Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2009 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 15 сентября 2009 |
Куда податься LTE в России?
В деле внедрения новых беспроводных технологий российские операторы никак не попадут в такт с остальным миром. С 3G мы были последними, с WiMAX побежали впереди паровоза, с технологией 4G LTE, скорее всего, опять опоздаем. Но имеет ли смысл торопиться?
Такой вопрос в явной или неявной форме звучал практически во всех выступлениях на конференции «LTE в России – 2009» (организатор – infor-media Russia). Из ответов следовало, что торопиться, конечно, можно, но в общем-то бесполезно. На пути внедрения LTE – масса препятствий и в развитых странах мира, а уж в России барьеры выше в разы, и их преодоление потребует немало времени и, главное, средств.Извечные курица и яйцо
Основная мировая проблема – отсутствие абонентских терминалов, которые имели бы приличествующие мобильной связи габариты. Пока поставщики оборудования, взявшиеся за LTE, демонстрируют LTE-телефоны в виде 19-дюймовых стоек. Правда, они говорят, что всю эту гору железа можно легко уменьшить до нужных размеров, были бы LTE-сети. Ну а операторы не спешат разворачивать сети, пока нет терминалов. К тому же многие из них еще не окупили инвестиции, сделанные более 10 лет назад в сети 3G. Да и проценты по кредитам, которые придется брать сейчас для развития сетей LTE, заметно увеличились, что тоже не способствует продвижению новой технологии.
Тем не менее процесс пошел с обеих сторон: серийное производство оборудования для LTE-сетей вендоры обещают начать уже в 2009 г., в 2010 г. Nokia собирается выпустить LTE-телефоны, 16 операторов объявили о планах по созданию коммерческих сетей LTE и как минимум 15 из них уже разворачивают тестовые сети. Первая в мире коммерческая LTE-сеть должна появиться в 2010 г. в Японии у компании NTT DoCoMo. Следующими, в том же 2010 г. будут Verizon и T-Mobile , а в 2011 г. – AT&T .
Спектральные страдания
Вторая общая проблема – это спектр для LTE-сетей. В принципе, разработчики стандарта предусмотрели для LTE очень широкие возможности по использованию частот – от 450 до 4990 МГц, но б'ольшая часть этого диапазона пока занята. Операторам было бы выгоднее получить частоты в «нижней» части диапазона, так как это позволит сэкономить на инвестициях в инфраструктуру (площадь покрытия базовой станции, работающей на частоте 2100 МГц, почти в 5 раз меньше, чем на частоте 900 МГц, при той же мощности сигнала). В Европе и США операторы, скорее всего, получат желаемое: после перехода с аналогового на цифровое ТВ в США высвобождается диапазон 700–790 МГц, а в Европе – полоса 790–862 МГц, хотя там под LTE уже выделен диапазон 2500–2690 МГц.
У нас ситуация с частотами для LTE гораздо проблематичнее. Дожидаться высвобождения диапазона 790–862 МГц после аналогового ТВ – занятие практически бесполезное. Нынешний официальный срок повсеместного внедрения цифрового ТВ в России – 2015 г., да и тот, скорее всего, будет скорректирован. «Европейский» диапазон 2600 МГц у нас выделен для сетей WiMAX, так что для LTE придется «спуститься» ниже, что очень даже неплохо с точки зрения затрат на инфраструктуру.
Инфокоммуникационный союз по заданию Минкомсвязи РФ сейчас проводит исследования в этом направлении и разрабатывает предложения по стратегии внедрения LTE. Но, как подчеркнул заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, проблема выделения спектра под LTE в России усугубляется особенностями этой технологии: для получения высоких скоростей передачи данных (а для этого и затевается переход на LTE) нужна непрерывная и довольно широкая полоса. Поэтому те инженерные решения, которые в свое время позволили «вставить» участки для 3G-сетей между полосами частот, занятыми военными средствами связи, в данном случае применить не удастся. Но самым главным препятствием, из-за которого у новых технологий и возникают частотные проблемы, Н. Мардер считает отсутствие в России нормативной правовой базы для сетей нового поколения и общей стратегии перехода к сетям NGN. Правда, какие-то подвижки в этом деле есть: Научно-технический совет Минкомсвязи еще с мая с.г. планирует рассмотреть концепцию перехода к NGN, разработанную ЦНИИС. Она будет опубликована на сайте министерства, и Н. Мардер пригласил всех к ее обсуждению. Кроме того, он сообщил, что Минкомсвязи сейчас изучает вопрос необходимости (или ее отсутствия) введения специальных лицензий на предоставление услуг связи на основе технологии LTE.
Ширина и «чистота»
Ну а пока операторам хорошо бы разобраться с техническими проблемами, которых в LTE тоже немало. Александр Голышко («Интеллект Телеком») настоятельно рекомендовал не забывать о том, что при передаче данных скорость 100 Мбит/с достигается в технологии LTE лишь тогда, когда ширина полосы канала не менее 20 МГц, а при ее уменьшении заметно падает. Как сообщил Валерий Тихвинский (отделение ИТТ РАЕН), в диапазоне 900 МГц для сети LTE реально использовать каналы шириной лишь 1,25–5 МГц (в том случае, если ГКРЧ примет решение о возможности развертывания сетей UMTS-900, что откроет путь и для системы LTE); в диапазонах 1800 и 2100 МГц доступны каналы шириной 5–10 МГц, а в диапазоне 2600 МГц можно получить канал шириной 15 МГц. В итоге вожделенных 20 МГц нигде нет и о скоростях в 100 Мбит/с можно забыть. Кроме того, в самом экономически выгодном диапазоне 900 МГц каналы самые узкие и скорости там будут лишь немногим выше, чем в технологии HSPA.
Однако, несмотря на то что LTE проявляет свои скоростные преимущества лишь при ширине канала 20 МГц, наших операторов это не смущает. Они готовы начинать разворачивать сети LTE при наличии 1,5 МГц. Об этом, например, заявили Юрий Хромов («Скай Линк») и Игорь Акулинин («МегаФон-Москва»). CDMA-сеть «Скай Линка» работает в узкой полосе 1,25 МГц, и компания считает, что такая полоса упростит перевод абонентов на новую технологию. «МегаФон» хотел бы использовать для LTE-сети частоты в диапазоне 1800 МГц, полученные в свое время для фиксированного WiMAX'а и радиорелейных линий связи. То есть в диапазоне, где оператору не придется «дискутировать» с военными. Правда, «перепрофилирование» имеющихся частот для использования в сетях LTE потребует помощи Минкомсвязи, и «МегаФон» очень на нее надеется, так как такую процедуру провести гораздо легче, чем получить новые частоты.
Но даже наличие широкой полосы не обеспечит автоматически LTE-сети заявленных скоростных характеристик. Сергей Мельник (НТЦ «Комсет») предупредил, что применяемая в LTE модуляция OFDM требует использования чистой полосы (а с чистотой полос у нас традиционные проблемы), поскольку наличие помех существенно ослабляет приемный сигнал и автоматически снижает скорость передачи данных. Причем тестирование сходной технологии WiMAX показало, что сеть с чистой полосой шириной 5 МГц работает с большей пропускной способностью, чем сеть с полосой 10 МГц с помехами по бокам полосы, т.е. расширение полосы канала может не дать выигрыша в скорости передачи данных. Таким образом, эксплуатация сетей LTE требует мониторинга зашумленности полосы, наличия комплексной системы мониторинга и управления параметрами сети. Если же б'ольшая часть территории сети будет иметь покрытие плохого качества, то абонент не получит заявленных скоростей и деньги, потраченные оператором на развертывание LTE-сети, будут выброшены на ветер.
С. Мельник также предупредил: несмотря на то что технология LTE формально представляет собой переход от стандарта 3GPP Release 6/7, описывающего технологии 3G, к еще не утвержденному стандарту 3GPP Release 8, сеть 4G LTE имеет принципиально иную архитектуру. Соответственно, она требует другой стратегии внедрения и других подходов к маркетингу услуг. Спецификации для технологии LTE еще не доработаны, в них есть ссылки на стандарты IPv6 и Mobile IP, но последний на сегодняшний день не принят и поэтому роуминг в сетях LTE невозможен. В общем, пока LTE можно назвать лишь концепцией, но ни в коей мере не готовым решением для коммерческого внедрения. Так что операторам следует хорошо подумать, стоит ли сегодня вкладывать деньги в развертывание опытных сетей LTE.
Вместе весело шагать
Понятно, что строительство сети новой архитектуры требует очень больших затрат, которые может себе позволить далеко не каждый оператор. В связи с чем в мире уже несколько лет развивается модель совместного использования сетей: в строительство сети вкладывают деньги несколько инвесторов (ими могут быть и операторы), а потом в ней работают несколько операторов на правах MVNO. Как рассказал Юрий Домбровский («Tele2 Россия»), именно таким способом семь лет назад компании Tele2 и TeliaSonera построили в Швеции сеть 3G, охватывающую 98% населения страны, и теперь работают в этой сети как виртуальные операторы. В апреле 2009 г. Tele2 подписала с Telenor аналогичное соглашение о партнерстве в строительстве и совместном использовании сети LTE, которую планируется развернуть в Швеции до конца 2010 г. Для создания сетей LTE в России Ю. Домбровский предлагает использовать похожую схему государственно-частного партнерства с участием «Связьинвеста» как государственной компании, «большой тройки», «Скай Линка» и региональных операторов. Он полагает, что эту сеть можно будет передать в собственность государства при условии, что все операторы-соинвесторы получат гарантии работы на этой сети в качестве виртуальных операторов.
Вот только с гарантиями у нас большие проблемы, равно как и с доверием к партнерам и в первую очередь к государству.
В общем, вопросов с LTE-сетями и их местом в России много. Конечно, свое слово должен сказать регулятор, но операторы понимают, что в любом случае сети нужно готовить к ШПД. И самое главное – надо разрабатывать услуги и механизмы управления качеством сервисов, т.е. готовиться к коммерциализации LTE.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!