Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  23 декабря 2008

OSS/BSS: made in…?

Российские разработчики ПО в области OSS/BSS оказались в двойственной ситуации. С одной стороны, частично они уже потеряли отечественный рынок; с другой – успешно конкурируют на рынках зарубежных.

Проблемы российских компаний обсудили участники прошедшего в конце 2008 г. форума "Billing and OSS Telecom Forum'2008". Как заметил Дмитрий Пангин (CBOSS), на зарубежных рынках многие российские компании способны, но не могут продать свои продукты, поскольку эти продукты недостаточно локализованы, не имеют международной поддержки; у разработчиков нет хороших связей со странами, где эти продукты должны использоваться. "На пальцах одной руки можно перечислить разработчиков, которые добились каких-то успехов на международном уровне", – считает Д. Пангин.


Для самого CBOSS (кстати, опять не поставившего свой стенд на выставке ранее спонсируемого им форума), широко шагающего по зарубежным рынкам, главными конкурентами стали китайские компании. По словам Д. Пангина, CBOSS успешно конкурирует с крупными мировыми вендорами (Amdocs, Comverce), но китайские разработчики предлагают более низкие цены (что важно для стартапов) и со временем все более высокое качество и широкую функциональность.


На российской же территории сферы влияния разделились. Юрий Годына ("Мастертел", блоггер портала IKSMEDIA.RU) считает, что историю отечественных разработок OSS/BSS не следует отрывать от истории развития отечественного же телеком-рынка, который начал развиваться позже западного – и всегда сверял по нему свой курс.
  "В итоге наши разработки более кастомизированы под нашу специфику с оглядкой на то, что было сделано на Западе," - считает Ю. Годына. Что же касается операторов, то, по его мнению, для "большой тройки" более конкурентоспособны западные разработки, поскольку эти операторы полностью переняли западную модель ведения бизнеса. А для средних и небольших региональных операторов, работающих в определенных нишах, гораздо более подходят отечественные разработки, отвечающие специфике их бизнеса.
 

В свою очередь, для отечественных разработчиков остается нерешенной дилемма: что лучше – заказная разработка или коробочный продукт? По мнению Игоря Кириченко (Naumen), коробочная разработка хороша для стартапа или для компании с неустоявшимися бизнес-процессами. Заказная же разработка имеет свои плюсы и минусы. Минусы – повышенный риск ошибок, увеличение сроков внедрения, усложнение эксплуатации систем в дальшейшем. "Если компания очень зрелая, то даже суперуниверсальный дорогой продукт невозможно поставить в базовой конфигурации, - считает И. Кириченко. - Необходимо будет делать множество доработок, интеграцию с существующими системами - и разница между изначальной стоимостью этого продукта с точки зрения лицензий и окончательной стоимостью упирается в "человекочасы" людей, которые здесь работают. Кроме того, формируется команда разработчиков - и если она уйдет, то возникнут проблемы с сопровождением продукта". По словам И. Кириченко, Naumen придерживается "золотой середины" - принимает решения в зависимости от совокупности факторов, одним из которых является зрелость заказчика (продукт нужно предлагать соответственно этой зрелости).


Александр Кархов (Effortel) отметил, что для отечественных разработок, которые, как правило, молоды и изобилуют "белыми пятнами" (в продуктах с историей они прикрыты) проблемой является отсутствие концепции - некого осмысленного roadmap'а, дающего гарантии развития продукта. "Отчасти в этой проблеме могут помочь интеграторы, - считает А. Кархов, - но интеграторы не очень охотно работают с отечественными разработками, потому что так сложился отечественный рынок: не очень у нас любят платить деньги за такие работы." В результате интеграторам приходится зарабатывать, в том числе, на перепродаже продуктов,
  и чем крупнее и дороже продукт – тем выгоднее работать с ним интегратору.
 

Похоже, что зарубежные разработчики не отнимут этот кусок хлеба у российских системных интеграторов, несмотря на кризис.

Через призму кризиса


Гари Бани (Intec): Несмотря на кризис, Intec намерен увеличить инвестиции в свое развитие на территории России и СНГ.

Узал Ярко (Comptel): Россия - важный рынок для Comptel как финской компании. Она близка и географически, и культурно, и в отношении способов и методов работы. Наши плюсы – быстрое время выхода на рынок, надежное обеспечение, разумное ценообразование. Это особенно важно во время кризиса.


Меир Литманович (Comverce): Хорошая новость: люди во время кризиса разговаривают больше (мы изучали этот вопрос в процессе кризиса ИТ в
2002 г.). Возможно, новые услуги будут внедряться медленнее. Но мы верим, что голосовые услуги, SMS и передача данных останутся популярны… Мы считаем, что кризис переживут сильнейшие - кто сможет максимально эффективно использовать свои биллинговые сисемы и кто сможет выпускать на рынок интересные абонентам предложения.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!