Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 9 2005 |
Михаил ЯКУШЕВ | 01 сентября 2005 |
Новые правила рынка: требуется дополнительная экспертиза
– Формальным основанием для принятия упомянутого вами решения правительства, оформленного в виде постановления, явилась неготовность утвержденной к тому моменту нормативной базы для реальной работы операторов связи. В первую очередь это обусловлено тем, что, помимо нашего министерства, ряд документов должен был быть подготовлен другими ведомствами. Например, МЭРТ отвечал за подготовку постановлений по госрегулированию цен на общедоступные услуги связи и на услуги по присоединению и пропуску трафика. Так вот, эти два постановления МЭРТ вовремя не согласовал и более того – обратился в правительство с просьбой о переносе сроков их подготовки. В сложившейся ситуации для правительства единственным выходом было перенести сроки вступления в действие двух документов и приостановить действие одного, поскольку без установления финансовых условий взаимодействия работа операторов, как и полноценное действие Правил присоединения, невозможны. То же касается Правил оказания услуг телефонной связи, где возникли бы проблемы с установлением тарифов на услуги местной связи.– Это единственная причина изменения сроков?
– Решение было принято на уровне правительственного постановления. Причину, которая мне известна, я назвал.
– Михаил Владимирович, тем не менее известно, что время до начала 2006 г. будет использовано для доработки отложенных нормативных актов. Каковы направления, формы и предполагаемые результаты этой работы?
– Да, действительно, в результате анализа сложившейся ситуации было принято решение о более широком привлечении операторов связи к вопросам перехода на новые условия хозяйствования в соответствии с новыми правилами, для чего приказом министра была создана рабочая группа во главе с директором Департамента госполитики в области ИКТ В.А. Слизенем, я являюсь его заместителем. В составе рабочей группы около 20 человек – руководящие сотрудники министерства, руководители традиционных и альтернативных операторских компаний, отраслевых НИИ, авторитетные эксперты и практики отрасли.
Однако в начале работы группы была выявлена необходимость доработки всех упоминавшихся документов в направлении более точного, однозначного и корректного формулирования тех или иных положений правил, устранения повторов. И такая работа в настоящий момент идет.
Кроме того, стали очевидны проблемы и с применением Постановления Правительства РФ № 87 от 18.02.05 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий». Закон о связи дает нам механизм внесения изменений в перечни лицензируемых услуг связи и условий лицензирования. В документе о лицензировании, принятом правительством, во многом не учтены ни предложения нашего министерства, ни других министерств, ни участников рынка. Поэтому его текст получился двойственным, не вполне соответствующим ФЗ «О связи», а также непоследовательным в части отнесения тех или иных видов услуг к лицензируемым.
В частности, исходя из смысла Закона о связи, для оказания услуг связи необходимо иметь в эксплуатации сеть электросвязи или почтовой связи. Указанное положение проведено в постановлении о лицензировании непоследовательно: возник ряд услуг, которые не предусматривают наличие сети электросвязи в противоречие с тем, что это указано в законе. Соответственно, необходимо либо устранять такие услуги из перечня лицензируемых видов деятельности, либо полностью пересматривать их содержание. Предстоит вернуться и к услугам таксофонной связи, и к малопонятным телематическим услугам, и к услугам по предоставлению каналов связи. После того, как будет выработана позиция по доработке постановления о лицензировании, все остальные документы должны быть приведены в соответствие с ним. Это, собственно, и задаст вектор изменений правил, действие которых было приостановлено.
На мой взгляд, необходимо привести в соответствие с Законом о местном самоуправлении Правила присоединения и Правила оказания телефонных услуг. В частности, большие проблемы здесь возникли с зоновыми сетями, действующими на территории городов федерального значения – Москвы и СанктПетербурга, – о них, видимо, просто забыли. Поэтому необходимо более точно сформулировать понятие зоновых и внутризоновых услуг и зоновых сетей. К тому же в тексте правил был допущен ряд ошибок в формулировании положений о договорах по оказанию услуг местной телефонии, из которых, к примеру, следует, что абонентам придется заключать большое количество договоров с разными операторами. Это, во-первых, вряд ли разумно, во-вторых, не обусловлено технологической или иной необходимостью.
– На основании чего, по каким каналам информации были выявлены моменты, требующие корректировки? Что или кто дал знать?
– Источники такой информации самые разнообразные. Это, безусловно, реакция экспертов и бизнес-сообщества. Подобного рода результаты дала и правовая экспертиза документов, проведенная в нашем департаменте после того, как нам стало известно, в каком виде они приняты правительством. Поэтому, конечно, можно сказать, что приостановление действия либо перенос введения в действие нормативных документов является обоснованным и согласованным решением.
– Какими нормативными правовыми документами должны руководствоваться операторы и контролирующие их органы в период отмены одного действовавшего документа и переноса сроков действия двух других?
– Ответ очень простой. Никаких радикальных изменений не произошло и не происходит. Речь идет о трех документах, один из которых совершенно новый. Правил оказания услуг подвижной связи никогда не было, и то, что они не введены в июле, абсолютно никак на рынок не влияет – ни отрицательно, ни положительно. Что касается фиксированных услуг, то продолжают действовать прежние правила в части, не противоречащей Закону о связи. Здесь тоже нет никаких радикальных изменений. Правил присоединения в том виде, в каком всем нам хотелось бы, до сих пор не было. Руководствоваться можно Законом о связи.
Поэтому абсолютно никакого отрицательного воздействия на рынок эта ситуация, я считаю, не может оказать и не оказывает.
– Скажется ли, по вашему мнению, отмена Правил присоединения на процессе либерализации рынка дальней связи?
– Нет. Решение о либерализации дальней связи имеет политический характер. Выданы первые лицензии. И, соответственно, как Закон о связи, так и те правила, действие которых перенесено, учитывают ситуацию сосуществования нескольких операторов междугородной и международной связи. Здесь опять-таки никаких проблем нет. Тем более что абсолютное большинство операторов, получивших лицензии, пока не готовы к оказанию услуг на территории всей страны в соответствии с лицензионными условиями. Это произойдет не раньше, чем через несколько недель или месяцев, а скорее всего – уже в 2006 г.
– Вы считаете, что наличие и отсутствие правил не оказывает влияния на рынок. Напрашивается вывод: а нужны ли в таком случае эти документы рынку?
– Вопрос хороший и правильный. Отсюда вывод, что правила должны содержать лишь те нормативы, которые действительно необходимы рынку и государству, для того чтобы взаимоотношения между участниками рынка, между государственными регулирующими органами и участниками рынка были выстроены в соответствии с законом.
Участников рынка волнует не наличие или отсутствие документов, а ситуация правовой неопределенности. Проблема в этом. Если документ плохой и его невозможно правильно применять, то какая разница, существует он или нет. Такого рода ситуация встречается во многих, к сожалению, отраслях. И я бы не сказал, что телекоммуникации являются плохим правовым примером, скорее наоборот.
Обратите внимание, что из более чем 30 документов, разработанных по Закону о связи, отменены лишь три – остальные вступили в силу и работают. Три из трех десятков нормативных актов погоды не делают.
– Есть ли планы по внесению изменений в Закон о связи?
– Пока таких планов нет. По той причине, что до сих пор нельзя сказать, что абсолютно все нормы Закона о связи задействованы и уже продемонстрировали либо эффективность, либо ошибочность. Видимо, после вступления в силу всех подзаконных актов должно пройти хотя бы несколько месяцев, чтобы принять соответствующеерешение. Повторюсь, пока таких планов нет.
«ИКС» о нормативной базе к Закону о связи:
№ 1'2005, с. 28–29
№ 2'2005, c. 4–5, 30–31
№ 4'2005, c. 4–5, 34–36
№ 6'2005, с. 4–5, 57–59
№ 7'2005, c.2–3
№ 8'2005, с. 2–3, 24–25
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!