Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2005 |
Иван РАСЧЕТЛИВЫЙ | 01 сентября 2005 |
Хуже железного занавеса – глухая стена молчания, или Сколько можно смотреть на Запад?!
– Ну, упрек в замалчивании прессой важного для отрасли события несправедлив. Если бы по результатам испытаний была дана информация, новость облетела бы все отраслевые издания. Ведь 50 млн пользователей – уникальный показатель не только для отечественных, но и для зарубежных биллинговых систем (к примеру, потенциал АСР CBOSS – 25 млн. абонентов, Amdocs – 33 млн). Наверное, организаторам и участникам тестирования следовало погромче заявить о его результатах, как это сделала, скажем, в начале нынешнего года Ассоциация CBOSS.– Между прочим, испытания масштабируемости и производительности биллинга CBOSS проводились на базе аппаратной платформы НР SuperDome, в состав которой входит 64 процессора. И для их проведения выезжали в Германию, в европейский центр тестирования Hewlett-Packard. А орловскому биллингу для того, чтобы рассчитать 50 млн. абонентов, понадобилось всего два процессора Sun и услуги лаборатории ЛИНКС БСС КОМПАНИ в С.-Петербурге. И цена этого решения на порядок ниже, чем у CBOSS (считаем стоимость процессоров и лицензий). Но CBOSS, по крайней мере, детально отчитался об испытаниях. Что же касается возможностей Amdocs Billing Suite, то скупая информация о том, что эта система рассчитана на обслуживание сетей с клиентской базой до 33 млн, была обнародована в конце 2004 г. в контексте сообщений о ее внедрении во всех МРК и ОАО «Ростелеком». А на какой аппаратной платформе, с каким количеством процессоров и где проводились испытания – общественности неизвестно. Но Amdocs намного дороже «РУПС»’а и CBOSS, вместе взятых… Не спорю, это признанный в мире бренд, и выбор его, например «ВымпелКомом», логичен: у этого сотового оператора нет льготников. А как приспособить чисто «западный» биллинг к задачам традиционных операторов, которые несут на своих плечах всю «социалку», да и возможно ли это в принципе?
– Тем не менее, по официальной информации компаний «Связьинвеста», Amdocs был выбран в качестве программного продукта для внедрения единой АСР по итогам конкурса среди 20 отечественных и зарубежных поставщиков. Причем, как отмечено в пресс-релизах МРК, «конкурсная комиссия в составе представителей всех МРК холдинга «Связьинвест» и «Ростелекома» более полутора лет работала над выбором поставщика, обладающего значительным опытом и ресурсами для внедрения подобного проекта, а также представившего оптимальное решение».
– Не буду толковать в данном случае понятие оптимальности. Единственное разумное объяснение выбора – не инженерные, а бизнес-соображения: на фондовых рынках акции компании, купившей известный в мире продукт за сотни миллионов, поднимутся в цене и принесут миллиарды. Но компенсирует ли это технологический, да и политический, просчет? Известно, что этот случай пробил брешь в глухой стене молчания, окружавшей прежде сделки традиционных операторов. Озабоченность тем, что государство заключает многомиллионные контракты с иностранными вендорами ПО (внедрение Amdocs Billing Suite оценивается в $480 млн), в то время как отечественные разработки не уступают зарубежным, публично высказали руководитель Союза производителей и потребителей оборудования средств связи Н. Исмаилов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике О. Оганян, исполнительный директор Ассоциации по защите прав инвесторов С. Вартанян, президент Ассоциации CBOSS А. Морозов…
– Однако решение принято и уже претворяется в жизнь. Что же после драки кулаками махать?
– Процесс внедрения единого биллинга для традиционных операторов растянется надолго, по планам холдинга – до 2009 г. И все это время будут работать нынешние системы. А с масштабным проектом много чего может произойти. Например, в январе генподрядчиком и генконсультантом внедрения биллинга Amdocs было объявлено консалтинговое подразделение корпорации IBM. Однако сейчас IBM тихо «вышла из игры». Ближайший ожидаемый поворот – продажа госпакета акций «Связьинвеста». Как поведет себя новый хозяин? Продолжит скорбный труд «по выращиванию ананасов в Арктике» или предпочтет ждать «глобального потепления» – когда все российские законы выстроятся один в один с западными (и у традиционных операторов не будет наконец льготников)? Может быть, у нового хозяина окажутся собственные предпочтения в области биллинга и он выберет другую единую АСР (абсурдно, но вполне может случиться)? Не исключено, что он вообще подвергнет обструкции идею единого биллинга.
– Но вы, по крайней мере, не станете оспаривать целесообразность внедрения в МРК единой АСР, которая обеспечит единую технологию предоставления услуг связи, повысит прозрачность взаиморасчетов и снизит потери трафика; даст операторам возможность перейти к единой структуре тарифных планов, вводить новые услуги на всей территории страны?
– Да речь-то не об идее, а о том, как она будет реализовываться. И о том, как поведет себя тот самый стратегический инвестор, который купит контрольный пакет акций холдинга. Для того и обращаюсь через ваш журнал, а вдруг да услышит? Невероятно оптимистичный вариант, если новый хозяин скажет: «Да ведь есть же у нас свои системы, которые прекрасно работают в Орле, Саратове, Смоленске, Пскове! Почему же мы всё на Запад-то смотрим?!»
– Когда вы говорите об отечественных системах, то, вероятно, имеете в виду системы, разработанные самими операторами? Но ведь известно, что такие АСР очень трудно внедрять на других сетях, поскольку они создавались под «свою» компанию.
– В принципе, я – за решения профессиональных софтовых компаний. У них больше одного заказчика, их решения лучше «вылизаны». Но эти компании медленно реагируют на изменения внешней среды и внутренних потребностей оператора. Например, вышел новый закон – его тут же надо обработать на уровне ПО. Собственная команда программистов сделает это оперативно и без дополнительных затрат, а софтовой компании потребуется написать техническое задание, оценить стоимость, свериться с другими заказчиками. Не удивляюсь, что многие операторские компании в России имеют собственные IT-подразделения.
В условиях быстро меняющейся на рынке ситуации лучше держать при себе квалифицированных программистов либо заключать с софтовой компанией специальные договоры, учитывающие оперативное реагирование на новые требования. Иначе можно просто выпасть из нашей переменчивой телекоммуникационной среды. К слову, на те деньги, которые потрачены «Связьинвестом» на покупку зарубежных систем ($150 млн на ERP, $480 млн на АСР…), можно было бы не только свою систему довести до уровня любого западного стандарта, но и профинансировать серьезные научные проекты, а также собрать собственную мощную команду программистов.
– Но все же вернемся к началу нашей беседы. Вы считаете, что система «РУПС» сопоставима по своим возможностям с тяжелыми западными биллингами?
– Не сопоставима – она принципиально лучше. Она полностью, на 100%, учитывает российскую специфику, обеспечивает необходимую оператору функциональность – ERP, CRM, OSS/BSS. И поэтому оператору в Орле живется спокойно. Причем «РУПС» – очень дешевая, в целом незатратная установка, а с точки зрения производительности – вообще уникальная. Сейчас она уже используется не только для связистов, но и в других отраслях, где производятся расчеты за услуги. И речь, в принципе, не только о ней: хорошие отечественные системы лучше, чем хорошие западные, хотя бы потому, что они здесь родились, здесь прописаны и учитывают все местные условия.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!