Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 1 2009 | ![]() |
![]() |
Галина БОЛЬШОВА | 29 января 2009 |
Глас потребителя
На вопросы "ИКС" отвечают
«ИКС»: Какие участки радиочастотного спектра с точки зрения вашего бизнеса наиболее дефицитные, а в каких «ветер попутный»?
М. КОВАЛЬЧУК, ведущий эксперт по частотному планированию «Авалком»: Наиболее дефицитными могут считаться почти все диапазоны частот, указанные в решении ГКРЧ № 05-10-01-001 от 25.11.2005, хотя среди них можно установить градацию по «тяжести» случая.
Частоты в диапазонах 3,400–3,450 и 3,500–3,550 ГГц фактически недоступны в городах с населением 100 тыс. человек и более. Проблематично получение номиналов частот в диапазонах 5,150–5,350, 5,650–5,725 и 5,725–5,925 ГГц для городов с населением от 250 тыс. человек (не говоря уже о городах-миллионниках).
Наиболее благоприятным можно считать диапазон 5,925–6,425 ГГц, но для него список оборудования с хорошей спектральной эффективностью достаточно тощ. В основном здесь работает оборудование на базе семейства стандартов IEEE 802.11.
Судьба сетей в диапазоне частот 2,5–2,7 ГГц, использование которого регламентировано решением ГКРЧ № 06-16-03-001 от 4.09.2006, не ясна.
У полосы 2,3–2,4 ГГц есть все шансы стать дефицитной, поскольку на этих частотах могут работать мобильные устройства ШБД.
Диапазон 2,400–2.4835 ГГц неинтересен по причине зашумленности и загруженности устройствами семейства стандартов IEEE 802.11 (Wi-Fi), в том числе пиратскими.
Диапазоны 10,5 ГГц и 26 ГГц пока можно назвать недефицитными, но радиус действия оборудования ШБД в них невелик. Для этих диапазонов проводились исследования на предмет использования РЭС гражданского назначения, но номиналы выдавались нечасто.

Е. СУМЦОВ, начальник отдела по сертификации и работе с регистрирующими органами General Datacom: С нашей точки зрения, наиболее дефицитные участки РЧС – 394–410, 434–450 МГц и 6–7 ГГц, используемые в цифровых радиорелейных системах плезиохронной и синхронной цифровой иерархии, а также 2,400–2,4835 и 5,150–5,850 ГГц, где работает оборудование территориально распределенных сетей Wi-Fi и Wi-Fi Mesh.
В. СТЕРНЕНКО, начальник отдела беспроводных решений «АМТ-ГРУП»: Дефицитным можно назвать диапазон частот 2–11 ГГц. Однако настоящий дефицит этой части РЧС наблюдается лишь в нескольких крупнейших городах России, а на остальной территории страны имеет место его неэффективное использование, обусловленное в том числе отсутствием или недостаточностью контроля со стороны регулятора.
С. ОЛЕНИН, начальник отдела АСВТ: Хотелось бы большей прозрачности в распределении частот в диапазоне 2,5–2,7 ГГц для построения сетей WiMAX.
«ИКС»: Как вы оцениваете возможности развития сетей на базе оборудования, поставляемого вашей компанией, исходя из условий и требований российского регулирования использования РЧС?

А. ХАРИТОНОВ: Сегодня положение сетей Wi-Fi вселяет значительно больше оптимизма, так как в России выделены полосы частот для построения сетей на базе РЭС малого радиуса действия, установка которых требует только регистрации в надзорных органах.
Е. СУМЦОВ: Как производитель и поставщик оборудования для построения транспортных сетей связи мы заинтересованы в дальнейшей конверсии РЧС для 3G.
С точки зрения эффективности развития технологий целесообразно разработать и принять обобщенные решения ГКРЧ на выделение полос частот для закупок по импорту, производству и применению оборудования беспроводной передачи данных, работающего в полосах частот 5,150–6,425 ГГц (для Wi-Fi, WiMAX), 6 ГГц, 7 ГГц, 8 ГГц, 11 ГГц, 13 ГГц, а также 394–410 МГц, 434–450 МГц (для РРС прямой видимости). Это существенно облегчит процедуру получения операторами связи разрешений на использование частотных ресурсов.

«ИКС»: Существуют ли успешные бизнес-модели, способные нивелировать ограничения спектра и его регулирования?
А. ХАРИТОНОВ: Какова бы ни была бизнес-модель оператора, регуляторные ограничения обойти она не позволяет. Эти ограничения дают возможность развивать лишь определенный набор сервисов в отдельно взятом федеральном округе РФ или регионе.
В. СТЕРНЕНКО: Пример успешной бизнес-модели, активно применяемой за рубежом, – виртуальные операторы. Кстати, оборудование некоторых производителей предусматривает возможность совместного его использования несколькими операторами, ни один из которых не является его владельцем. В России эта бизнес-модель пока не прижилась в первую очередь по причине отсутствия действенной поддержки регулятора.
«ИКС»: Какова ситуация с частотами в регионах?
А. ЯМПОЛЬСКИЙ: В регионах с частотами проще, особенно в тундре.

«ИКС»: Какие новые технологии стучатся в российскую Таблицу распределения полос частот между радиослужбами РФ?
С. ОЛЕНИН: Это LTE, хMAX, WiMAX в мегагерцовых диапазонах. Необходимо расширить и так называемые нелицензируемые диапазоны (2,4 и 5 ГГц) с возможностью применения вне помещений.
М. КОВАЛЬЧУК: Одна из самых нашумевших технологий – WiMAX, и определенный «стук» по этому поводу в Таблицу распределения частот уже слышен. Но перераспределение полос частот в Таблице – это одно, а механизм их получения – другое. В Таблице может все выглядеть красиво и доступно, а на деле все процедуры получения решений, заключений и разрешений могут вылиться в весьма длительный процесс.
А. ХАРИТОНОВ: Сегодня наибольшие затруднения испытывают мобильные радиотехнологии – системы 3G и подвижного WiMAX. На оборудовании 802.11a/b/g/n ограничения тоже сказываются, но меньше. Не совсем ясно, что будет происходить с сетями LTE, возможно, они будут использовать тот же диапазон частот, что и WiMAX. Именно поэтому стоит обратить внимание на вывод старых РЭС из эксплуатации и заложить основу для использования новых, спектрально-эффективных РЭС и изменить условия их эксплуатации.
«ИКС»: Требуется ли России «передел спектра», к которому уже готовятся в МСЭ? Если да, то на каких участках?

А. ХАРИТОНОВ: Такие изменения должны затрагивать принципы использования радиочастотного спектра. В качестве примера можно привести результаты ВКР-03. На ней было решено, что диапазоны 5,15–5,35 и 5,47–5,725 ГГц, выделенные для мобильной связи, можно использовать для систем беспроводного доступа. Испытания показали, что в диапазонах 5,25–5,35 и 5,47–5,725 ГГц технологии типа динамического выбора частоты (DFS, Dynamic Frequency Selection) могут применяться совместно радарными установками и системами мобильной связи. Максимально широкие преимущества этого решения могут быть получены в частотных диапазонах 2,4 и 5 ГГц при использовании его без лицензирования.
С. ОЛЕНИН: Необходимо приложить усилия к расширению доступных частот в диапазоне 3,5 ГГц (фиксированный WiMAX), более гибко подойти к диапазону 2,1 ГГц (3G). Относительно цифрового ТВ мы имеем хорошие позиции и их надо сохранить.
В. СТЕРНЕНКО: Россия находится в состоянии передела РЧС с момента распада СССР. Полагаю, в конечном счете в нашей стране таблица распределения частот будет приведена в соответствие с рекомендациями МСЭ и других признанных международных институтов.
А. ЯМПОЛЬСКИЙ: России вообще требуется передел.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!