Rambler's Top100
Статьи
23 июня 2009

ИКТ в Калуге: быть или не быть?

Экономика Калужской области переживает период "новой индустриализации", характерная черта которого - создание автомобилестроительного кластера. Станет ли следующий этап прорывом в развитии ИКТ? На эту тему рассуждает Максим Шерейкин, министр экономического развития Калужской области.


На прошлой неделе в Калуге по инициативе правительства региона был проведен круглый стол, посвященный перспективам развития ИКТ в регионе. Модератором выступил министр экономического развития Калужской области Максим Шерейкин, который в своем вступительном слове поставил главный  вопрос: насколько перспективно создание в регионе "информационно-коммуникационного кластера"? Впрочем, выступление М. Шерейкина  представляется нам крайне интересным не только в рамках поставленного вопроса. Как заметил один из участников этого круглого стола Арсений Тарасов, генеральный директор "Сименс Энтерпрайз Коммьюникешнс", редко встретишь среди госчиновников такую приверженность к ИКТ. Что (забегая вперед, признаем) позволяет безусловно склоняться к положительному ответу на вынесенный в заголовок вопрос. Практически стенографическую запись этого выступления предлагаем вниманию читателей.

          


- Внедрение и использование современных информационно-коммуникационных технологий играет все большую роль в региональной экономике. Перспективы развития информационно-коммуникационных технологий и использования их предприятиями - это вопрос их будущей конкурентоспособности. Это общий тренд, это мейнстрим. И здесь, в принципе, в Калужской области все обстоит относительно благополучно. У нас компьютерный парк сегодня превышает 50 тыс. единиц. В среднем по области в расчете на 100 человек, работающих в организациях, приходится 30 компьютеров (уровень компьютерной обеспеченностью более высокий в городах Калуге и Обнинске, а в удаленных районах - более низкий). Эти цифры подтверждают некие среднероссийские тенденции. Не останавливаясь на этой теме, я хотел бы перейти ко второму вопросу, который меня более волнует.


Это вопрос о том, видит ли Калужская область для себя некую более значимую роль этого сектора экономики; видит ли Калужская область некую региональную специализацию, которая хорошо звучала бы на российском (а может быть, и на международном) уровне; видим  ли мы для себя создание некого кластера информационно-коммуникационных технологий; сделает ли Калужская область амбициозную заявку в этой сфере?


Сегодня экономика Калужской области переживает период, который мы называем периодом новой индустриализации. Исторически Калужская область была мощным строительным регионом, несмотря на тот устойчивый имидж сельскохозяйственного региона, который сформировался в кругах самых широких. У нас всегда объем промышленного производства примерно в два раза превышал объем сельскохозяйственного производства. А по доле машиностроения во время промышленного производства мы всегда занимали передовые  позиции не только в Центральной России, но и по Центральному Федеральному Округу.


В последнее время мы начали активно привлекать инвестиции в промышленность. По объему иностранных инвестиций в прошом году на душу населения мы заняли третье место в РФ -  суммарный объем составил более 1,5 млрд долл. (более 50 млрд рублей). Технология новой индустриализации - привлечение крупных промышленных инвесторов, среди которых такие автоконцерны, как "Фольксваген", "Мицубиси", "Вольво", "Пежо-Ситорен", а также много компаний широкого спектра деятельности ("Самсунг", "Нестле" и др.).


Но примерно в августе прошлого года мы поняли, что ресурсы для роста экономики за счет новой индустриализации существенно исчерпаны. Мы реально исчерпали уровень имеющихся трудовых ресурсов. Безработица приблизилась к 1500 человек на миллионную область при 500 тыс. трудовых ресурсах. И мы поняли, что всех следующих инвесторов нам будет крайне трудно убедить в том, что у нас есть трудовые ресурсы. Мы можем рассуждать, что у нас есть такое-то количество безработных, столько-то выпускников, такое-то количество трудится на действующих предприятиях и предлагать инвесторам их переманивть. Но инвесторы в таким разговорам слабо верят, и наши позиции именно с позиции трудовых ресурсов в этот момент существенно ослабли. И в первой декаде августа прошлого года на заседании правительства обсуждался вопрос:  может быть, нам перестать привлекать инвестиции и сделать некую инвестиционную паузу? Не двигаться дальше, потому что мы реально обрушим рынок труда?


Сегодня по уровню заработной платы Калужская область по ЦФО занимает 3-е место. Рынок труда очевидно в этой сфере перегрет. С одной стороны, зарплата недостаточная (мы недостаточно получаем налога на доходы физических лиц), но с другой стороны, если ранжировать, мы видим тенденцию перегрева.


И все же было принято решение продолжить привлечение инвестиций - и слава Богу (наверное, плохо так говорить), но кризис существенно облегчил судьбу тех инвестиционных проектов, которые у нас реализуются в области именно с точки зрения кадровой обеспеченности. Кризис выплеснул на рынок труда большое количество достаточно хороших специалистов, и даже несмотря на то, что сегодня в области количество вакансий в два раза превышает количество безработных, инвесторы получили передышку. И мы получили передышку. И мы поняли, что за счет новой индустриализации, за счет активного привлечения крупных промышленных инвесторов, которые, без сомнения, дают нам в первую очередь прибавку произовдительности труда (там производительность труда как минимум в пять раз выше, чем на наших традиционных предприятиях - мы проводили такие исследования), дальнейший путь экстенсивного развития не приведет нас к той цели, которую мы перед собой ставим.


А цель очень простая. Главная проблема экономического развития нашего региона, выражаясь на бытовом языке, это бедность. А в экономических показателях это уровень валового регионального продукта, который у нас в два раза ниже, чем в среднем по России. По России это порядка 12 тыс. долларов по паритету покупательной способности, у нас - 6,5 ( в Москве за 30, в среднем по Евросоюзу 24-25). Это наша ключевая проблема. И для того, чтобы хотя бы удвоить уровень валового регионального продукта на душу населения, нам требуется как минимум 500 млрд рублей инвестиций. При нынешнем достаточно высоком темпе, который мы набрали (54 млрд руб по прошлому году), нам нужно почти 10 лет. То есть, почти 10 лет, чтобы достичь какого-то среднероссийского уровня. Мы, конечно, понимаем, что в этом среднероссийском уровне есть Москва, Санкт-Петербург, и есть другие регионы. И, в принципе, если брать "по медиане", мы нормально смотримся. Но мы же все-таки находимся рядом с Москвой. И до тех пор, пока Москва будет богаче нас, она будет отсасывать у нас самое ценное, что у нас есть, - наши трудовые ресурсы.


Поэтому в ту стратегию, которую мы сейчас разработали (она была рассмотрена правительством области и в целом одобрена), мы заложили, что у нас был первый период - новой индустриализации (который у нас и сейчас активно идет); а во втором периоде мы должны будем капитализировать доходы от этой новой индустриализации в новые отрасли, которые дали бы нам качественный скачок производительности труда, качественный скачок эффективности экономики, качественный скачок доходов в бюджет. И 10 лет мы ждать не хотим. Пять лет - это новая индустриализация, а в следующие пять лет мы должны превысить среднероссийский уровень валового регионального продукта на душу населения.


С этой точки зрения мы стали смотреть на разные отрасли экономики и думать, где у Калужской области есть конкурентные преимущества, в каких новых отраслях экономики, основанных на производстве услуг. Без сомнения, одна их этих отраслей - отрасль информационно-коммуникационных технологий. Что нас здесь привлекает и что пугает? Я  выскажу провокационную мысль: у Калужской области очень мало конкурентных преимуществ по сравнению с другими регионами для развития  ИКТ. Хотел бы, чтобы последующие выступающие попытались эту мысль опровергнуть.


Не хотелось бы произносить очередные мантры о развитии инноваций и высоких технологиях, в том числе информационных. Хотелось бы понять, что нужно сделать для того, чтобы получить здесь конкурентные преимущества. Мало найдется субъектов РФ, у которых в стратегиях, концепциях, программах не было бы прописано развитие ИКТ. Только ленивый сегодня не записывает в свои программные документы развитие информационных технологий. Но сегодня регионы конкурируют за привлечение инвесторов, за инвестиции, за новые предприятия. Эта борьба по своей жесткости, наверное, сопоставима с конкурентной борьбой, которую ведут предприятия между собой на рынке.


Это значит, что мы должны будем предоставить компаниям в сфере ИКТ помещения в наших технопарках, чтобы переманить их сюда по льготной арендной ставке. Это значит, что мы должны будем им предоставить налоговые льготы, чтобы переманить их из Московской области или Санкт-Петербурга. Это значит, что мы должны будем ходить вокруг этих инвесторов, как мы сейчас ходим вокруг инвесторов в сфере автопрома, и решать все их проблемы от привлечения иностранных работников до проживания, расселения в гостинице, до транспорта. Мы сейчас решаем эти проблемы для наших инвесторов. И это значит, что мы в результате, по сути, будем обескровливать определенным образом бюджет. Потому что эта жесткая конкуренция ведет к высоким вложениям, высоким уроням налоговых потерь в результате предоставления налоговых льгот. И такая жесткая конкуренция, как та, в которой мы участвовали по привлечению автопроизводителей, сейчас будет для нас уже неподъемна. Потому что все, что есть у нас сегодня, мы вложили в автомобилестроительный кластер (и считаю, что не прогадали). Но когда через пять лет мы что-то заработаем на автомобилестроительном кластере, наши конкуренты, которые выиграют сегодня для себя сферу развития ИКТ, уйдут далеко вперед.


Поэтому для Калужской области с точки зрения высоких технологий есть много вопросов. Конечно, стратегию мы прописали, и технопарк "Обнинск" ориентирован в том числе на привлечение инвесторов в сфере ИКТ, и это уникальный проект среди технопарков (и наше конкурентное преимущество), но все-таки в первую очередь там стоит радиология, фармацевтика, биотехнологии.


Какие еще сомнения. Нам удалось привлечь большое количество промышленных инвесторов и, казалось бы, все они активно используют ИКТ и могут являться курпными потребителями решений в этой сфере. Ан нет. Центры принятия решений этих компаний находятся за пределами Калужской области, даже за пределами РФ. И когда они внедряют здесь тот же SAP, это решение принимается не в Калуге и не в России, а в штаб-квартире. Это вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, анализируя перспективность развития ИТ.


Еще одна проблема - телекоммуникационная дискриминация. У моего брата, который работает в Москве в сфере ИТ, Интернет дешевле и сервисов гораздо больше, чем у меня в Калуге. Не секрет, что эта телекоммуникационная дискриминация не дает конкурентных преимуществ большинству регионов. Уровень развития телекоммуникаций, количество пользователей приводит к тому, что экономически обоснованные тарифы в регионах существенно выше. А это очень важно для разработчиков ПО. То же самое касается, наверное, и городской среды. Хотел бы высказать, может быть, такую спорную мысль: с точки зрения качества жизни в Москве жить уже нельзя, а в Калуге еще нельзя. Поэтому в нашей стратегии мы находимя на некотором перепутье. Стратегия прописана с развитием кластера жизнеобеспечения как формирования новой городской среды, формирования нового качества жизни для жителей, новых услуг от здравоохранения до социального обеспечения. Но это второй этап, на котором мы должны будем освоить капитализированные доходы от новой индустриализации.


Привлечение технологий - это привлечение первую очередь специалистов. Понимая эту задачу, мы понимаем: сейчас у нас здесь позиции относительно несильные, я бы даже сказал слабые относительно наших конкурентов - в первую очередь, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода (кстати, с ними мы очень успешно конкурируем в области индустриализации и зачастую выигрываем конкуренцию). Не рискну сказать точно, но думаю, по Калуге не более 500 (максимум 1000) человек мы можем "наскрести" специалистов, которые учатся по направлению ИКТ в Калужском филиале МВТУ им. Баумана. Поэтому с точки зрения раскручивания инновационной экономики, конечно же, первая ниточка, за которую необходимо потянуть, - это образование. И в нашей стратегии принят новый проект (мы его называем Мегапроектом) создания Центра прикладного образования. Я думаю, что здесь мы можем получить конкурентное преимущество, учитывая, что российское образование отчасти страдает слабой прикладной функцией. Именно здесь мы можем получить преимущество и привлечь людей, которые помимо знаний смогут получить прикладные навыки на тех современных международных предприятиях, которые построились в Калужской области.


Вот такие вопросы встают, такие дискуссии мы ведем. И я как выпускник Бауманского университета в Калуге по ИКТ-специальности, конечно, хотел бы, чтобы в Калуге был создан информационный кластер в сфере ИКТ. Я просто бросил бы эту работу министра и за сопоставимую зарплату мог бы работать в соответствующей отрасли.


Но процесс слишком сложный, противоречивый. Единственно, что сейчас меня вдохновляет на то, чтобы двигаться в этом направлении (я сам задал вопрос и сам пытаюсь на него ответить), это фраза нашего соотечественника К.Э. Циолковского, который в свое время сказал: "Невозможное сегодня станет возможным завтра".


Никто не верил, что мы выиграем у Питера производство автомобилей "Пежо-Ситроен" и "Мицубиси"; никто не верил, что мы из Ступино перетащим сюда завод "Фольксваген". А в прошлом году в Калуге было произведено автомобилей больше, чем в Питере. Команда, которую собрал здесь губернатор, решила эту задачу. Секрет очень прост:  эти люди решили, что они хотят жить здесь, и жизнь здесь надо обустраивать. Вот с этой точки зрения (и учитывая свое образование) я рассчитываю, что  все-таки нам удастся здесь выстроить некий сектор ИКТ, который не только будет работать на внутренний рынок Калужской области, но который будет конкурентоспособен в межрегиональном а то и в международном значении, что позволит нам повысить ту самую производительность труда и не ждать 10 лет, пока региональный валовый продукт Калужской области достигнет "общероссийского сегодня". 


записала Лилия Павлова  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!