Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  02 марта 2009

Соль, спички и – телефон (статья)

Таков джентльменский набор антикризисных запасов. Он и обеспечит операторам в целом безбедное существование. Особенно тем, у кого бизнес диверсифицирован: связь мобильная и фиксированная, рынок корпоративный и массовый… О новых источниках прибыли шла речь на 3-м Конгрессе «Мир телекоммуникаций России и СНГ».

Рецессия проявляется не только в оптимизации расходов, падении продаж, сокращении кадров, но и в наполняемости конференционных залов, что, в частности, показал Telecoms World Russia & CIS 2009. Мало аналитиков, мало инвесторов, отметил, бросив взгляд на присутствующих, президент «КОМСТАР – ОТС» Сергей Приданцев. Справедливости ради надо отметить, что Сергей Владимирович, выступавший первым и первым же покинувший высокое собрание, поторопился с выводами: народ постепенно подходил. (Ну не привыкли мы, чтобы мероприятия начинались в 8.45! По этому поводу вспоминается прошлогодний форум Ericsson в день открытия Mobile World Congress – он начинался если не в семь утра, то точно не позже восьми.) Для общения в формате коротких бизнес-контактов организаторы даже выделили специальное время (может быть, чтобы заполнить образовавшуюся паузу из-за отказа от участия в форуме ключевых докладчиков?).

Названия выступлений ключевых спикеров на форуме говорили даже не столько о том, кто есть кто в «Мире телекоммуникаций России и СНГ», сколько об устойчивости положения компаний. «Как укрепить лидерство на рынке связи в условиях кризиса» – это «Комстар», у которого нет валютных долгов. «Обеспечение естественного роста» – «Скай Линк», и трафик, и число подключений которого в январе 2009 г., несмотря ни на что, на 50% превысили показатели того же периода прошлого года. Скромненькое от МТС – «Российские мобильные операторы в текущей экономической ситуации». Воздействие кризиса ощущается, говорит вице-президент по стратегии и развитию бизнеса МТС Майкл Хеккер, но на колени компанию не поставить.

 

Отрасль живуча


По самым разным исследованиям, кризис меньше всего повлияет на расходы населения на телефонную связь, которые в среднем в мире составляют 1–2% семейного бюджета. Так что наше место не такое плохое, подчеркивают операторы. Отток корпоративных клиентов будет компенсирован повышенным спросом на услуги фиксированной связи в массовом сегменте, которые наряду со спичками и солью входят в антикризисные запасы. Практически все интернет-провайдеры говорят о поквартальном удвоении трафика.

А менее всего чувствительна к кризису, по словам первого зам. гендиректора ГПКС К. Дроздовой, космическая связь – опять же как предмет первой необходимости: спутники загружены на 100%, к тому же 24% заказчиков предприятия – зарубежные клиенты, обеспечивающие выручку в валюте. При таком устойчивом положении ГПКС, однако, не стремится к M&A: компании интереснее межоператорские взаимоотношения, при которых можно полнее использовать емкость каналов спутниковой связи на взаимообразной основе.

 

Источники прибыли


Донна Корднер Кризис как фон так или иначе, конечно, присутствовал во всех выступлениях, однако лейтмотивом форума все же были «стратегии роста, открывающие новые источники прибыли».


Для Tele2 это, как, впрочем, и всегда, дисконтирование (скидки предлагаются не время от времени, а постоянно). У дискаунтеров меньше ассортимент продуктов, они меньше денег тратят на рекламу – ничего супермодного, только базовые услуги. Донна Корднер и в кризис чувствует себя хорошо, потому что всегда оптимизирует свои затраты: гендиректор TELE2 Россия (операционный доход оператора за
2008 г. – $26 млрд) ездит на машине, которой уже пять лет (а директор IKEA, кстати, все 12 – попробовал бы он столько покататься на нашей «четверке» по нашим дорогам).


Скидки – это, можно сказать, особенность шведской национальной модели успеха, примеров которой достаточно: один из крупнейших в мире одежных ритейлеров Hennes&Mauritz (H&M), IKEA, Sky Express и др. Дискаунтер ощущает свою социальную роль – бизнес рассчитан на население, наиболее уязвимое в кризис: студентов и пенсионеров. В то же время модель дискаунта имеет свои ограничения: низкие цены на стоимость соединения внутри сети на сети других операторов не распространяются.


По мнению Павла Аверкина («Ростелеком»), выигрывает не тот, у кого более высокие скорости и более протяженная сеть, а тот, кто знает путь к конечному пользователю. Это средние и мелкие компании, такие как домовые сети, локальные ISP и бизнес-центры, имеющие выход на конечного пользователя, однако ограниченные в финансах, кредитовании, более того, столкнувшиеся с угрозой потери бизнеса. При определенных условиях (наличие клиентской базы, возможность присоединения к сети «Ростелекома», не менее трех лет присутствия на рынке, стабильное экономическое положение) они могут стать virtual network operator (VNO). Себе «Ростелеком»,
  с прошлого года реализующий модель выхода на рынок конечных пользователей, отводит роль host network operator (HNO) -- оператора опорной сети. Более того, он берет на себя и функции virtual network operator enabled (VNE) – интеграцию деятельности VNO и HNO: помогает снижать затраты VNO, организует аутсорсинг. Модель виртуального оператора фиксированной связи в мире не нова, в России она ассоциируется с бизнесом «Синтерры». Свой первый пилотный проект «Ростелеком» планирует реализовать в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске.


Стать ближе к клиенту ставит своей целью и МТС, делающая акцент на монобрендовую сеть. Для оператора это особенно актуально, когда ближайший сосед по «большой тройке» («ВымпелКом») принял в свое хозяйство самую крупную ритейловую сеть («Евросеть»).


«Скай Линк» один из рецептов успеха видит в MVNO, интересной и для небольших мобильных операторов, и для крупных сетей. Однако при внешней простоте барьером на пути ее проникновения могут стать межоператорские расчеты. Кроме того, формулировки в законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении в Министерстве юстиции РФ, подчеркивали участники форума, весьма расплывчаты и неконкретны.


«Комстар» намерен летом продолжить работу по внедрению таргетированной рекламы в Интернете. Оператор надеется, что кто-то из его 2 млн абонентов не преминет воспользоваться возможностью получать услуги доступа, оплаченные рекламодателем. Ведь время загрузки ресурса может составлять до 20 с, так что к флеш-ролику, появляющемуся на экране на 7-й секунде, какая-то часть клиентов, возможно, отнесется лояльно.


Кто-то в кризис выживает, а кто-то выигрывает. Платежи «Новател Украина», члена группы венгерского национального оператора Magyar Telekom, который в свою очередь является «дочкой» Deutsche Telekom, идут на Украину в евро, и разница курса валют составляет 40% – так случайно построенная модель работает на рост бизнеса.

 

И снова о воспитании потребителя


Успешность стратегии удержания клиентов и обеспечения будущего роста с помощью дополнительных мобильных услуг, как показала дискуссия, посвященная VAS, очевидна не для всех игроков.


Называя МТТ пионером VAS в России, зам. гендиректора по коммерческой деятельности Николай Чураев прогнозирует на
2009 г. 30%-ный рост этого бизнеса. Ведь спрос клиентов МТТ на интеллектуальные услуги, в том числе на услугу по коду доступа 809 (информационно-справочные и консалтинговые услуги), растет.


Бела ГелаиMagyar Telekom (Венгрия), успевшей еще до кризиса осуществить реорганизацию, нацеленную на предоставление одновременно услуг фиксированной и мобильной сети плюс доступ в Интернет, удалось добиться повышения эффективности за счет внедрения комбинированных пакетов услуг, включающих в том числе IPTV. Это особенно актуально, считает директор департамента по работе с международными операторами Бела Гелаи, во время кризиса, когда потребительская активность людей снижается и они больше сидят дома: ТВ – это рычаг для преодоления кризиса.


А вот «Новател Украине», входящей в ту же группу Magyar Telekom, по словам ее гендиректора Олега Бобовникова, «дополнительные услуги реализовать трудно. Казалось бы, чего проще, бери из базы Deutsche Telekom готовые модели и внедряй! Но за два года работы с VAS оператор ожидаемых результатов не получил. Компания в данном вопросе старается быть осторожной, приводя в пример казахского оператора, вложившего в сети Wi-Fi $60 млн и закрывшего проект; деньги на IPTV потерял и «Укртелеком».


Что не вызывает споров: VAS – это будущее. И проблема не в том, как внедрить (операторы пережили этап, когда развитие VAS сдерживали технологии), а как распространить. Для этого надо, чтобы потребитель воспринял эти сервисы (а чтобы инновационная услуга овладела массами, должно пройти 6 лет), а это возможно, только если пользоваться ими будет просто. Интересный пример привел Бела Гелаи: в свое время три венгерских оператора объединили усилия по продвижению услуги SMS.


О необходимости консолидации усилий операторов на форуме говорилось много. Пример, когда объединение конкурентов дало синергический эффект, привела Д. Корднер. В Швеции TELE2 (у которой есть лицензия на 3G) эксплуатирует сеть 3G вместе с Telia (у которой лицензии нет, но есть инфраструктура). Обеим компаниям принадлежит по 50% акций, операционные и капитальные затраты они делят пополам. Этот рисковый шаг – сотрудничество с конкурентом – был сделан в интересах клиентов, чтобы сократить стоимость 3G-услуг.


Глава «Скай Линк» Гульнара Хасьянова призвала партнеров-конкурентов думать о тех, кто работает рядом, поскольку особенность телекома в том, что от действий одного игрока зависит, будет ли трафик у другого. Таким инструментом, как снижение тарифов для покупателей, надо пользоваться аккуратно. И когда начиная со 2-й минуты трафик идет бесплатно в сети одного оператора, это не означает, что та же манна небесная падет на клиента, когда он захочет поговорить с абонентом другого оператора.

 

Мобильный ШПД в Интернет


Пока это очень маленький кусок бизнеса операторов. Но по динамике роста опережает другие бизнесы. У «Скай Линка», например, он растет на 50% в год (голосовая связь – на 20–30% в год). Опыт прошлогоднего трехмесячного безлимитного тарифа на мобильный Интернет показал, что абоненты, даже имея фиксированные выделенные подключения к Интернету, а таких у «Скай Линка» в Москве 70%, все равно переключается на мобильный. Но радиоинтерфейс на это не рассчитан. Так что, может быть, не имеет смысла снижать тарифы для абонентов, чтобы конкурировать с фиксированным доступом, задается вопросом Г. Хасьянова. И вместо стратегии вытеснения пойти путем конвергенции: фиксированным каналам – тяжелый контент, мобильным – легкий, веб-серфинг, почту. Тем более что этот путь доступен в условиях существующего законодательства – на телематические услуги по сетям фиксированной или мобильной связи нужен один договор.

 

Нужно бежать быстрее


Как далеко до LTE?Дискуссия по поводу потенциала технологий беспроводного доступа плавно перетекла в другую: конкурентные технологии и стратегии развития мобильной связи в России. WiMAX в нашей стране тестировали шесть производителей – реально работают два. Как будет с LTE?


В Барселоне на Mobile World Congress, отметил исполнительный директор Инфокоммуникационного союза Андрей Скородумов, было объявлено, что уже в следующем году в мире ожидается внедрение LTE. В России от принятия до рассмотрения и коммерческого запуска какой-то технологии – дистанция огромного размера: 2G внедряли восемь лет; цифровое телевидение ждали девять лет; DVBH, судя по всему, предстоит15-летний путь к массовому потребителю. Прогноз от Инфокоммуникационного союза неутешителен: пройдет минимум десять лет, прежде чем LTE стартует в крупных российских городах. До фазы развития технологий, когда весь софт будет собран в одном «железе» (GSM, WiMAX, LTE), нам далеко. Операторы ждут прихода новых технологий, но нужно бежать быстрее.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!