Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 4 2006 | ![]() |
![]() |
Александра КРЫЛОВА  | 01 апреля 2006 |
Дождутся ли VAS любители звездного неба?
Основная тематика конференции была пунктирно обозначена открывавшим ее А. Скородумовым, исполнительным директором Ассоциации 3G. К перспективным с точки зрения доходности сервисам он отнес мобильное ТВ и мобильную коммерцию, а в качестве бизнес-модели, многообещающей для расширения спектра дополнительных услуг, назвал оператора виртуальных сетей подвижной связи (ВСПС, или MVNO).
Основная тематика конференции была пунктирно обозначена открывавшим ее А. Скородумовым, исполнительным директором Ассоциации 3G. К перспективным с точки зрения доходности сервисам он отнес мобильное ТВ и мобильную коммерцию, а в качестве бизнес-модели, многообещающей для расширения спектра дополнительных услуг, назвал оператора виртуальных сетей подвижной связи (ВСПС, или MVNO).![](/data/982/593/1234/960_1.jpg)
А. Скородумов отметил, что виртуальные операторы, рассчитывающие достичь успеха только за счет ценовой конкуренции на массовом рынке, не имеют перспектив. Для ВСПС наиболее вероятная возможность завоевать «место под солнцем» – предоставлять новые, уникальные, персонализированные услуги.
![](/data/980/593/1234/960_2.jpg)
Минувший год впервые за несколько лет был отмечен и замедлением роста доходов сотовых операторов от традиционных голосовых услуг (со среднегодовых 46% в 2002–2004 гг. до 31%). Показатель ARPU от голосовых услуг в 2005 г. снизился на 27%. Аналитик считает, что повысить уровень этого показателя операторы смогут, только развивая дополнительные услуги.
Другой взгляд на перспективы рынка VAS высказал Н. Ситников (JASMiND). По его мнению, в недалеком будущем дополнительные услуги будут незначительно влиять на повышение доходов операторов, поскольку активно потребляющие VAS абоненты быстро начнут воспринимать их как базовые сервисы. Предвидя такой исход, операторы в Европе и в США уже сегодня активно экспериментируют с моделью получения дохода от рекламы. Предоставление услуги пользователю в этом случае происходит за счет рекламодателей. В роли локомотива выступает известный бренд рекламодателя. Оператору предстоит решить только две проблемы – добиться толерантности потребителей и выбрать формат рекламного контента.
Опыт применения такой модели есть и в России. На конференции мы познакомились с директором по развитию «ГДМ Групп» А. Чумаченко. Эта компания с конца прошлого года предлагает абонентам сети «Билайн» услугу GIGAFONE. Суть ее в том, что пользователь смартфона может во время входящего звонка получать на терминал рекламное объявление по выбранной им тематике, за что на его счет у сотового оператора начисляются деньги. Эти средства, а также затраты на оплату GPRS-трафика полностью покрываются из кармана рекламодателя. По словам А. Чумаченко, за месяц предоставления услуги ею воспользовались около 3 тыс. абонентов оператора.
![](/data/954/593/1234/960_3.jpg)
<Однако пока такая модель не получила широкого распространения, участники конференции не могли не затронуть тему распределения доходов от VAS. Докладчики из числа аналитиков, контент- и сервис-провайдеров называли несправедливым порядок, при котором оператор сотовой связи оставляет себе 35–40% дохода. Однако, по словам аналитика IDC Н. Коротковой, условия работы контент- и сервис-провайдеров, принятые на западно-европейском рынке, не намного лучше: 50% доходов от информационно-развлекательных услуг получают правообладатели.
Большинство сошлось во мнении, что уже в ближайшем будущем основным источником дохода мобильных операторов от VAS станет трафик. Средства же, поступающие от абонентов за пользование услугой, будут доставаться другим участникам рынка.
Представители «МегаФон-Москва», «Билайн», «СМАРТС» и «Скай Линк» напрямую своего отношения к такой постановке вопроса не высказали. Впрочем, о нем было нетрудно догадаться по косвенным признакам. Так, директор по развитию бизнеса «Соник Дуо» В. Кузичев назвал основными тенденциями 2006 г. взаимодействия участников рынка контент-услуг ужесточение требований оператора к их качеству и своевременному оформлению бухгалтерской отчетности, определение для контентпровайдеров «планки» минимального ежемесячного счета в $1 тыс., а также развитие института контент-агрегаторов. Руководитель службы новых технологий ПД и мультимедиа «ВымпелКома» В. Бируллин заявил об ожидающемся в первой половине этого года запуске на сети «Билайн» первого сервиса на платформе IMS – Push-to-Talk over Cellular (PoC).
О внедрении платформы BREW, практически полностью автоматизирующей взаимоотношения между разработчиками, оператором и абонентом и обеспечивающей гибкую тарификацию услуг и контроль их качества, рассказал директор департамента перспективных проектов «Скай Линк» В. Козлов.
![](/data/952/593/1234/960_4.jpg)
Между тем, по словам гендиректора компании «Народный Мобильный Телефон» В. Шульги, для российского мобильного рынка, на 95% поделенного между тремя крупнейшими операторами, MVNO – «горсть блох, необходимая здоровой собаке». Именно включение виртуальных операторов в процесс предоставления дополнительных услуг позволит существенно расширить круг контент- и сервис-провайдеров, которые, используя стандартный Parlay-интерфейс, смогут реализовать «клубный вариант» доступа к уникальным сервисам. Например, предложить интересные услуги для любителей звездного неба.
Однако, несмотря на то, что результаты исследований в опытной зоне доказали возможность применения действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность операторов сетей подвижной радиотелефонной связи, без каких-либо изменений и дополнений к деятельности ВСПС, регулирующий орган пока не торопится принимать решение. Оптимистичный сценарий предполагает, что разрешения на деятельность MVNO могут быть получены уже в первой половине 2006 г. Пессимистичный позволяет надеяться на их выдачу до конца года.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!