Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 9 2005 | ![]() |
![]() |
01 сентября 2005 |
IT-поддержка оператора – ее готовы оказать системные интеграторы и разработчики
Чего хочет оператор, того хочет…«ИКС»: Какие требования предъявляют операторы к поставщикам решений OSS/BSS и системным интеграторам?

Я. КАУЛЬ: Прежде всего это гибкость, масштабируемость, возможность взаимодействия с уже имеющимися системами разных производителей, быстрая окупаемость внедряемых систем.
Д. БУЛКИН: От поставщика в первую очередь требуется способность быть готовым к изменениям, к быстрому развитию бизнеса оператора. Заказчику все больше необходима помощь в оптимизации процессов и интеграции компонентов OSS/BSS. Поэтому в большинстве наших проектов мы выступаем не только в роли поставщика, но и выполняем работы по интеграции наших решений с информационными системами оператора и помогаем заказчику формализовать его бизнес-процессы. Кроме того, заказчика, конечно же, интересует опыт успешных внедрений в российских условиях.


А. САВЕНКОВ: К системным интеграторам предъявляются следующие требования: наличие опыта реализации международных проектов по внедрению OSS/BSS-решений; способность предложить комплексное OSS/BSS-решение и выполнить весь спектр работ по его внедрению с учетом специфики оператора связи; наличие квалифицированного местного персонала, выполняющего работы по внедрению; тесное взаимодействие с поставщиками нишевых решений.
Г. БЕРЕЗИКОВ: По опыту нашей компании, операторы придают большое значение выполнению системным интегратором таких условий, как погруженность в специфику бизнеса конкретного оператора и ознакомление с его внутренними бизнес-процессами (чтобы разработать и внедрить правильное решение, необходимо провести предпроектное и проектное обследование, экспертизу); надежность решения в смысле расширенности и отказоустойчивости; интегрированность с существующими информационными системами; покрытие большинства функций OSS/BSS от одного поставщика; быстрота внедрения с учетом минимизации текущих процессов; стоимость; сопровождение и техническая поддержка.
В. КУТУКОВ: Как показал анализ, все требования, предъявляемые к решениям OSS/BSS, можно разбить на две основные группы. Структурные требования: модульная распределенная архитектура, использование стандартных интерфейсов для взаимодействия компонентов, гибкость и масштабируемость, высокая интеграция компонентов (подсистем), возможность работы с разнородным оборудованием и ПО предоставления услуг. Функциональные: быстрая реализация новых услуг, предоставление сервиса и биллинга в режиме реального времени, возможность клиентов самостоятельно заказывать и настраивать услуги, единые средства управления услугами и ресурсами, развитые средства обеспечения безопасности
М. ВЕРДИЕВ: Требования в этой области не уникальны: заказчик хочет получить решение, максимально отвечающее его требованиям, в короткий срок и, естественно, в рамках бюджета. Сложность здесь в том, что заказчик ждет от поставщика решения неких готовых рецептов, практических рекомендаций, «лучшего опыта», зачастую не желая тратить свое время и ресурсы на кропотливую совместную работу по выявлению и формализации требований к решению. В свою очередь, интегратор хочет получить от заказчика список приоритетных задач с указанием их важности, для того чтобы предложить востребованное решение. В такой ситуации от интегратора требуется немалая доля терпения, упорства и инициативы.
А. ГОЛЬЦОВ: Это вопрос скорее к операторам . Но если серьезно, то наши заказчики требуют от нас высочайшего профессионализма и серьезной экспертизы. Они не хотят решать за нас задачу, а просят предложить оптимальное решение, причем зачастую даже несколько вариантов. При этом требуется найти оптимальное решение поставленной задачи не в рамках продуктов какого-то поставщика или группы, а исходя из всего, что имеется на рынке, включая и те решения, которые пока не представлены в России. Именно поэтому в нашей линейке предложений – продукты разных производителей, причем лидеров этого рынка в различных областях; именно поэтому мы вкладываем значительные средства в обучение специалистов, и сейчас у нас в компании собрана серьезная группа профессионалов в данной области. Мы очень внимательно анализируем все технологические решения, которые сегодня появляются в этой сфере в мире, и напрямую общаемся с производителями таких систем. И я не исключаю, что в списке наших OSS-решений появится еще что-то.

Сегодня операторы достаточно четко представляют свои текущие потребности и перспективы развития, часто поставщикам решений представляются детальные технические задания и список требований к создаваемой системе. Уровень инвестиций для реализации проектов такого класса достаточно высок, поэтому особое внимание уделяется способности предлагаемого продукта развиваться вместе с бизнесом оператора, поддержке новых сервисов, т.е. гибкости решения в целом. Один из ключевых вопросов – интегрируемость системы в существующую инфраструктуру. При этом, несмотря на высокий уровень инвестиций для реализации проектов такого класса, стоимость внедрения и сопровождения решений – важный, но не решающий фактор при выборе OSS/BSS-системы.
Деньги? Время? Услуги? Абоненты?..
«ИКС»: Каковы критерии оценки эффективности внедрения решений OSS/BSS?
И. БУДАНОВ: Традиционный критерий оценки эффективности проекта – срок возврата инвестиций. Что и понятно: любая система – не самоцель для оператора, а лишь удобный инструмент в работе. Это действительно так, но в реальной жизни заранее оценить и впоследствии определить срок окупаемости внедряемой системы весьма и весьма проблематично. Это связано с тем, что многие решения лишь косвенно влияют на увеличение прибыльности. Так, системы обеспечения качества услуг снижают отток абонентов и повышают их лояльность, но определить срок возврата инвестиций совсем непросто. Решения, которые напрямую влияют на финансовые показатели, – это системы борьбы с мошенничеством и системы гарантирования доходов. Решения этого класса четко показывают оператору, каких потерь он смог избежать, а значит, насколько повысилась эффективность его работы. Традиционный подход к обеспечению эффективности внедрения систем – организация пилотного участка. В этом случае оператор может не только оценить пригодность конкретного решения, но и определить целесообразность его использования в полнофункциональной версии в рамках всей сети. Многие российские операторы успешно применяют этот подход на практике. IT-стратегии многих телекоммуникационных компаний уже сегодня ориентированы на внедрение OSS/BSS-решений, ведется разработка требований к таким системам, строятся долгосрочные и краткосрочные планы внедрения.
Д. БУЛКИН: Критерии определяются выбранной методикой оценки, но главный из них – соответствие полученных результатов бизнес-целям, которые компания ставила перед внедрением OSS/BSS. Если это получение конкурентных преимуществ за счет повышения качества обслуживания, то судить об эффективности можно по тому, сколько времени тратится на прием и обработку заявки, активацию услуги, насколько оперативно решаются проблемы клиента, соблюдаются ли соглашения об уровне сервиса и др.

И. МИРОНОВА: Подтверждение 70–80% качественных показателей, заявленных поставщиком решения в ТЭО на систему при ее проектировании, в том числе срока окупаемости решения, повышения качества обслуживания пользователей и увеличения абонентской базы оператора.
В. ФИЛИПЬЕВ: Эффективным можно считать внедрение, выполненное в срок при условии полной реализации функциональных требований и без превышения бюджета на внедрение. В качестве еще одного критерия можно выделить соответствие ожиданий заказчика установленной системе, ведь это закладывает надежный фундамент для долгосрочного сотрудничества и развития взаимоотношений оператора и поставщика решения.


В. КУТУКОВ: Критерии – рост объемов предоставляемых услуг и, соответственно, выручки оператора, сокращение затрат на предоставление услуг (себестоимости) вследствие внедрения OSS/BSS-решений.
М. ВЕРДИЕВ: Я думаю, можно выделить две основные составляющие такой оценки. Первая – это собственно эффективность решения технологических задач. Тут сложностей возникнуть не должно: технология написания технического задания и приемосдаточной документации известна многим. Со второй составляющей, финансовой, немного сложнее. Многие российские компании начинают задумываться, как просчитать возврат инвестиций, как приобретение того или иного IT-решения отразится на операционных и капитальных затратах компании в целом. При оценке финансовой успешности IT-проекта следует учитывать множество факторов и взаимосвязей. Это очень нетривиальная задача, и универсальный подход тут вряд ли применим.
А. ГОЛЬЦОВ: Самый простой критерий – это наличие у системы пользователей через несколько месяцев после внедрения. Если таковых не оказалось, то, увы, старания были напрасны. Если же пользователи имеются да еще говорят о каких-то недоработках или высказывают пожелания по развитию, значит, система хотя бы в какой-то части пригодилась. А если системой пользуются, то дальше можно применять различные критерии: время ликвидации проблемы, скорость реакции на запросы клиентов, количество сбоев, соотношение числа заявок, открытых клиентом и персоналом, и т.д., но это зависит от того, какие компоненты OSS внедрялись.
А. САВЕНКОВ: Если кратко, то это соответствие заранее определенным, четко сформулированным критериям, в частности снижение эксплуатационных затрат и повышение степени автоматизации процессов.
Б. ГОЛЬДШТЕЙН: Важный критерий – реализация KPI (ключевых показателей эффективности), сформулированных перед началом проекта.

Качество реализации можно описать формулой
Специалисты + Процессы + Решения = Уровень реализации.
При этом очень важно, чтобы во внедрении принимали участие не только специалисты разработчика, но и заказчика. Только в этом случае можно добиться высокой технической и экономической эффективности проекта.
На рынке идет острая конкурентная борьба, поэтому успех зависит от оперативного принятия решений и наличия процессов, которые обеспечивают мониторинг, оценку и постоянную работу над улучшением качества внедрений; от готовности развернуть масштабное внедрение или, наоборот, быстро свернуть работы в зависимости от ситуации на рынке; от использования местных особенностей и опыта локальных партнеров.
Последний пункт сам по себе может служить решением. Компании сталкиваются с различными трудностями, проводя трансформацию бизнеса своими силами. Некоторые считают, что справятся сами, другие опасаются потерять контроль над ситуацией. В действительности же, сторонние организации, используя свой опыт и знания, помогут обойти многие подводные камни и достичь желаемых результатов в более сжатые сроки.
От экспертизы до реализации
«ИКС»: Какие проблемы встают при внедрении OSS/BSS? Какие из реализованных проектов считаете наиболее удачными?
И. БУДАНОВ: Перед нами как системным интегратором стоит основная задача – предложить к внедрению такую систему, которая помогает максимально полно учитывать требования и специфику работы конкретного оператора. Определить набор компонентов различных производителей, которые наиболее точно будут соответствовать требованиям оператора, – непростая задача. Довольно часто возникает ситуация, когда оператор осознает необходимость внедрения одной или нескольких систем класса OSS/BSS, но ясного понимания спектра задач, которые будут возложены на систему, у него нет. Вот тут необходимо не только грамотно выявить и сформулировать требования к системе, но и представить технические детали имеющихся на рынке систем различных производителей, их сильные и слабые стороны. Задача развития и поддержания на должном уровне экспертизы по многим направлениям – не из легких. Как правило, все проекты по внедрению систем подобного класса уникальны, но критерий успешности всегда один – удовлетворение потребностей оператора, повышение эффективности его работы.
И. МИРОНОВА: При проектировании решений класса OSS/BSS в соответствии с реальными задачами, спецификой сети и финансовыми возможностями компании-оператора в первую очередь возникают проблемы, связанные с учетом записей о состоявшихся соединениях абонентов (модуль предбиллинга), мониторинга сетевой инфраструктуры (модуль Monitoring), учета сетевых ресурсов оператора (модуль Inventory), соглашения об уровне качества оказанных услуг (модуль SLA).
В. ФИЛИПЬЕВ : Компания «Беркут», имеющая богатый опыт реализации решений OSS/BSS, сегодня концентрирует внимание на различных инструментах для поддержки маркетинговой политики операторов – это различные скидки и бонусы. Идет работа по оптимизации процессов снижения внутреннего трафика в структуре системы, что способствует повышению производительности и масштабирования системы. Увеличивается гибкость поддержки бизнес-процессов операторов, у которых уже установлены наши системы. Большое внимание уделяется реализации поддержки технологий сетей 3G. Из наиболее успешных реализованных проектов стоит отметить проект с компанией «Tele2 Россия», где построенная на базе интеллектуальной сети платформа IN@Voice способна обслуживать абонентов во всех российских филиалах оператора. Также примечателен проект построения конвергентного решения для Kall Telecom (Дания) на базе платформы IN@Voice: благодаря интегрированной структуре платформы в одной системе обслуживаются не только prepaid- и postpaid-абоненты, но и абоненты мобильной и фиксированной сетей.
Г. БЕРЕЗИКОВ: Если говорить о разработке наших собственных продуктов, то мы довольно активно расширяем линейку OSS/BSS-компонентов (в настоящее время реализованы Billing Mediation, Service Desk, Order Management, ведутся работы по реализации остальных ключевых компонентов). Основной подход – следование принципам TMF, что позволяет создавать легко интегрируемые компоненты для построения OSS/BSS. Что же касается внедрения, то, обладая пониманием специфики операторского бизнеса и соответствующей экспертизой, мы подходим к реализации крупных проектов в первую очередь с точки зрения оценки существующих бизнес-процессов и необходимости автоматизации. Инсталлировать коробочную систему легко. Главная сложность – грамотно переложить бизнеспроцессы оператора на функционал системы. В любом случае внедрение таких систем не обходится без перестройки устоявшихся схем и бизнес-процессов телеком-оператора.

М. ВЕРДИЕВ: Основная задача, я бы не называл это проблемой, – создание работоспособной и эффективной команды профессионалов, способной решать поставленные перед ней задачи. Ведь именно от этих людей зависит, насколько окажется раскрыт весь потенциал используемого в проекте программного обеспечения и насколько четко и точно будут услышаны и реализованы требования заказчика. Основная трудность не в том, чтобы найти, обучить и сертифицировать таких специалистов (с этим справляются многие компании), а в том, чтобы поддерживать их мотивацию на высоком уровне в течение долгого времени. Это непросто сделать, и единого рецепта тут, наверное, не существует. Для нашей компании направление OSS/BSS – одно из самых перспективных, и мы рассчитываем здесь не только на наши знания и опыт, но и на партнерские отношения с ведущими вендорами.

Кроме того, новые типы услуг и их масштабность, которые все больше и больше являются результатом взаимодействия различных технологий в одной сети (IP, DSL, PDH/SDH, VoIP, Video), требуют новой степени управляемости. Для быстрого решения проблем, возникающих при предоставлении современных услуг связи, системы OSS/BSS должны позволять определять комплексные типы услуг, их зависимость друг от друга, оперативно идентифицировать причину и источник возникновения сбоя.
На сегодняшний день наиболее удачным и, главное, очень полезным для заказчика проектом я считаю систему обработки сбоев, которую специалисты «Энвижн Груп» внедрили в сети одного из крупных операторов связи. Эта система уже сегодня реально приносит пользу, мы получаем положительные отзывы и пожелания по дальнейшему развитию.
Вот основные проблемы, с которыми сейчас Сталкиваются операторы и которые автоматически транслируются на нас.
Д. БУЛКИН: В сфере экспертизы нашей компании – решения для автоматизации процессов продажи услуг и обработки заказов, взаимодействия с абонентами, поддержки предоставления услуг и решения проблем обслуживания. Поэтому в большинстве наших проектов мы решаем задачи автоматизации именно этих процессов.
Наиболее интересными проектами за последние полгода для нас были проекты внедрения компонентов OSS/BSS у столичных операторов «Центел» и «Институт автоматизированных систем (ИАС)». Для «Центела» мы решали задачу создания единого центра обработки заявок и обращений клиентов и задачу автоматизации процесса управления инцидентами для оператора домашнего Интернета, бизнес которого растет на 400% в год. Сегодня «Центел» ежемесячно подключает к своей сети два новых района Москвы и фактически сделал ставку на качество обслуживания.
С внедрением наших решений Naumen Service Desk и IP call-центр Naumen Phone свыше 90% запросов в службу поддержки сегодня решаются при первом же обращении клиента. Кроме того, каждый сотрудник первой линии получил возможность обрабатывать вдвое больше обращений, чем раньше, а среднее время ожидания клиента на линии сократилось до 15 с. Чтобы достичь такого эффекта, нам понадобилось интегрировать 5 информационных систем.
Проект в ИАС интересен в первую очередь ставкой на «сквозную» автоматизацию бизнес-процессов, начиная от продажи услуги до поддержки ее эксплуатации. Благодаря этому у компании появляется возможность управлять качеством обслуживания на всех этапах отношений с клиентом – от приема заявки на подключение услуги до решения проблем обслуживания, вызванных сбоями в инфраструктуре самого оператора или внешних поставщиков.
Б. ГОЛЬДШТЕЙН: Особое внимание мы сейчас уделяем средствам, позволяющим создать у оператора современную систему сетевой инвентаризации (network inventory), которая, ввиду своего позиционирования и использования другими подсистемами, является ключевой для построения современной OSS-системы. Свою задачу мы видим не только в поставке и внедрении системы инвентаризации, но и в одновременном внедрении интеграционной платформы, позволяющей максимально использовать имеющуюся информацию разными подсистемами, описывать сквозные бизнес-процессы, т.е. правильно интегрировать один из важнейших компонентов в имеющуюся среду оператора связи. При внедрении мы ставим целью добиться видимой отдачи от новой системы, возможности совершенствования бизнеспроцессов, повышения их уровня автоматизации, получения эффекта от доступности информации, сокращения времени, затрачиваемого специалистами оператора на решение стоящих перед ними задач.

В качестве примера можно привести масштабный проект для Deutsche Telekom. Оператор хотел развернуть в своей сети интегрированное OSS-решение, которое обеспечило бы сквозное централизованное управление мультивендорной оптической SDH-сетью, насчитывающей 18 тыс. сетевых элементов и 500 тыс. каналов, число которых в 2005 г. должно было увеличиться до миллиона. Решение должно было также гарантировать оператору быстрое, надежное и гибкое внедрение новых передовых услуг, таких как Ethernet и Gigabit Ethernet, а также оптических услуг VPN. При этом для сети Deutsche Telekom, поддерживающей предоставление услуг связи в 14 регионах, необходимо было учесть требования по сокращению эксплуатационных и капитальных затрат. Решение Lucent по управлению сетью OneVision позволило оператору полностью решить стоящие перед ним задачи.
Что касается нашего опыта в России и СНГ, то у нас есть несколько реализованных проектов и еще несколько находятся в стадии реализации. Локальной поддержкой ведущихся проектов занимается специально созданный Центр компетенции по OSS, в котором специалисты подразделения профессиональных услуг Lucent Worldwide Services (LWS) осуществляют тестирование, локализацию и адаптацию внедряемых решений, отрабатывают интеграционные задачи, обучают эксплуатационный персонал заказчика.
Место под солнцем
«ИКС»: Есть ли на рынке OSS/BSS место для российских разработчиков и где оно?
А. САВЕНКОВ: В условиях насыщенного рынка, мировых признанных имен и накопленного ими опыта место российских разработчиков или в штате этих «китов» индустрии, или офшорное программирование, опять на них же (такие прецеденты существуют), или работа в связке, по системной интеграции, например, когда требуется локализация стандартных программ, их доработка под специфику клиентов.
И. БУДАНОВ: Не секрет, что на поле OSS/BSS основную роль играют крупные западные компании. Не в последнюю очередь это вызвано тем, что операторы склонны инвестировать средства в хорошо проработанные решения, имеющие не одно успешное внедрение. Никто не хочет доверять свой бизнес новичкам.
На мой взгляд, один из вариантов для российских разработчиков – это первоначальная ориентация на потребности небольших, но бурно растущих операторов. С одной стороны, этот сегмент рынка уже требует внедрения систем OSS/BSS, с другой – пока не готов серьезно вкладывать средства в приобретение «тяжелых» решений. Поэтому ориентация на продвижение небольших, но четко сфокусированных на решении конкретной задачи продуктов поможет обеспечить возможность выхода на рынок российских производителей.

М. САМСОНОВ: Если вы спрашиваете: «Могут ли российские компании успешно конкурировать на отечественном и мировом рынках?» – отвечу «да». На вопрос: «Может ли произойти маргинализация российскихразработчиков за счет активных действий западных компаний – лидеров мирового рынка?» – ответ тоже будет положительным. Все зависит прежде всего от самих компаний и отчасти от государственной политики.
И. МИРОНОВА: Думаю, что в ближайшие несколько лет российские разработчики ПО будут занимать нишу по созданию систем для небольших операторов (с небольшой абонентской базой, ограниченным перечнем услуг) и по созданию дополнительных продуктов для обеспечения дополнительных услуг, предоставляемых оператором. Также они будут заниматься адаптацией решений мировых производителей под специфические требования крупных и национальных операторов связи.
В. ФИЛИПЬЕВ: Российские разработчики имеют хороший потенциал роста на рынках, где сохраняются достаточно высокие темпы роста абонентской базы. Основные преимущества российских решений – это, несомненно, их инновационность и возможность устанавливать более низкую цену за счет более низких производственных издержек. Среди других, не менее важных преимуществ – более быстрая реакция на требования заказчика, а также гибкий подход к интеграции решений в существующие бизнес-процессы операторов связи.
Г. БЕРЕЗИКОВ: Крупным операторам, естественно, ближе решения иностранных вендоров, которые, безусловно, являются лидерами рынка OSS/BSS и предлагают современные комплексные решения для российского рынка. Однако иностранные вендоры не совсем готовы к реализации проектов в России, так как у них, к сожалению, нет практического опыта преодоления многочисленных трудностей, характерных для российской действительности. А поскольку у российских разработчиков такой опыт имеется, то с учетом активного развития рынка OSS/BSS было бы целесообразно объединить новаторские решения вендоров и российских разработчиков ПО. Решение российского разработчика может внедрить компанияинтегратор путем комплексного подхода. Что касается решений для небольших и средних операторов (до 150 тыс. абонентов), то тут у российских разработчиков решений полный простор для деятельности, особенно если они правильно стратегически ориентированы на OSS/BSS благодаря использованию правильных методологий (TMF), глубокому знанию специфики оператора, гибкой политике стоимости решений.
В. КУТУКОВ: Российскими компаниями накоплен серьезный опыт в разработке ПО, включая компоненты OSS/BSS. Учитывая динамику рынка услуг и изменение концепции построения OSS/BSS, российские производители имеют все условия для того, чтобы занять достойное место на рынке OSS/BSS-решений.
А. ГОЛЬЦОВ: К внедрению OSS существует два подхода – взять готовый (частично готовый) продукт и внедрить его, доработав под особенности заказчика, или написать систему в соответствии с его требованиями. Очевидно, что второй подход реализуется силами отечественных разработчиков. Они могут быть как внешними по отношению к оператору, так и работать внутри компании. Получаемый при этом результат зачастую бывает очень хорошим, и тогда систему, сделанную оператором для «себя любимого», удается использовать и у других. Положительные примеры такого варианта внедрения известны. При этом необходимо отдавать себе отчет, что редкая представленная на рынке так называемая готовая система готова на все 100%. Типичная ситуация, когда объем доработки составляет от 20 до 40%. Ну и, конечно же, ничто не мешает отечественным компаниям предложить решения в виде готовых продуктов. Отмечу только, что разработка и полноценное тестирование таких систем требуют значительных первоначальных затрат и создания серьезной организационной структуры для развития системы, ее обслуживания и поддержки. Именно поэтому мы работаем с теми производителями, которые все это могут обеспечить и в длительной перспективе которых мы уверены. Пока это, к сожалению, только иностранные производители.

Б. ГОЛЬДШТЕЙН: Российские разработчики ничем не отличаются от зарубежных. Их решения будут успешно внедряться, если они будут соответствовать мировому уровню. Вряд ли можно ожидать выхода российской компании-разработчика с комплексным решением для крупнейших операторов, аналогичным решениям Amdocs, CSG, Micromuse или Telcordia (надо не забывать о сделанных этими вендорами инвестициях в покупку готовых решений). Вместе с тем российские разработчики могут вполне успешно конкурировать с лучшими мировыми брендами, если будут в своих разработках ориентироваться на использование открытых стандартов, общепринятых интеграционных платформ, предлагать продукты для использования в сервис-ориентированной архитектуре.
Я. КАУЛЬ: Высокий профессионализм российских специалистов, которые работают на рынке OSS/BSS-решений, трудно оспорить. Я уверен, что российские разработчики имеют ресурсы и потенциал для того, чтобы серьезно работать на этом быстро растущем и изменяющемся рынке.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!