ – нет. Он считает, что сегодня потребителя волнуют только цена продукта и что за эту цену можно получить. О новых технологиях абонент имеет весьма смутное представление. Пользователи в массе своей не интересуются новыми технологиями и не будут платить деньги за услугу, пока оператор не убедит их в ее полезности и необходимости.
![](/data/659/596/1234/1179_2.jpg)
В результате в Москве используют телефон в качестве модема лишь 6% пользователей. С просмотром интернет-страниц с помощью телефона дело обстоит гораздо лучше – 36% абонентов. При этом, как показали опросы Mobile Research Group, большинство пользователей удовлетворено нынешними скоростями, GPRS. Во всяком случае, они не согласны платить за более высокую скорость при нынешнем наборе дополнительных услуг – закачать картинки и мелодии можно и без EDGE.
Замминистра ИТ и связи РФ Д. Милованцев вообще считает, что сотовый сегмент уже не является главным двигателем развития рынка телекоммуникаций – его сменил рынок BWA (за 1-й квартал 2006 г. он вырос на 61%, тогда как рынок мобильной связи – только на 34%). Правда, объем рынка BWA несопоставим с мобильным, но он имеет большие перспективы и сейчас переживает экспоненциальный рост (какой был и у рынка мобильной связи несколько лет назад, но те времена прошли).
Амбиции четвертого игрока?
На сегодняшний день доля «большой тройки» GSMоператоров, по данным AC&M, на рынке сотовой связи – свыше 85% (МТС – 32%, «ВымпелКом» – 30%, «МегаФон» – 24%). На долю «других» приходится всего 14%. Среди них – компания, которая продолжает стремиться стать четвертым национальным GSM-оператором, о чем и было заявлено на конференции. Это, разумеется, СМАРТС, которая работает в 16 регионах юга России и имеет 3,45 млн абонентов (6-е место по России).
Для достижения своей цели СМАРТС,
по информации заместителя гендиректора В. Антонова, в частности собирается купить региональных сотовых
операторов Северо-Запада, Урала и Сибири, не входящих в «большую тройку»
(подчеркивается, что это будут дружественные слияния), а также получить
лицензии на GSM-связь в оставшихся
регионах (ЦФО, Якутия, Камчатка,
Дальний Восток) и услуги связи стандартов 3G, WiMAX и др. В 2007 г.
СМАРТС предполагает иметь 20 млн абонентов и 12%
рынка, а в 2012 г. – почти 30 млн клиентов и около 18%
рынка. СМАРТС считает, что все необходимое для этого есть: сильный бренд, хорошие отношения с местными властями в зоне охвата, знание специфики регионов, разнообразные тарифные планы. Таким образом,
СМАРТС планирует откусить часть пирога у «большой
тройки». Задача сколь амбициозная, столь и непростая.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!