Rambler's Top100
Статьи
Александра КРЫЛОВА  29 апреля 2009

Социальные сети: прообраз нового общества?

После кризиса мир обретет новые формы общественной самоорганизации и общественного взаимодействия. И именно сетевые структуры эксперты считают их прообразом. Может ли активность, которую уже сегодня демонстрируют участники социальных сетей, выйти на новый уровень, распространиться с коммуникаций на социальную, экономическую и политическую сферы жизни?  

Так определил тему круглого стола «Новые социальные информационные технологии против кризиса» его модератор, депутат ГосДумы, председатель Подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи И. Пономарев.

Действительно, по данным исследования ФОМ, сегодня к числу пользователей, «погруженных» в технологии Web 2.0, относятся 46% месячной аудитории Интернет, или 18% городского населения. В большинстве своем это молодые активные люди с высоким уровнем дохода, причем в этой категории велика доля женщин. По сравнению с другими категориями населения, пользователи социальных сетей отличаются более высокой адаптивностью к изменениям своего статуса: готовы более активно приспосабливаться, искать дополнительные заработки, менять место работы. Вместе с тем, отметил эксперт ФОМ, П. Лебедев, даже у «погруженной» в технологии Web 2.0 категории пользователей социальная активность до конца не сформирована.

Вектор эволюции активности пользователей социальных сетей, считает И. Эйдман, директор компании «Политика 2.0», уже сегодня направлен от коммуникаций их участников к реальному сотрудничеству, обеспечивающему им определенные преференции. Такими преференциями могут стать, например, значительные скидки на товары или услуги,  которые они, скооперировавшись, могут получить от  производителей и поставщиков. В качестве примера он привел модель социальной сети, организованной специально для совместных закупок различных товаров и/или услуг по оптовым ценам.По мнению И. Эйдмана, ее внедрение может иметь положительный экономический эффект для всех участников процесса: компании-организатора таких закупок, производителя или поставщика продуктов и, конечно же, участников этой социальной сети.   

Этот тезис подверг сомнению Н. Шерман, генеральный директор проекта «Одноклассники.ру». По его словам, потребление – это очень индивидуальный процесс, и потому объединение людей в сообщества для коллективных закупок вряд ли будет востребованным. «Не нужно изобретать велосипед: все инструменты уже есть, - сказал он, - есть, например, контекстная реклама и таргетированная реклама. Просто нужно уметь ими пользоваться для работы с потребителями в сети». 

 Сегодня пример взаимовыгодного сотрудничества в Интернете подают деловые социальные сети, которые в условиях кризиса выполняют важную нагрузку - помогают устанавливать и поддерживать связи между специалистами и компаниями. Об опыте, накопленном проектом Goroo.ru, на круглом столе рассказала Е. Крулевич, его PR-директор. Задуманная как вариант альтернативного рекрутинга эта закрытая деловая социальная сеть работает по рекомендательному принципу, проверенному на западе. Компании размещают на нем свои срочные или специальные вакансии, а эксперты из разных сфер бизнеса (их у проекта Gooroo.ru около тысячи) рекомендуют на эти вакансии специалистов, и в случае, если кандидат подходит, компания-заказчик выплачивает эксперту вознаграждение, гарантом получения которого выступает Gooroo.ru.Сейчас, когда бюджеты на подбор персонала ограничены, число обращений в проект со стороны компаний растет. И его создатели уже задумываются об установлении контактов с университетами, которые тоже могли бы рекомендовать своих лучших студентов на определенные вакансии, а также изучают востребованность бизнесом услуг по трудоустройству своих подпавших под сокращение сотрудников.

Потенциал рекомендательных социальных сетей очень высок, считает А. Долгин, руководитель проекта ИМХОНЕТ.рy, поскольку в основе их деятельности – агрегирование частных мнений и субъективных оценок качества продукта, услуги, контента, которые по мере приближения к информационному обществу приобретают все большее значение. Проблема заключается в том, как их обрабатывать с помощью IT-технологий? Как только мы поймем, что можно делать в сети с суждениями конкретного человека, - считает эксперт, - мы придем к другой системе обратных связей, к другой, сетевой политике культурной и социальной, к беспосредническим моделям в торговле и многому другому».

Впрочем, круг вопросов, поднятых на круглом столе, не ограничивался исключительно вопросами социального сотрудничества в сети Интернет. В ходе двухчасовой дискуссии говорилось и о возможности использования данных, полученных в результате анализа запросов пользователей к поисковым системам, для мониторинга социального климата в различных регионах страны, и о необходимости помогать компаниям малого и среднего бизнеса в организации их Интернет-представительств.

Не остались без внимания также вопрос взаимодействия социальных сетей и представителей ведомств (как отметил С. Юркевич, руководитель Высшей Школы Интернет, сегодня многие чиновники, вдохновленные примером президента страны, изъявляют желание вести корпоративные блоги), и в целом перспективы развития политического сетевого взаимодействия.

 

 

 

 

 

.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!