Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2008 | ![]() |
![]() |
Владимир ЗАЙЦЕВ | 16 октября 2008 |
Связь – это всегда диалог. На поляне тесно
Межоператорские отношения - вечно больной вопрос телекома. На поляне тесно – так оценивает ситуацию на телеком-рынке Владимир ЗАЙЦЕВ, президент Ассоциации операторов телефонной связи, основу которой составляют региональные операторы.

К рынку не готовы
Обострившаяся конкуренция предложений потребовала от операторов включения рыночных механизмов: маркетинга, изучения потребностей абонентов, повышения качества обслуживания. Но 90% региональных операторов оказались к этому не готовы, причем не только мелкие.
Программа поддержки малого предпринимательства, которую Ассоциация ОТС разработала и передала регулятору, предполагает технологическую, организационную (внедрение новых бизнес-моделей), маркетинговую, юридическую (квалифицированных правоведов у нас вообще мало, а в регионах и совсем нет) поддержку.
Мы также рекомендуем региональным операторам новые бизнес-модели и технологии, в частности строительство внутризоновых сетей, развитие ШПД, беспроводной WiMAX, позволяющие обеспечить возможность развития.
Крупные столичные компании скупают операторов в регионах. И это нормально: концентрация производства – объективный процесс, который происходит во всем мире. Но одновременно нужно обеспечить и развитие конкуренции, поддержку новых операторов. А за последние 5–10 лет малые операторы телефонной связи, в отличие от интернет-операторов, практически не появляются. Это говорит о нездоровой тенденции. Ведь что такое скупка оператора 2–3 фирмами? Олигополия: был один монополист, стало три.
С позиции рыночной силы
К сожалению, взаимоотношения на рынке телекоммуникационных услуг определяется не нормативной базой, а «законом джунглей». Крупные операторы, и прежде всего МРК, действуют с позиции силы. Например, в соответствии с законом услугу заказывает тот, кто хочет ее получить. Оператор готовит договор на услугу присоединения и отправляет его МРК, которая обязана подписать оферту – за исключением двух случаев: если она не соответствует законодательству и если не соответствует лицензии.
Но мы не знаем ни одного случая, когда альтернативный оператор получил бы услугу присоединения в том виде, в каком он того захотел. На практике существенный оператор ссылается на то, что договор единый для всех компаний «Связьинвеста»: не подпишешь – услугу не получишь.
МРК, конечно, тоже жалуются на операторов – и не всегда без оснований. Но для регулирования межоператорских отношений использовать правовые механизмы, в частности обращение в суд, не хотят – отключают должника моментально. Отключение это безусловно эффективный, но абсолютно недопустимый метод. Я иногда предлагаю такую аналогию: на российских дорогах гибнет до 40 тыс. человек в год, в том числе из-за нарушения правил дорожной безопасности. Однако никто не разрешает гаишникам отстреливать нарушителей. Отключение – такое же убийство бизнеса: оператор месяц не работает, и абонентской базы у него нет. И не было случая, чтобы кого-то наказали за самоуправство. А ведь все МРК «Связьинвеста» – это госкомпании, в которых интересы государства представляют несколько членов совета директоров. Возникает вопрос: почему компания, находящаяся под контролем государства, проводит политику фактического уничтожения малого бизнеса, что прямо противоречит политике государства, заявлениям Президента России и декларациям регулятора? Почему юристы госкомпании позволяют себе в судах искажать и оспаривать прямые указания и разъяснения министерства?
Типичный пример, когда монополист ведет себя бесцеремонно, используя, как любит выражаться Федеральная антимонопольная служба, свою рыночную силу, история взаимоотношений тульского оператора местной связи «Контакт» с «Тулателекомом», «дочкой» «ЦентрТелекома» (см. «Спасти рядового Гунченко» на портале iksmedia.ru).
Оператор, повысивший эффективность своей работы по сравнению с предыдущим годом, имеющий более высокие, чем в среднем по отрасли, показатели по окупаемости местной связи, решающий важную задачу телефонизации села, после изменения системы взаиморасчетов вынужден платить присоединяющему оператору в 1,7 раза больше, т.е. поставлен на грань банкротства.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!