Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2006 | ![]() |
![]() |
Ж.-К. ДЕССАНЖ  | 01 мая 2006 |
В борьбе за рынок развлечений
![](/data/514/595/1234/1020_1.jpg)
Сталкиваясь с проблемой рентабельности и удержания клиентов на рынке, который становился массовым, операторы начали активно организовывать службы передачи голоса, видео и данных по широкополосным сетям. В итоге многие сервис-провайдеры волей-неволей вышли на новый для себя сегмент рынка – развлечений, а позже стали на него стремиться. Да и сама медиаиндустрия сегодня уже всерьез рассматривает широкополосные сети как один из инструментов распространения информации. Таким образом, широкополосные сети не только преобразовали мир телекоммуникаций, но и меняют медиаиндустрию, открывая новый способ доставки современных услуг десяткам миллионов пользователей.
Услуги народного потребления
В 2005 г. уровень проникновения широкополосного доступа в домохозяйствах Западной Европы составил около 10–15%. Это означает, что люди уже рассматривают широкополосный доступ как товар, такой же, как вода, электричество и газ. Мы наблюдаем, что потребитель готов платить за быстрый доступ в Интернет так же, как он платит за другие коммунальные услуги. При этом все более привлекательной становится услуга «видео по широкополосному доступу».
![](/data/512/595/1234/1020_2.jpg)
На фоне жесткой конкуренции в Европе уже в ближайшие месяцы количество операторов, предлагающих услуги видео через хDSL в той или иной форме (в форме ТВ-вещания или услуги «видео по требованию»), вероятно, возрастет – либо в кооперации, либо в «кооперенции» (новообразование от сочетания слов «кооперация» и «конкуренция») с владельцами контента и медиакомпаниями. Первыми действующими системами, по всей видимости, станут системы ТВ через хDSL – в этой сфере операторы будут сотрудничать с телевещательными компаниями. В долгосрочной же перспективе операторы начнут добавлять к существующим услугам свой собственный контент.
Стратегическая цель поставщиков новых инфокоммуникационных услуг – закрепить свое «присутствие» в каждом доме, стать неотъемлемой частью быта каждого человека. Один из руководителей France Telecom заметил как-то, что конкурентами компании являются не альтернативные операторы или сервис-провайдеры, ее соперники – известные компании во Франции, которые производят товары «народного развлечения» (например, сигареты и алкоголь). Иначе говоря, оператор стремится «переманить» деньги у потребителя, чтобы он готов был потратить их на услуги вместо сигарет и алкоголя. И за десять лет FT смогла в этой конкуренции существенно потеснить производителей товаров: услуга «голос + данные + видео» стала действительно «услугой народного потребления». Покупатель выбирает весь пакет, рассматривая «тройную услугу» как цельный товар. При этом стоимость услуги triple play во Франции сегодня самая низкая в мире – 30 евро в месяц.
Орудие завоевания пользователя
Мы сейчас переживаем период ажиотажного интереса к IPTV, в то время как еще два-три года назад многие операторы относились к перспективам этой технологии скептически. Почему? Мы полагаем, что внедрение IPТV окажет мощное влияние на индустрию развлечений и представляет собой процесс, сравнимый по значимости с переходом от аналоговых ТВ-технологий к цифровым, но является следующим после цифрового ТВ этапом в эволюции этой индустрии.
Конечная цель IPTV (и одна из сильных его сторон) – завоевание домашнего пользователя. Все хотят «владеть» пользователем, и видео – один из видов оружия, которым его можно завоевать.
![](/data/518/595/1234/1020_3.jpg)
Фактически IPTV представляет собой вещание для одного зрителя. Поставщики услуг широкополосного доступа смогли выделиться для пользователя среди конкурентов именно благодаря услугам IPTV. Теперь они должны сделать следующий шаг – решить тройную задачу: предоставить абонентам наиболее полное предложение (интерактивность; разнообразные абонентские устройства, на которых можно смотреть телевизор и с которых можно управлять телевизором), предложить привлекательный контент, обеспечить надежность и качество услуги.
В том, что касается выполнения первых двух частей задачи, мы придерживаемся мнения, что IPTV – это больше, чем ТВ, а видео по требованию – больше, чем IPTV. Причем «по требованию» могут быть не только стандартные услуги просмотра кинофильмов, спортивных и новостных передач и пр. IPTV дает возможность «читать по телевизору», как мы читаем книгу: возвращаться к тем или иным фрагментам, формировать программу ТВ-передач по собственному усмотрению. Обычно «по требованию» распространяется преимущественно сегодняшний телевизионный контент. Завтра к нему добавится и содержание архивов. Например, в Италии создан Национальный институт архивирования, который хранит архивы Общественного телевидения за последние 60 лет. Получение материалов из такого архива и их просмотр – это уже не просто развлечение, а огромный информационный и образовательный потенциал. Это чрезвычайно полезно, увлекательно и перспективно: на наш взгляд, в ближайшие пять лет более 90% контента будут предоставляться именно по требованию.
Но, чтобы все это стало частью нашей жизни, необходимо иметь соответствующий инструментарий.
IPTV не случается, как дождь
И одно из базовых условий его развития – эффективные технологические решения.
Что касается последнего фактора, то собственно технология передачи видео по широкополосным сетям развивается с 90-х годов и год от года укрепляет свои позиции вследствие все большей «оцифровки» видеоматериалов, совершенствования взаимодействия между конструктивными блоками, все более интенсивного использования IP-сетей и Ethernet. А последние разработки технологий доступа и агрегирования на базе Ethernet и IP, наряду с экономически эффективной транспортировкой данных по оптическим линиям связи, позволили сервис-провайдерам задуматься о массовом охвате рынков.
С точки зрения технологии важно, чтобы новые широкополосные решения наращивались до миллионов и даже десятков миллионов абонентов, обеспечивая множество услуг при многомегабитных скоростях и одновременно повышая качество просмотра для абонентов. Еще один важный фактор – полоса пропускания (провайдеры должны иметь возможность пропускать по агрегированной сети огромные объемы трафика). При этом надо учесть, что дополнительную нагрузку на сеть создадут службы «видео по запросу», которые в зависимости от темпов внедрения обусловят потребность в гигантской полосе пропускания от источников к приемникам. Все эти проблемы, а также задачу сокращения времени вывода новых услуг на рынок призван решить широкий набор уже существующих IP-инструментов. Так, спектр решений Cisco простирается от асимметричных сетей и отказоустойчивых сценариев послеаварийного восстановления до механизмов безопасности и мониторинга.
В целом же новые решения призваны помочь сервис-провайдерам преодолеть главную трудность – перевод видеоуслуг на следующий порядковый уровень, с сотен тысяч абонентов на миллионы, наиболее эффективным способом
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!