Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 12 2008 | ![]() |
![]() |
Владимир МАКСИМЕНКО  А.А. ФИЛИППОВ  | 09 декабря 2008 |
ЦОД как часть системы управления качеством сотовой связи
Сегодня для оценки качества услуг сотовой связи приходится решать сложные задачи, связанные с процессами технического обслуживания оборудования, обеспечением информационной безопасности, бизнес-процессами внутри предприятия и т.д. При этом объем и требуемая скорость переработки информации постоянно увеличиваются, и роль центров обработки данных в этой системе возрастает.
![А.А. ФИЛИППОВ, инженер-исследователь, Современные телекоммуникации](/data/849/493/1236/Philippov.jpg)
![В.Н. МАКСИМЕНКО, директор аналитического центра, Современные телекоммуникации](/data/851/493/1236/Maximenko.jpg)
- по территориальному («горизонтальному») признаку система должна быть распределенной;
- в качестве ориентировочной организационной модели предприятия будет использована модель eTOM (в связке с BSS/OSS) как наиболее современная, перспективная и активно внедряемая;
- принцип контроля и управления качеством будет осуществляться в соответствии с моделью жизненного цикла продукта Э. Деминга (PDCA).
Модель автоматизированной системы управления качеством
Простейший вариант системы управления – система с одной обратной связью: работа управляемой системы контролируется по выходному сигналу и управляется путем воздействия на входной сигнал. Ядро системы управления – узел обратной связи.
![](/data/826/493/1236/12_Maximenko_1.jpg)
Система управления качеством, как правило, охватывает не один, а множество объектов управления, как аппаратные системы, так и бизнес-процессы. Следовательно, у нее будет множество входов и выходов (т.е. она будет мультипотоковой, рис. 1).
Здесь следует отметить два важных момента:
1. Строгой зависимости «вход 1 – выход 1» нет: один входной поток может влиять на несколько выходных и, наоборот, один выходной поток может зависеть от нескольких входных.
2. Одни системы могут контролироваться напрямую, в автоматическом режиме (управляемая система N на рис. 1), а другие управляются только людьми (системы 1 и 2 на рис. 1). То есть ЦОД вырабатывает и посылает данные и рекомендации в соответствующие отделы компании, где уже конкретные должностные лица могут принимать решения о вмешательстве в подконтрольные им процессы.
![](/data/829/493/1236/12_Maximenko_2.jpg)
Принцип работы системы по этой схеме следующий:
•Plan: компания проектирует новую услугу.
•Do: услуга выводится на рынок.
•Check: производится всесторонняя проверка успешности внедрения нового проекта; причем этот этап продолжается на протяжении всего времени существования подконтрольного проекта. На этом этапе происходит сбор данных для анализа в ЦОДе.
•Action: происходит вмешательство в процесс внедрения/оказания услуги с целью коррекции в сторону повышения качества.
В зависимости от того, сколько времени проходит между этапами 3 и 4, планируется необходимое быстродействие ЦОДа и оптимизация работы аналитических отделов компании.
Методика мониторинга качества услуг сотовой связи
![](/data/835/493/1236/12_Maximenko_3.jpg)
Слежение за «внутренними» параметрами сети и обнаружение неисправностей происходит на уровне канального оборудования. Сигнал о неисправности идет от ближайшего к аварийному участку исправного устройства. Все данные о работе канального оборудования собираются в ЦОДе, фиксируются в базе данных (журнале) и обрабатываются. На их основе вычислительный комплекс обновляет функциональную карту сотовой сети, вырабатывает рекомендации по устранению неисправности и направляет их в соответствующие отделы компании, где компетентные лица принимают решения о вмешательстве (рис. 3). ЦОД может также управлять сетью в автоматическом режиме – при отказе одного звена сети перенаправить трафик через другие и т.п.
Особую важность с точки зрения оценки качества предоставления услуг сотовой связи потребителю представляет «внешний» мониторинг параметров сетей при помощи мобильных испытательных комплексов.
Процесс мониторинга включает три основных этапа:
1. Составление и утверждение программы и методики проведения испытаний, сбор исходных данных.
2. Проведение испытаний в соответствии с утвержденными программой и методикой, сбор результатов испытаний.
3. Математическая обработка полученных результатов. Они представляются в соответствии с формами, утвержденными в «Нормах на показатели качества услуг связи и методиках контрольных испытаний», и рассчитываются для всех сеансов по формулам, приведенным в методиках испытаний. На этом этапе происходит формирование больших баз данных измеренных параметров, формирование карт.
Глобальное управление качеством услуг сотовой связи
![](/data/833/493/1236/12_Maximenko_4.jpg)
Территориальная распределенность системы управления качеством должна закладываться в проект не только для обмена данными мониторинга и статистикой, но и для поддержания на одном уровне качества услуг сотовой связи на всей территории, обслуживаемой оператором.
На первом этапе (вводе системы в эксплуатацию) со всех региональных ЦОДов собирается информация о текущих параметрах комплексной оценки качества связи и устанавливается уровень качества, к которому должны стремиться все регионы.
На втором этапе начинается периодическая проверка параметров качества каждого региона (рис. 4).
Для каждого региона запрашиваются данные о качестве и сравниваются с требуемым (глобальным) уровнем качества.
Если полученная оценка качества ниже требуемой, принимаются необходимые меры, в регион направляются рекомендации по ее повышению. Если же она выше и все остальные проверенные регионы тоже преодолели эту планку, то появляется возможность повысить требования к качеству во всей сети. Далее назначается время следующей проверки региона и цикл повторяется. Таким образом, происходит постоянное автоматическое самосовершенствование сети связи наподобие цикла PDCA.
Задачи ЦОДа оператора сотовой связи
Центр обработки данных – универсальное вычислительное средство, но в сети оператора сотовой связи он решает прежде всего следующие задачи:
- сбор статистических данных о работе сетей и объектов СПС;
- обработка данных мониторинга сетей и объектов СПС;
- анализ данных, поступающих из отделов работы с абонентами;
- оперативное реагирование на возникновение сбоев в работе сети СПС;
- выработка рекомендаций по устранению проблем в работе сети СПС;
- выработка рекомендаций по улучшению качества оказания услуг связи;
- прогнозирование возникновения неполадок в работе сети СПС (моделирование, экстраполяция нагрузки на сеть по имеющимся данным);
![](/data/872/493/1236/12_Maximenko_5.jpg)
Во-первых, сбор и первичный анализ данных производится в реальном (или максимально близком к нему) масштабе времени.
Во-вторых, статистические данные собираются и анализируются по «накопительной» системе, т.е. для формирования выводов и прогнозов вся новая информация соотносится с уже имеющейся. Это также определяет объем подсистемы хранения данных, входящей в ЦОД.
В-третьих, мониторинг сетей, сбор информации, обработка данных и прогнозирование зачастую происходят одновременно. Таким образом, параллельно выполняется несколько сложных взаимосвязанных задач, использующих одни и те же данные.
Все это говорит о том, что ЦОД оператора сотовой связи должен быть распределенной многопроцессорной вычислительной системой, способной эффективно решать задачи по параллельным алгоритмам.
Такой центр обработки данных позволит:
- создать централизованную систему обработки и хранения информации;
- повысить надежность хранения информации;
- снизить совокупную стоимость обслуживания ИТ-инфраструктуры;
- обеспечить работу всех приложений на одном оборудовании, в том числе эффективную работу ERP- и CRM-систем, аналитических приложений, СУБД и приложений, выполняющих масштабные вычисления, а также порталов, веб-сайтов, систем документооборота, электронной почты и систем управления проектами.
Методологическую основу современных систем управления производством составляют многоуровневая модель бизнес-процессов eTOM (Enhanced Telecom Operations Map – расширенная модель деятельности телекома); концепция OSS/BSS – совмещенная система поддержки операций (OSS) и системы поддержки бизнеса (BSS); модель Э. Деминга жизненного цикла услуги, известная как PDCA-цикл (Plan-Do-Check-Act: планируй – сделай – проверь – действуй). Основная идея цикла PDCA – анализ результатов деятельности и использование при планировании повторения производства услуг с улучшенным качеством.
«ИКС» о ЦОДах: 2008: № 1, с. 35; № 6, с. 31; № 7–8, с. 38; №11, c.30. 2007: № 5, с. 93; № 7, с. 75; № 11, с. 74
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!