Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2008 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 09 декабря 2008 |
Умерить амбиции и инвестиции
Российским телеком-операторам скучать не приходится: то на горизонте появляется ФЦП по переходу России на цифровое ТВ, то регулятор меняется в лице и в названии, то финансовый кризис у ворот. Однако, судя по выступлениям на форуме MultiPlay'2008, наши операторы не склонны драматизировать ситуацию.
Более того, они даже находят в кризисе положительные стороны, поскольку он должен оздоровить рынок. Хотя отрасль связи и так в числе немногих, чувствующих себя довольно устойчиво. Многие ее специалисты прекрасно помнят кризис 1998 г. и то, как телеком-рынок спокойно перенес его. Конечно, 10 лет назад объемы рынков кабельного ТВ, мобильной связи или интернет-доступа были куда меньше нынешних, но заметного оттока абонентов тогда не произошло. Не ожидают его операторы и сейчас. Утверждения о том, что услуги связи стали для современного человека «хлебом насущным», несмотря на весь их пафос, основания под собой имеют, так что клиенты от операторов никуда не денутся.Относительность силы и слабости
Правда, некоторые аналитики считают, что следствием кризиса будет широкомасштабный передел рынка в стиле «сильные станут сильнее, слабых купят быстрее и дешевле». Однако далеко не все игроки согласны с этим. По мнению финансового директора компании «Мультирегион» А. Петрова, массовых продаж и покупок в отрасли не произойдет, потому что большинство кабельных операторов (в первую очередь это касается небольших региональных компаний) не имеют больших долгов по кредитам. Они жили и живут по средствам, поэтому кризис их особенно не беспокоит и они не склонны продаваться кому бы то ни было, тем более по дешевке. Конечно, слияния и поглощения продолжатся, но решения о них будут продуманными.
Однако, как отметил В. Шуб, зам. генерального директора «Системы Масс-медиа», финансовый кризис никого не усилит и может заметно замедлить количественное и качественное развитие рынка. Покупательная способность абонентов пока сильно не изменилась (возможно, только пока), поэтому первым следствием кризиса стало то, что многие операторы, и в особенности крупные, умерили свои амбиции и принялись пересматривать былые наполеоновские планы. Теперь им придется выбирать наименее рискованные сценарии развития и отказаться от проектов (даже очень технологически продвинутых) со слишком длительными сроками окупаемости (новый максимум у больших московских операторов – три года). А ситуации, когда оператор сначала тянул сети, а потом начинал задумываться, какие он будет оказывать на них услуги, станут просто невозможны. В общем, все научатся считать деньги, узнают, какими должны быть САРЕХ, ОРЕХ и EBITDA и что вообще означают эти буквы.
Очевидно, что в нынешних условиях должна затормозиться и экспансия крупных федеральных операторов в регионы. Но, судя по всему, эта задержка с выходом на региональные рынки не будет долгой. Например, по оценкам руководства компании «Норильск Телеком», не будь кризиса, приход «ВымпелКома» с оптоволокном в каждую пятиэтажку состоялся бы примерно через полгода, а теперь конкурента ждут только через год. Главное – грамотно использовать полученную передышку, чтобы достойно подготовиться к встрече и в технологическом плане, и в деле повышения лояльности абонентов. А последнее – важный фактор в конкурентной борьбе.
Счастье лояльности
Правда, у небольших региональных операторов часто есть дополнительная материальная привязка для клиентов, так как они обычно берут деньги за подключение и не раздают бесплатно модемы и приставки (даже если за оборудование было заплачено три года назад, абоненту все равно жалко потраченных денег). Но сыграет она, в общем-то, только при прочих равных (или почти равных) условиях. Так что заниматься лояльностью все равно придется, а она формируется разными способами. Не избалованные вниманием региональные жители бывают благодарны и за чисто символические подарки и скидки, более искушенную столичную публику можно привлечь дополнительными ТВ-каналами или качественными платными сервисами. Единых рецептов нет, но в любом случае лояльность абонента будет зависеть не только от технических характеристик принимаемого ТВ-сигнала или канала интернет-доступа, но и от более общего понятия качества предоставляемой услуги, куда входит и качество работы службы технической поддержки, и манеры монтажников, и улыбки сотрудников клиентского отдела. Как отметил А. Петров, основная проблема формирования лояльности – это создание у абонента ощущения счастья от общения с оператором. А спрос на счастье остается высоким во все времена и особенно в лихую годину кризиса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!