Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 6 2006 | ![]() |
![]() |
Дмитрий ЛУЧКИН | 01 июня 2006 |
RBT – лакомая ниша в сфере контент-сервисов

RBT – могучая сила персонализации
В мировой практике услуга по установке индивидуального сигнала ожидания ответа известна абонентам мобильной связи еще с 2002 г. Уровень ее проникновения колеблется от 3 до 40% в разных регионах мира и во многом зависит от тарификации и способов продвижения, причем показатели стран Юго-Восточной Азии традиционно выше европейских. В определенном смысле можно говорить о различной ментальности народов: по всей вероятности, потребность азиатских абонентов в эмоциональной связи с другими людьми выше, чем у европейцев. Для России же, как показал первый опыт, больше характерен азиатский стиль потребления услуги: в некоторых регионах страны проникновение RBT достигало 34,1%.

Среди контент-услуг RBT часто воспринимается как «операторский» сервис. Услуга «живет» не на стороне абонента сотовой связи, как, например, рингтон или закачанный видеоролик, а у оператора. Фактически создается профайл абонента, где указывается, какой контент и для каких групп звонящих предлагается в качестве сигнала. RBT-сервисы есть сегодня у всех игроков «большой тройки»: GOOD'OK в МТС, «Своя Мелодия» у «Билайна» и PriCall в сети «МегаФон» (индивидуальный сигнал ожидания ответа). Крупные региональные операторы изучают возможность запуска ресурса, а некоторые из них уже работают над внедрением услуги. Функционал сервисов минимален, различаются в основном лишь бизнес-модели и время запуска проектов.
Бизнес-модели: контент-агрегатор или сервис-провайдер?

Но следует заметить, что эта модель подразумевает не только четкое разграничение зон ответственности, но и разделение доходов. Сервис-провайдер, получающий свою долю прибыли от абонентской платы и заказов контента, заинтересован в увеличении числа подписчиков услуги и в расширении продаж контента. Купив дорогостоящее оборудование, он может заработать на абонентской плате; продажами контента можно управлять, взаимодействуя с контент-провайдерами. Прогнозировать же высокий уровень продаж контента в расчете на одного абонента (от 5 до 10 единиц в год) означает верить в некий мифический успех.
В целом можно сказать, что конкурентная среда по RBT в виде предложений решений операторам только складывается, как и стандарты услуги в целом. Размер доходов оператора во многом зависит от используемой им бизнес-модели, которые различаются не только схемами разделения инвестиций, доходов и зон ответственности. Есть еще один фактор, который хорошо виден со стороны рынка, но почти незаметен для оператора. Дело в том, что контент-агрегатор, занимаясь продвижением всего каталога контента (а продажу контента необходимо отделять от продажи услуги, так как это разные задачи), при наличии своего каталога всегда будет отдавать приоритет продвижению собственного контента. Между тем богатый каталог контента, агрегированный от разных поставщиков, – один из важных рычагов продвижения услуги, ведь вся сила RBT – в персональном выражении отношения к звонящим посредством выбранной шутки или мелодии. А контентагрегатор, решая в первую очередь задачу увеличения собственных доходов, недостаточно активно стимулирует контент-провайдеров к продвижению их единиц контента. Главная его задача – максимизация продаж контента по данной модели; за продвижение услуги в большей степени отвечает оператор. Вообще же продажа каталога и продажа услуги – взаимосвязанные вещи, и чем сплоченнее работают партнеры, тем выше совокупный доход.

Чтобы лучше объяснить взаимодействие сервис-провайдера и контент провайдеров, проанализируем структуру каналов продаж. Например, в настоящее время доминирует канал IVR – на него, по опыту услуги Pri:Call в «МССПоволжье» («МегаФон»), приходится до 95% подключений и покупок контента. Подключение контент-провайдеров к SMS-транспорту позволит разгрузить IVR и активно стимулировать продажу каталога контента. Массовая покупка контента ведет к появлению эффекта рейтингов в IVR/WEB/WAP, когда внимание пользователей приковывается к нескольким десяткам единиц контента. Оптимально в IVR входит 30–50 единиц контента (топы русских и зарубежных хитов, шуток и проч.), степень популярности которых время от времени меняется. Для SMS характерно, что рекламное сообщение может содержать информацию о любой единице контента, включая разнообразные мелодии, однако максимально эффективное продвижение своего каталога конкретным контент-провайдером через SMS позволит ему расширить свое присутствие внутри рейтингов IVR, WEB и WAP. А это дополнительные продажи для тех абонентов, которые заинтересовались контентом благодаря слаженным действиям всех игроков.

RBT – уже не новинка на рынке сервисов сотовой связи. В 2005 и 2006 гг. услуга RBT появилась в сетях операторов «большой тройки» и у региональных операторов (НТК, «Оренбург GSM», «Ульяновск GSM»). Суть RBT – вместо обычного гудка абонент выбирает и устанавливает на своем телефоне индивидуальные сигналы ожидания ответа – мелодию, шутку и т.п., выражая с их помощью свое отношение к звонящему. Подключившись к услуге, потребитель решает, каким группам и в какое время проигрывать выбранный им звуковой контент.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!