Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2005 | ![]() |
![]() |
Оксана ПАНКРАТОВА | 01 мая 2005 |
Большая контент-игра началась на рынке мобильной связи России

На других развитых рынках уменьшение среднего дохода на одного абонента в 2004 г. тоже наблюдалось, однако оно было незначительным и не превысило 2,8%, как, например, в Польше.

В России новые услуги, в том числе и контент, пока еще не оказывают заметного влияния на ARPU. В отличие от развитых западных рынков, российский рынок находится на стадии роста и еще есть простор для развития обычных голосовых услуг – абонентами сотовой связи в стране могут стать еще 40 млн человек. Однако низкий показатель среднего дохода на одного абонента (в три раза меньше, чем в западных странах) и его падение вследствие региональной экспансии и освоения массового рынка (в 2004 г. ARPU снизился на 21% по сравнению с 2003 г. ) уже сегодня заставляет операторов задумываться о дополнительных услугах.
Российский рынок контент-услуг
Российский рынок контент-услуг для абонентов сетей сотовой связи начал активно формироваться в 2002 г. Лавинообразный рост этого сегмента пришелся на 2004 г., когда объем рынка контент-услуг вырос более чем на 200% по сравнению с предыдущим годом и составил $297 млн.

В 2004 г. оля контент-услуг в структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи выросла до 29%, а в общих доходах от услуг сотовой связи – до 3,6%. Несмотря на то что по относительным показателям (доле контент-услуг в общих оходах) российский рынок не так уж значительно отстает от развитых рынков сотовой связи, разрыв между абсолютным значением контентARPU в России и западных странах все еще достаточно велик. Это объясняется более низким ARPU в нашей стране.
Игроки на рынке контент-услуг
На протяжении трех последних лет около 98% всех доходов от контент-услуг генерировали операторы «большой тройки». Лидировал среди федеральных операторов по итогам последних двух лет «ВымпелКом», сумевший обогнать своего основного конкурента – МТС – благодаря:
- запуску программы BeePartner, обеспечившей равный доступ всем контент-провайдерам к абонентам «ВымпелКома»;
- активному развитию собственных контент-ресурсов, включая развлекательный портал «БиОнЛайн»;
- архитектуре сети, способствующей более равномерному, чем у МТС, развитию контент-услуг в регионах страны (контент-провайдерам нет необходимости подключаться к каждому региональному оператору).
Популярность контент-услуг и лавинообразный рост этого сегмента привлекают внимание многих компаний, до сего дня не имевших к нему отношения. На российском рынке появился новый тип игроков,
пожелавших войти в число крупнейших контент-провайдеров/контент-агрегаторов России. Это розничные сети, специализирующиеся на продаже мобильных телефонов и другой цифровой техники. По сравнению с другими контент-провайдерами они обладают огромным преимуществом – развитыми каналами продаж и узнаваемым брендом. Это производители сетевого и терминального телекоммуникационного оборудования и ПО, а также производители компьютерных игр, в настоящее время диверсифицирующие свою деятельность за счет производства игр для мобильных телефонов.

Какие контент-услуги востребованы в России?
На сегодняшний день существует множество вариантов классификации контент-услуг, оказываемых абонентам сотовой связи. Одной из часто применяемых до последнего времени оставалась классификация услуг в зависимости от транспортной среды, используемой для доставки контента абоненту. Однако структурировать доходы в соответствии с этой классификацией довольно сложно, поскольку для оказания некоторых видов услуг применяется сразу несколько технологий (например, для получения полифонической мелодии на свой телефон абонент использует SMS для первоначального запроса, а затем WAP для скачивания самой мелодии).
Довольно распространенной и удобной классификацией является классификация контент-услуг по содержанию/назначению услуги.
В 2004 г. наибольшие доходы – свыше $130 млн – принесли услуги по кастомизации мобильных терминалов: логотипы и рингтоны, причем на долю рингтонов пришлось около 80% выручки от услуг этой группы. Растет доля цветных логотипов и полифонических мелодий, а доля черно-белых картинок и одноголосных рингтонов постепенно сокращается. Бурный рост сегмента услуг по кастомизации телефонов обострил конкуренцию на рынке, что, в свою очередь, привело к резкому увеличению рекламных расходов и снижению рентабельности бизнеса по предоставлению логотипов и мелодий. Игроки рынка все чаще обращают внимание на другие сегменты.
Интерактивные проекты с участием средств массовой информации, а также услуги мобильного маркетинга, начавшие свое развитие во второй половине 2003 г. и сегодня переживающие настоящий бум, в 2004 г. принесли около $60 млн. За два года доля этих услуг практически с нуля выросла до 22%.
Общение и знакомства – еще одна быстро растущая группа услуг, доходы от которой в 2004 г. составили около $40 млн.
Бурный рост демонстрируют и доходы от SMS, WAP и Java-игр, пока занимающие сравнительно небольшую долю в общей структуре доходов от контент-услуг. В 2004 г. они сгенерировали около $18 млн.
Несмотря на рост доходов в абсолютном выражении, доля информационных и развлекательных услуг в общей структуре доходов от контент-услуг постепенно сокращается. В 2004 г. услуги этой группы принесли операторам около $42 млн. Доля бизнес-и других приложений, включая услуги, основанные на автоматическом определении местоположения абонентов (LBS), не превышает 1% в общей структуре доходов от контент-услуг.
Контент-будущее
По прогнозам «iKS-Консалтинг», в 2005 г. доходы от контент-услуг вырастут по сравнению с 2004 г. более чем на 100% и приблизятся к $600 млн. Среди контент-услуг наиболее быстро будут расти такие сервисы, как игры, проекты с участием СМИ, а также общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации телефонных аппаратов, как и доля информационно-развлекательных услуг, начнет постепенно снижаться. С развитием технологий и появлением новых востребованных услуг будет расти доля бизнес-приложений, правда, незначительно.
Ожидается, что уже в 2005 г. на российском рынке контент-услуг появятся крупные международные контент-провайдеры, что должно положительно сказаться на развитии этого сегмента. В свою очередь, российские контент-провайдеры усилят экспансию своих услуг за пределы России.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!