Rambler's Top100
Статьи
24 марта 2009

Т. Яппаров: «Отрасли системной интеграции в России нет» (статья)

Продолжаем серию публикаций о бизнесе системного интегратора в России. Сегодня, по мнению  Тагира Яппарова, гендиректора компании «АйТи», этот бизнес находится на этапе формирования.

Мы пока маловаты


Т. Яппаров: «Отрасли системной интеграции в России нет»Термин «системная (сначала – сетевая) интеграция» появился в России в
1996 г. Тем не менее сегодня отрасли системной интеграции как таковой, где работало бы необходимое число специалистов и были бы достаточные объемы бизнеса, в России нет. Есть направление, которое активно развивается и об определенных тенденциях и процессах которого можно говорить с уверенностью. Пока мы находимся на этапе формирования основных услуг, компетенций, стандартов, и должен пройти еще какой-то период времени, прежде чем мы дойдем до этапа зрелости.


Тому есть несколько причин.


Если сравнивать российский рынок ИТ-услуг с другими, то мы еще маловаты. В России нет крупных системных интеграторов. Зато довольно много мелких и средних компаний – средних по мировым оценкам. Самые большие российские компании насчитывают 3–4 тыс. человек; в «АйТи», например, полторы тысячи. А в США два-три десятка системных интеграторов собрали более миллиона специалистов. Крупный европейский интегратор – это 30–40 тыс. человек, $3–4 млрд в обороте. У нас пока нет ни одного такого – если иметь в виду системную интеграцию. На одной из конференций я познакомился английским системным интегратором, отвечавшим за реализацию проекта по платному въезду в центр Лондона. У нас практически никто эту компанию не знает, а в штате ее – 20 тыс. человек.


Отдельные ИТ-услуги у нас в стране невозможно предоставлять просто технически.


Нет полномасштабного аутсорсинга – это услуга финансовая, масштабная. Кто, скажем, может прийти в ЛУКОЙЛ (где работает 9 тыс. ИТ-специалистов) или РЖД (более 10 тысяч) и предложить им аутсорсинг?! Если только «сборная России по системной интеграции». Чтобы с нами разговаривали как с потенциальным провайдером, нужен консорциум.

Клиенты пока не готовы ко многим моделям. И мы не всегда можем предложить им то, что они хотят. Существует разрыв между потребностями заказчиков и возможностями интеграторов. Нам нужно работать в этом направлении, формировать новые услуги.


На возможности и модели работы с клиентами влияет и то, что рынок ИТ-услуг сегментирован, фрагментирован и – не консолидирован.

 

Но рынок будет укрупняться


У крупных, по российским меркам, системных интеграторов (от 800 человек) есть инструменты, позволяющие строить долговременные отношения с банками. Наличие финансирования будет играть определяющую роль в сохранении и развитии компаниями своего бизнеса. Крупным компаниям выживать проще, чем средним (100–300 человек), у которых нет таких финансовых инструментов, меньше запас прочности, а маркетинг – вообще большая редкость. Их бизнес обычно строится на нескольких серьезных клиентах – такая клиентозависимость сильно повышает риски. Поэтому средние компании будут стремиться к консолидации с более крупными. Сегодня некоторые приходят в «АйТи» со словами: как компания мы сейчас ничего не стоим, возьмите нас в департамент.


Мы очень аккуратно подходим к этому вопросу, ведем переговоры, строим отношения по этапам. Реализуя какие-то совместные проекты, анализируем возможность сотрудничества, потому что интеграционные издержки могут оказаться очень высокими, а культурные различия – просто не преодолимыми.


Крупные компании более формализованы, более структурированы – подчас это вызывает отторжение, серьезную проблему при интеграции и более жесткие требования при организации работы, управлении, учете и контроле. Иллюзий в этом плане у нас нет.


Так что тенденция к объединению существует. Но говорить о консолидации пока не приходится. Те истории, что на слуху, когда объединились крупная региональная и средняя московская компания, покупкой назвать нельзя: одной нечего продавать, другой нечего покупать. Реальных сделок M&A, происходивших до середины прошлого года, таких, например, как IBS и Borlas, пока не будет. Будет объединение, поскольку трудно оценить активы: нет осмысленной цены, да и денег свободных.

 

Непрозрачность


Еще одна серьезная проблема рынка ИТ-услуг – его непрозрачность. Она связана с большим количеством исторических и рыночных факторов: ИТ-компании не капитализированы, рынок не структурирован…


Аналитики рассматривают все компании – дистрибьюторов, системных интеграторов и производителей – одним списком. Игроки свой доход не структурируют, рассчитывая стоимость ИТ-сервисов как 30–40% от оборота. Крупнейшие компании понимают, что 40% – это уж слишком, и дают 30%, но в целом правила очень простые: считать объем по предыдущему году.


Предоставляя итоговые цифры, компании не сильно смотрят на их сшивку. У нас фактически нет аудита, нет контроля, что и продемонстрировал «ЛИНЭКС» в прошлом году, когда попробовал сделать оценку достоверности данных, представляемых игроками. Рейтинг качества этих данных показал, что многие уважаемые компании завышали показатели по сервису в два-три раза. Такое заключение вызвало негативную реакцию ведущих игроков ИТ-рынка, хотя все понимают, что показатели сильно искажаются и верить рейтингам трудно.


Поскольку объективной информации по индустрии очень мало, говорить о цифрах вряд ли имеет смысл. Я бы обозначил тренды, которые объективно фиксируют состояние отрасли.

 

Тренды рынка ИТ-сервисов


Доля на ИТ-сервис (внедрение, консалтинг, обслуживание) в ИТ-бюджетах компаний реального сектора растет. Это видно хотя бы из того, что с внедрением ИС бюджет на ИТ не уменьшается, а значит, доля на обслуживание того, что уже сделано, в нем увеличивается. Соответственно, растут инвестиции и в обслуживание.


К тому же если в 90-е годы за сервис вообще не платили или платили за счет маржи закупок («мы тебе платим, ты за эти деньги обслуживай»), то сейчас все четко выделяют сервисы в отдельную статью. Она растет быстрее, чем рынок в целом. По нашим оценкам, в последние годы рост сервисной доли (40%) опережал рост общего ИТ-рынка (20%) в два раза.


Именно этим важным фактором и стоит оперировать – не отчетностью. Ведь общепринятой рыночной методики расчета сервисной доли доходов пока нет.


Такие методики необходимо оформить и рекомендовать к использованию. «АйТи» рассчитывает долю сервисного бизнеса по числу сотрудников, потому что сервис делается людьми. Такие данные публикуют все, и долю сотрудников, занимающихся сервисами, отследить легко. Иногда получается, что в одной компании сервисный инженер зарабатывает 200 тысяч, в другой – 50 тысяч. Думаю, ближе к истине 50 тысяч. А там, где 200 тысяч, можно предположить, что к стоимости труда этого специалиста «прикрепили» несколько «Цисок».


Выработка специалистов – вот простой индикатор. В масштабах компании, когда все усредняется, она, к сожалению, в разы не повышается. Может, конечно, вырасти на 10, 20, 30% – но не больше. Так что реальный объем рынка ИТ-сервисов можно оценивать с точки зрения выработки.


И самая, наверное, важная тенденция рынка ИТ-услуг – сервис стал реальной частью бизнеса. Об этом говорит то, как интенсивно росли компании, буквально пухли, в последние годы за счет инженеров.


Этот тренд важен в приложении к текущему кризису: что бы в компаниях ни сокращали, сервиса это не должно коснуться. Потому что надо обслуживать имеющиеся ИС, поддерживать те сервисы, без которых бизнес уже невозможен.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!