Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 3 2006 | ![]() |
![]() |
Алексей МИШУШИН | 01 марта 2006 |
Электронная торговля в зеркале отечественного законодательства
Правовые условия электронной торговлиПрежде всего определим задачи, которые электронная торговля ставит перед ее участниками. В числе наиболее актуальных из них можно назвать следующие.
- Нормативное признание (легализация) сделок, заключаемых, изменяемых, а в ряде случаев исполняемых путем обмена сообщениями, документами, составленными в электронной форме.
На нормативном уровне должен равным образом признаваться и подлежать защите любой из организационных способов совершения сделок. Процедура совершения сделки не должна иметь правового значения, кроме некоторых, четко оговариваемых законодательством случаев (совершение доверенности, завещания, сделок с недвижимым имуществом и др.). Совершая сделку, стороны должны наделяться правом выбора, исполнять ли документы в письменной форме или вести переговоры дистанционно, а достигнутые договоренности скреплять электронной подписью или подтверждать их посредством обмена электронными сообщениями. В свою очередь, правовое значение должен иметь факт наличия признаков, идентифицирующих сообщение или документ, факт исполнения (подписания) его конкретным лицом, неизменности содержимого сообщения после отправки, получения или хранения сообщения. - Легализация электронных сообщений и документов в качестве процессуальных доказательств. Законодательство, регулирующее порядок и условия рассмотрения споров, не должно отрицать или умалять значение сообщений или документов, используемых в качестве доказательств, на том лишь основании, что они исполнены в электронной форме.
- Легализация использования на территории РФ электронных подписей, созданных в соответствии с иностранным законодательством, а также сертификатов ключа подписи, выданных уполномоченными организациями иностранных государств.
Электронные подписи, созданные в соответствии с иностранным законодательством, а также сертификаты ключей подписи, выданные в иностранных государствах, должны признаваться правоохранительными органами РФ на взаимной основе без необходимости прохождения дополнительных процедур легализации. Действительность электронной подписи или допустимость ее в качестве доказательства не должны ставиться под сомнение только на том основании, что подпись имеет электронную форму и создана без использования определенной заранее заданной технологии.

Как видим, действующее законодательство позволяет использовать факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи. Юридически значимыми моментами в данном случае являются: а) применение технологии, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору; б) наличие законодательно установленной возможности использования электронной цифровой подписи либо превентивно достигнутого соглашения об использовании любого иного аналога собственноручной подписи.
К сожалению, положения Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 № 1-ФЗ по ряду причин до настоящего времени остаются нереализованными и вызывают у деловой общественности скорее теоретический интерес, нежели практическую заинтересованность. При фактическом бездействии федерального закона компании, выходящие в своей предпринимательской деятельности в он-лайн, вынуждены искать иные правовые механизмы.
Пример иного алгоритма, с помощью которого в сети Интернет можно организовать сколь угодно большие и разнообразные торговые площадки или витрины, заложен в п. 3 ст. 438 ГК РФ. Согласно ГК РФ совершение лицом, получившим оферту в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, уплата соответствующей денежной суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. При этом офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. В свою очередь, акцептом именуется ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.
Таким образом, денежная сумма, направленная покупателем в качестве оплаты товара, а также заявка, позволяющая идентифицировать запрашиваемый товар и отправителя заявки в качестве покупателя, юридически связывают стороны в обязательство, подлежащее неукоснительному исполнению. Наконец, практическое применение в предпринимательской деятельности находят криптографические технологии, в частности с открытыми ключами, для создания электронных подписей. Правомерность использования подобного криптографического преобразования информации при одновременной подведомственности отношений, связанных с ЭЦП, фактически недействующему Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» вызывает определенные сомнения. Участникам сделки, совершаемой или изменяемой с использованием электронной подписи, не следует рассчитывать на благосклонность судебных органов только лишь потому, что принципы избранного ими механизма скрепления электронных документов декларируются законодательно. В ситуации, когда Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» «молчит», при обращении в правоохранительные органы следует опираться прежде всего на иные доказательства волеизъявления противоположной стороны договора – письма, накладные, счета, почтовые квитанции и др., исполненные на бумажной основе.
Затронув арбитражное процессуальное законодательство, нельзя не отметить, что, несмотря на определенные изъяны формулировок, оно все же допускает применение электронных документов в качестве судебных доказательств. Согласно ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. Закон синхронизирует условия применения подобного рода доказательств с порядком, изложенным в п. 2 ст. 160 ГК РФ.
Так, документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, скрепленные электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, установленных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или договором. Это означает, что арбитражный суд, скорее всего, не примет во внимание апелляцию участника сделки к тому обстоятельству, что в отношениях использовалась электронная подпись. Такое предположение будет актуальным до тех пор, пока не начнется полноправная реализация положений Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», а сами подписи будут создаваться в соответствии с его положениями. В то же время при наличии письменного соглашения сторон об использовании по ходу исполнения сделки документов, полученных посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также подписанных аналогами собственноручной подписи, кроме ЭЦП, применение перечисленных документов в качестве судебных доказательств правомерно.
Дороги, которые мы выбираем
Какие же нормативные изменения позволят упростить правовое регулирование отношений, свойственных электронной торговле, и в полной мере запустить механизмы, заложенные в российском праве? Давно назрела необходимость введения в фактическое действие федерального закона, регулирующего использование электронной подписи. Четкой регламентации следует подвергнуть каждый элемент: требования к надежности программно-технических решений, используемых при создании электронных подписей и хранении ключей подписи, порядок контроля за деятельностью лиц, выдающих сертификаты ключей подписи и др.
Представляется, что критерием допустимости используемых программно-технических решений должна быть не конкретная технология, а степень обеспечения надежности. Необходима максимально возможная унификация порядка признания цифровых подписей, созданных в соответствии с иностранным законодательством, а также сертификатов ключа подписи, выданных в иностранных государствах, с положениями иностранного законодательства. Ориентирами в этом деле могут быть такие международные акты, как Типовой закон об электронных подписях 2001 Комиссии ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) или Директива 1999/93/EC Европейского парламента и совета от 13.12.99 (Мининформ связи уже указывало на их использование при подготовке законопроекта «Об электронной подписи». – Ред.).
Согласно ст. 12 Типового закона сертификат, выданный за пределами [принимающего государства], обладает такой же юридической силой в [принимающем государстве], как и сертификат, выданный в [принимающем государстве], если он обеспечивает, по существу, эквивалентный уровень надежности. Электронная подпись, созданная или используемая за пределами [принимающего государства], обладает такой же юридической силой в [принимающем государстве], как и электронная подпись, созданная или используемая в [принимающем государстве], если она обеспечивает, по существу, эквивалентный уровень надежности. Согласно Директиве 1999/93/EC на взаимной основе признаются все электронные подписи, сделанные в странах-членах ЕС. В случае, если электронная подпись сделана в государстве, не являющемся членом ЕС, при определенных условиях она может быть признана в государстве члене ЕС. Признание электронных подписей, сделанных за пределами государств-членов ЕС, может осуществляться путем заключения соглашений между государствами. В целях защиты прав участников отношений, складывающихся посредством использования сети Интернет, следует устранить существующую неопределенность в отношении порядка фиксации содержания информационного ресурса, размещенного в сети Интернет в качестве судебного доказательства. В настоящий момент мнения специалистов о том, какой нормативный порядок следует применять в случае необходимости получения признаваемой судебными органами «копии» информационного ресурса, размещенного в сети Интернет, в значительной мере расходятся.
В качестве общего вывода можно отметить, что российскому законодательству не следует оставаться в стороне от общемировых процессов, характерной чертой которых является стремление к унификации требований к использованию электронных подписей и максимально широкому обороту в деловой практике электронных сообщений.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!