Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2005
Борис ГОЛЬДШТЕЙН  01 сентября 2005

Российский рынок OSS/BSS созрел

Российские операторы: новый уровень

За последние два года российские операторы очень выросли в понимании вопросов внедрения современных информационных систем. «Канонические рамки» OSS приведены в модели eTOM; операторы признают эффективность этой модели и согласно ее принципам стремятся строить свои информационные системы. Соответствие стандартам, общепринятым нормам для оператора очень важно. Сейчас многие операторы в корне меняют подход к построению своих информационных систем: локальный подход (какое конкретное решение требуется реализовать в данный момент) сменяется системным. Ключевыми становятся вопросы: какова должна быть IT-архитектура компании, как ее правильно построить?

Трудности переходного возраста

Российские операторы, очевидно, вышли на новый уровень развития своего бизнеса: они могут внедрять лучшие в мире системы, они заинтересованы в этом – и здесь они ничем не отличаются от западных. Требования по сложности, производительности систем у них аналогичные. Но и проблемы сходные. Если, скажем, в производстве ERP-систем есть признанные лидеры (Oracle, SAP, Microsoft), то на уровне OSS/BSS ни один вендор не может предложить законченное решение, «закрывающее» все потребности. Каждый оператор вынужден строить свою IT-архитектуру на основе решений разных вендоров. И здесь требуется решить важные вопросы: какое решение выбрать, учитывая специфику оператора и уже работающие системы? как и в какой последовательности эти различные решения интегрировать? При этом многие российские операторы уже не просто говорят о внедрении той или иной системы OSS/BSS, но и ставят вопрос: как реализация этих решений повлияет на изменение бизнеса? Недостаточно заменить какую-то существующую систему с малыми функциональными возможностями на другую, с большими функциональными возможностями. Сегодня компании заботятся уже о стратегических задачах не только оптимизации, но и трансформации своего бизнеса.

Интересно, что внедрение современных систем позволяет по-новому реализовать существующие бизнеспроцессы, даже если эти системы впрямую не относятся к бизнес-составляющей. Так, оценивая внедрение системы Inventory, оператор отмечает значительное сокращение времени подключения нового клиента: если раньше на это уходило пять дней, то теперь – всего три часа. В результате оператор получает дополнительные доходы от услуг за четыре «сэкономленных» дня. Пример, возможно, частный, но, на мой взгляд, показательный. А по большому счету, многие операторы внедряют системы просто в силу острой необходимости: они уже не могут справиться с потоком трафика, с потоком запросов имеющимися IT-мощностями. Рынок высококонкурентный – значит, надо быть сильнее других, предоставлять те же услуги быстрее, качественнее. А для этого нужны соответствующие системы. Это не просто некие маркетинговые ходы – это изменение технологии деятельности.

Если задача поставлена правильно, если оператор осознанно выбирает стратегию изменения своего бизнеса для занятия лидирующих позиций на рынке, если определено, какие продукты для этого надо использовать и как их внедрять, – дальнейшие проекты имеют большие шансы на успех.

Новые краски рынка ИС

Ведущие разработчики систем понимают, что российский рынок созрел для внедрения современных решений OSS/BSS, и этот рынок становится для них очень привлекательным. За последние три-четыре года на отечественном телекоммуникационном рынке произошли большие изменения в области внедрения информационных систем. Если еще недавно в российских компаниях внедрялись только отечественные биллинговые системы, нередко разработанные самим оператором «под себя», то сегодня крупнейший вендор современного западного биллинга Amdocs работает в России с ведущими операторами мобильной и проводной связи. Из известных в мире поставщиков решений Inventory до недавнего времени на российском рынке фигурировала лишь компания NetСracker (несколько внедрений для «Системы Телеком»). Сейчас картина обогатилась новыми красками: в России проводится ряд тендеров, на которых операторы рассматривают решения практически всех мировых лидеров – Telcordia, Cramer, NetСracker и др. Западные вендоры борются за наш рынок наравне с российскими разработчиками.

Made in Russia – только для России?

Отечественные разработчики создают хорошие системы, которые внедряются у российских операторов. Это плюс, потому что те же западные решения иногда не учитывают российскую специфику (например, в бухучете). Еще одно важное преимущество отечественных разработчиков – они всегда рядом с заказчиком и могут дорабатывать решения с учетом его индивидуальных требований. Но сегодня, на наш взгляд, главная задача российских разработчиков, сотрудничающих с крупными операторами, – решать проблемы интеграции с другими системами. Безнадежно пытаться единолично «закрыть» все потребности крупного оператора в информационных системах. Например, CBOSS решил все задачи своего заказчика в конкретном проекте, но прошло несколько лет и этих систем оказалось явно недостаточно. Оператор вынужден использовать решения разных поставщиков, а задача разработчиков, в том числе и российских, – обеспечить легкую интегрируемость «своих» систем с «чужими».

Активная часть российских разработчиков движется к разработкам на рынке OSS. Вопрос в том, какое место они на нем займут. Это может быть ниша средних операторов, поскольку крупные операторы, вероятно, будут использовать готовые решения, которые доказали свою состоятельность в мире. Достаточно большой объем по их доработкам, настройкам, приведению в соответствие требованиям по производительности будет выполняться интеграторами и IT-подразделениями операторских компаний.

Интеграция: ключевые вопросы

На наш взгляд, отечественный рынок OSS/BSS более развит в решениях BSS – этому направлению уделялось больше внимания со стороны операторов. Поэтому неудивительно, что с точки зрения внедренных систем операторы сегодня более удовлетворены уровнем BSS, а в отношении OSS только начинают осознавать, каких систем им недостает. При этом одной из основных задач при внедрении информационных систем становится их интеграция, увязка с уже действующими системами и адаптация к потребностям конкретного оператора.

Оптимальным средством интеграции ИС многие операторы признают интеграционную платформу; некоторые из них даже проводят специальные тендеры по ее выбору. В свою очередь, практически все крупные производители решений сегодня либо участвуют в тендерах, либо ищут свою нишу на российском рынке. Иначе говоря, на уровне решений российский рынок уже не уступает ни восточно-европейскому рынку, ни западному. Отстает он по внедрениям – во многом из-за того, что реализация таких решений носит долговременный характер. Процессу внедрения, как правило, предшествует довольно долгий период выбора, анализа потребностей оператора. Этот этап очень важен, поскольку именно на нем определяется дальнейшее развитие компании на длительное время. По нашим наблюдениям, операторы стали больше времени тратить на выбор, подходят к нему более тщательно. Они уже обжигались на непродуманных решениях и сейчас стараются учесть свой предыдущий опыт и ошибки других.

Собственно интеграционные платформы – уже достаточно освоенный сегмент рынка, на котором определились свои лидеры. Например, большинством операторов в качестве интеграционной платформы активно используется продукт BEA Platform, причем его лидерство определилось де-факто, вследствие того что операторы раньше широко применяли системы, реализующие сервер приложений ВЕА. Для решения проблем интеграции этих систем был разработан продукт, позволяющий связать разные системы по принципу шины (а не «каждая с каждой»), причем соответствие BEA Platform международным стандартам обеспечивает также интеграцию решений от разных вендоров.

Интегрирующих платформ много, и их применение зависит не только от специфических особенностей оператора, но и от того, насколько эффективность использования платформы признана операторами. Но включить систему в работу – только полдела. Она должна быть «вписана» во все бизнеспроцессы, а изменение при ее включении других систем или их замена должны осуществляться достаточно просто.

Ключевые задачи интеграции решают уже операторы либо системные интеграторы. Понимая это, мы в ЛАНИТе полтора года назад создали специальный департамент интегрированных решений. Основные направления его деятельности – решение задач операторов с использованием опыта и продуктов компаний ВЕА Systems и Telcordia (на российский рынок вышла только в нынешнем году). Нам импонирует принцип Telcordia: не просто продавать или внедрять свои продукты, но и способствовать преобразованию бизнеса оператора.

На первых внедрениях мы намерены использовать опыт консультантов Telcordia и ВЕА, работавших с крупнейшими операторами Европы. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем сообщить о конкретных решениях по выбору систем Telcordia и российскими операторами.

Требования к OSS/BSS: формулируем критерии

Операторы понимают, что информационные системы дорогостоящи, и хотят, чтобы эти системы окупались. Конечно, существуют методики оценки экономической эффективности. Но, по большому счету, оценка заложена в ответе на вопрос, что внедрение системы даст оператору? При внедрении новой системы должны быть определены критерии – ради чего система внедряется. Главный показатель – насколько эти критерии при внедрении удовлетворены. При этом эффективность выражается не в деньгах, а в том, что системы должны приносить пользу в долговременной перспективе. Оператор будет расти, число клиентов будет увеличиваться, сервисы будут развиваться и наращиваться. Поэтому системы должны быть масштабируемы, рассчитаны и на большую нагрузку, и на рост оператора, и на рост абонентской базы; достаточно легко модифицируемы в соответствии с изменениями бизнес-процессов и услуг. Соответственно, и требования к маштабируемости, способности к изменениям, адаптируемости, технологичности работы операторы предъявляют в первую очередь. Один из критериев, выдвигаемых операторами, – возможность развития системы в требуемом направлении. Оператор хочет, чтобы система была открытой – он не желает «сидеть на игле» одного разработчика. Это общие требования. Если бы все операторы были одинаковы, тогда и можно было бы ожидать универсального решения. Но это нереально. Даже если разделить операторов на мобильных и фиксированных, требования внутри каждого типа различаются. Каждый тип операторов имеет свою специфику, но бизнес развивается таким образом, что проблемы интеграции и конвергенции сходны и у проводных, и у беспроводных операторов (интересно, что раньше в Telcordia с беспроводными операторами и с проводными работали два разных подразделения; сейчас это единый департамент). Скорее можно выделить специфику крупных и средних операторов.

Но есть и общие условия получения успешного проекта – возможность выбора из лучших в мире решений; грамотный консалтинг на этапе выбора решения; опыт и высокая квалификация специалистов по внедрению. Сегодня все это на российском рынке есть, и, я считаю, через короткое время ведущие операторы смогут сказать, что у них используются современные интегрированные информационные системы.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен