Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2008 | ![]() |
![]() |
Евгения ВОЛЫНКИНА | 16 октября 2008 |
Конвергенция в поисках выхода в светлое будущее
Повсеместный перевод телекоммуникаций на цифровые технологии фактически означает неизбежность конвергенции услуг фиксированной и мобильной связи, конвергенции сетей и устройств доступа в эти сети. Однако неизбежность не означает, что переход будет гладким и безболезненным.
Это подтверждает и нынешняя ситуация на телеком-рынке: темпы роста доходов операторов неуклонно снижаются. Операторы вынуждены искать новые ниши и новые бизнес-модели. О том, в какую сторону им двигаться, шла речь на 2-й конференции «Конвергенция телекоммуникационных сетей в России. Стратегические и практические аспекты».Сервисная платформа вместо «битовой трубы»

FMC как цепь для абонента
Мобильные операторы пока такой скупкой не занимаются. Они пытаются с помощью услуг FMC решить проблему оттока абонентов. Базовые услуги у всех одинаковые и абоненты в поисках более дешевых тарифов легко меняют SIM-карты разных операторов. Удерживать абонента путем снижения цен? А стоит ли игра свеч? Фиксированным операторам проще – их абоненты «привязаны» телефонными кабелями. Поэтому сотовики начали предлагать клиентам пакеты услуг, в состав которых входят сервисы, предполагающие интеграцию с фиксированной связью. Если такие сервисы действительно нужны абоненту, то переманить его чуть более дешевыми ценами на мобильные звонки станет весьма проблематично. Для такой конвергенции мобильные операторы начинают заниматься фиксированной связью, покупая фиксированных операторов или получая соответствующие лицензии.
Отечественные изгибы FMC
Однако не все эти тенденции просматриваются на российском рынке. Универсализация операторов налицо (пример: покупка «Голден Телекома» «ВымпелКомом»). Превращение оператора в «сервисную платформу» с услугами от сторонних разработчиков неизбежно споткнется о несовместимость многих моделей мобильных телефонов, продаваемых в России, с целым рядом технологий, используемых в FMC-сервисах. Эту проблему можно решить путем прямых продаж операторами телефонов с предустановленным ПО, но такая бизнес-модель у нас пока не прижилась.
Строго говоря, FMC не разрешена российским законодательством, но наши операторы уже научились строить такие схемы своей работы, которые, по их утверждению, не нарушают ФЗ «О связи». В частности на конференции было объявлено о новом игроке на российском FMC-рынке. В конце 2008 г. «ТопТелеком» планирует запустить FMC-услугу, предусматривающую использование VoIP и создание внутренней сети типа Skype с бесплатным внутренним трафиком и возможностью подключения в любой точке Интернета. Компания уже получила 20 тыс. прямых московских номеров и рассчитывает с помощью партнеров в регионах создать сеть, где межгород будет оплачиваться по тарифам местной связи или максимум по IP-тарифам. Зарабатывать оператор собирается на дополнительных услугах. Сработает ли такая бизнес-модель, мы узнаем уже в 2009 г.
«ИКС» об FMC: 2008: № 10, с .76; № 6, с. 26; № 1, с. 40; 2007: № 1, с. 58; № 2, с. 25; № 7, с. 20; № 11, с. 60; 2006: № 2, с. 6; № 5, с. 58, 62
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!