Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 8 2005 | ![]() |
![]() |
Андрей ГИДАСПОВ | 01 августа 2005 |
Мир увлечен мобильной игрой
Платформы мобильных игр
SMS. Как известно, SMS-игры уступили дорогу загружаемым играм по очевидным причинам. Игры, которые можно загрузить, отвечают чаяниям большинства любителей электронных игр (цвет, графика, интерактивность), тогда как SMS-игры – по сути текстовые тесты. Тем не менее и они заполняют свою нишу, причем довольно успешно. Как следует из их названия, SMS идеальны для отправки коротких сообщений, но никак не для создания групповой игровой ситуации. И все же, во время неудачной попытки запуска WAP в 2001–2002 гг., текстовые игры оставались единственной надежной платформой.
Обычно SMS-игры построены на диалоге между пользователями внутри сети одного оператора. По этой причине разработчики искали тесного партнерства с каждым оператором в отдельности. В среднем операторы делят с провайдерами игр 20–40% премиум-дохода, получаемого от SMS-игр. В Европе операторы следуют так называемой модели «0 и 10», в соответствии с которой весь входящий трафик бесплатен для пользователей, а трафик, отправляемый с мобильника, стоит в пределах $0,10. В некоторых странах преобладает модель «2 и 10», где пользователь платит $0,02 за входящее SMS-сообщение и $0,10 – за отправляемое. Разработчики SMS-игр получают в среднем от 10 до 30% от дохода оператора сети.

WAP. Пожалуй, наибольших успехов во время недолгого расцвета WAP добился американский разработчик Jamdat, который в октябре 2000 г. создал вариант игры под названием Gladiator для пользователей крупнейшего американского оператора Sprint PCS. К декабрю 2001 г. более миллиона пользователей сыграли около 2,5 млн. игр, затратив на них свыше 14 млн. минут. Но это оказался лишь «лучик света» в «эре WAP», которому так и не удалось стать успешным протоколом для игр. Ведь на самом деле телефоны с функцией WAP являлись некими маленькими браузерами, которые подключались к Интернету, как и обычные интернет-браузеры. Зависимость пользователя от интернетсервера делала игру медленной и неинтересной.
Java, BREW, ExEn, Mophun. Загружаемые игры – настоящий рай для индустрии мобильных игр. Они позволяют играть в анимационном режиме и вне зависимости от Интернета, т.е. соответствуют обычной розничной модели: разовая оплата обеспечивает возможность безлимитной игры.
Необходимое условие для загружаемых игр – наличие приложений, позволяющих таким программам действовать, передавать игру через эфир и быть принятыми другим устройством. Но это самое простое. Другие характеристики включают возможность использовать графику, звук, различные размеры экрана и интерфейса, безопасность, управление цифровыми правами и т.д.
Из загружаемых игр наиболее распространена J2ME, вариант технологии Java корпорации Sun Microsystems. С J2ME успешно конкурируют и другие технологии – BREW, ExEn и Mophun. Уровень проникновения этих платформ в мире различен: Java популярна на всей планете, BREW – в США, КНР, Корее и на Тайване, ExEn – во Франции и Германии, Mophun – в Скандинавском регионе.
Альтернативы
Если операторы не оправдают надежд своих клиентов, любители мобильных игр смогут выбрать альтернативный вариант. В Европе в сети Интернет сейчас активно используется открытый канал, который предоставляет многочисленным вендорам игр, основанных на языке Java, возможность использования SMS в качестве основного инструмента оплаты. Практически все интернет-сервис-провайдеры, а также несколько крупнейших потребительских брендов предлагают загружаемые игры со своих сайтов. Однако количество специализированных webсайтов, посвященных продаже игр на языке Java, растет с каждым днем. Такие web-сайты обычно более локализованы, чем предоставляемые операторами, и работают с местными студиями для разработки игр, популярных в том или ином регионе. Организаторы данного бизнеса очень гибко и оперативно реагируют на тенденции рынка, предлагают большой ассортимент игр. Некоторые обещают достаточно высокий процент с прибыли для контент провайдеров – до 80%. Приобрести игры можно, воспользовавшись интерактивными услугами цифрового ТВ или рекламой в прессе. В настоящее время Интернет и телевизионные порталы контролируют около 50% игрового бизнеса на некоторых европейских территориях, однако авторы исследования утверждают, что фактически операторы контролируют 80–90% европейского рынка мобильных игр.
В будущем операторы могут встретиться с усилением конкуренции от ритейлеров. Некоторые магазины уже начали торговать играми. Во время недолгой эры WAP ключи к играм предоставлялись с помощью карточек со скрытым кодом, который позволял получить доступ к играм на WAP-сайтах.
Ключевые моменты развития сектора мобильных игр
- Развитие маркетинговых программ Для того чтобы показать пользователям, как легко, доступно и приятно использование мобильных игр, должны проводиться маркетинговые и рекламные акции. Например, специальные порталы, такие как немецкие Jamba and Zed, рекламируют, причем очень активно, мобильный гейминг, и результаты не заставляют себя ждать.
- Новые технологии Доступность демоверсий игр, плата за уровень (pay-perlevel), доступ к лигам и конкурсам, игры в режиме «мультиплей» при качественном исполнении должны повысить интерес и удовлетворенность клиентов, а также ускорить рост рынка. Интересный ход – загрузка механизмов миниигр, позволяющих продолжать игру. Например, клиент может купить механизм шахматной игры, заплатить за нее номинальную сумму, чтобы затем сыграть с другими владельцами такого же механизма.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!