Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 7 2006 | ![]() |
![]() |
01 июля 2006 |
Рынок труда ставит оценки
Все не так плохо
Однако в инновационно-взрывной отрасли новые знания выстреливают с периодичностью раз в полтора–три года – их требуется включать в процесс обучения сразу же. Удается не всем. Система отстает от требований рынка: «Уровень подготовки ИТ-специалистов пока оставляет желать лучшего. Главным образом потому, – объясняет руководитель отдела системной аналитики NetCracker Technology А. Бугуев, – что учебные программы вузов «не успевают» за развитием ИКТ. Сегодня в российских вузах почти нет современного оборудования, а план практических занятий сводится к программированию на забытых языках или к работе с давно устаревшими АТС-"динозаврами"».

А нужен ли России колледж?

Направления, на которых должно быть сконцентрировано внимание колледжей: подготовка программистов или кодировщиков, системных администраторов, специалистов службы техподдержки и т.д. Таких специалистов будет не хватать еще долго.
Особенно востребованы специалисты среднего звена на линейных участках («последняя миля»), поскольку они, говорит зам. гендиректора–директор по персоналу «ВолгаТелеком» С. Астахова, «имеют навыки измерения медных, оптических кабелей, знают работу оконечного цифрового и аналогового оборудования, могут организовать комплексные измерения и умеют читать схемы связи на обслуживаемых участках».

На ярмарке вакансий
По определению Ж. Аттали, цивилизация XXI века – это цивилизация кочевников. У людей, как и у трудовых ресурсов, не должно быть никакой идентичности, кроме профессиональной. Твои знания – универсальный разъем, в который можно вставить нужный кабель. Одиозность «идеала» именитого глобалиста особенно очевидна на пути взросления такой интеллектуалоемкой отрасли, как ИКТ. Здесь требования к персоналу становятся все жестче с профессиональной точки зрения и разнообразнее с позиции личностных данных. Главным в сотруднике, по словам маркетинг-менеджера Reichle & DeMassari Е. Варламовой, является умение творчески подойти к решению поставленной задачи. Молодой специалист должен не только обладать нужной информацией и знаниями, но и быть находчивым, деятельным, изобретательным, готовым брать на себя ответственность, уметь принимать оперативные решения». Основным критерием оценки молодого специалиста является качество базовых знаний. При приеме на работу предпочтение отдается выпускникам ведущих вузов страны.


Дополнительная подготовка – элемент корпоративной культуры


NetCracker выращивает специалистов с институтской скамьи: компания создала учебные центры в ряде столичных вузов, в том числе при МТУСИ. А в АСВТ одаренных студентов приводят с собой сотрудники, которые преподают в профильных институтах.«Открытые Технологии» ищут кадры в других регионах, сотрудничают с вузами в организации стажировки студентов на проекте.
Иркутский филиал «Сибирьтелекома» постоянно наращивает затраты на обучение одного сотрудника (рис. 1), растет их доля в фонде оплаты труда и общей себестоимости (рис. 2), все больше специалистов повысили свою квалификацию (рис. 3).
Активизировались зарубежные вендоры: HP, Intel, Microsoft, IBM создают УЦ как на площадках отраслевых вузов, так и автономные. Буквально на днях в Пермском техническом университете завершили обучение по программе Сетевой академии Cisco первые 20 студентов, а всего там обучается около 120 человек. Студенты получают реальные структурированные знания об устройстве и работе офисной сети на базе решений Cisco.

Инвестиции в человеческий капитал компании рассматривают как элемент корпоративной культуры: «Дополнительная подготовка сотрудников способствуют процветанию компании» (Е. Варламова).
Что русскому хорошо…

Современный портрет связиста

Патриотизм и влюбленность в профессию остаются неизменными, – уверена И. Федулова, генеральный директор АСВТ. – Но престиж профессии изменился. Например, в советское время связисты занимали 43-е место по среднему уровню зарплаты. А сейчас – входят в десятку. Соответственно, тогда в эту специальность шли, в основном, романтики, а сейчас к этому – неисчезнувшему – чувству добавился и трезвый расчет».

Так что как бы ни злословили зоилы отечественного ИКТ-образования, оно живет и развивается. В мейнстрим встроены колледжи, чей голос все звонче, вузы, отстаивающие свое место на Олимпе, и корпоративные центры, где идет заточка под специфику бизнеса. Однако для «золотоносной» отрасли необходима мощная, постоянная подпитка. Будущее страны зависит от первоклассных образовательных учреждений. Им бы государственной поддержки побольше
Приоритеты и палитра требований работодателей
- Профессиональные знания в объеме ВПО, в т.ч. наличие сертификатов
- Опыт работы в отрасли, широкий кругозор
- Способность к самообучению
- Знание иностранных языков
- Способность брать на себя ответственность, быстро принимать решения
- Быстрая адаптация к корпоративной культуре, коммуникабельность, навыки профессионального общения, умение работать в команде и коллегиально решать вопросы
- Личностные данные (инициативность, самостоятельность, активность, амбициозность, ориентация на результат)
- Желание работать и трудолюбие
- Знание рынка телекоммуникаций, бизнеспроцессов операторов связи, языков программирования
- Умение логически мыслить и вести исследование в качестве независимого специалиста и члена проектной группы
- Профессиональный подход к делу
- Способность аргументированно отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение
- Творческий подход к решению поставленной задачи
Денежный эквивалент образования
«ВолгаТелеком» на обучение персонала ежегодно тратит 2% от фонда оплаты труда. «Открытые Технологии» на дополнительную подготовку молодого специалиста расходуют $600–700 в год. В дифференцированном виде эти затраты за 2005 г. составили:
- финансовые: на персонал: $1500–3500 на чел.; на топ-менеджера за год $1500;
- организационные: работа отдела по обучению персонала и время, которое тратится линейными руководителями и топ-менеджментом на подготовку и согласование плана обучения;
- временные: продолжительность тренинга 3 дня; подготовка корпоративного тренинга – от недели до 10 дней, открытой программы – 4–7 дней в России и 3–5 недель за рубежом. Softline (в специализированных учебных центрах):
- финансовые: от $500 за 4-дневный курс повышения квалификации до $4000 за полный курс подготовки, т.е. получение статуса сертифицированного специалиста;
- временные: 30–50 дней в году во внешних организациях плюс консультации внутренних специалистов.
В Nortel на подготовку реального специалиста уходит от года до трех.
У NVision программа целевой профессиональной адаптации молодых специалистов и их динамичного погружения в предметную область сопоставима с методикой привлечения и удержания уже сформировавшихся профессионалов. На нее выделяются десятки тысяч долларов.
Рейтинг вузов по популярности (опрос «ИКС»)
МГУ
МТУСИ
МГТУ им. Баумана
МИФИ
МФТИ
ГУ_ВШЭ
МГИМО
МАИ
МЭТИ
МГУПС
Уральский ГТУ (УПИ)
МИРЭА
РЭА им. Плеханова
ГУУ
МАТИ
ЛГУ
Станкин
Академия народного хозяйства при Правительстве РФ
Иркутский ин-т инженеров железнодорожного транспорта
Иркутский государственный технический университет
Иркутский госуниверситет
Байкальский госуниверситет экономики и права
Санкт-Петербургский институт связи
Нижегородский ГУ
Самарский институт связи
Требуются
Специалисты по направлениям: высшая математика и кибернетика (МГУ), автоматика, телемеханика и связь (МГУПС), ПО автоматизированных систем, комплексы и сети (МИУСС), прикладная математика, ЭВМ и схемотехника
Студенты и выпускники радиотехнического и физикотехнического факультетов
Программисты и специалисты в области БД
Руководители и инженерный состав направления «Голосовые решения для операторов связи»; специалисты в области OSS/BSS; инженерно-технический персонал, обладающий навыками работы с решениями Cisco и их аналогами; специалисты по информационной безопасности
Специалисты по местной, дальней, автоматической связи, сетям передачи данных, радиотехнологиям, IPи интернет-технологиям
Руководители проектов, менеджеры по продажам, консультанты по внедрению ERP-систем, бизнес-аналитики, сетевые инженеры; специалисты, способные вести крупные проекты; главные инженеры проекта
Специалисты в области технического менеджмента (управление техническими службами, проектные менеджеры, управление качеством), обслуживания клиентов, маркетинга
Высококвалифицированные рабочие, монтажники, специалисты по работе с клиентами, операторы отделов обслуживания, кассовых залов, call-центров
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!