Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 9 2008 | ![]() |
![]() |
Ваагн МАРТИРОСЯН | 16 сентября 2008 |
«ЦентрТелеком» идет в IPTV
Традиционные операторы телефонной связи, развивая доступ в Интернет, практически неизбежно выйдут на рынок IPTV. По мнению В.А. МартиросЯна, генерального директора ОАО «ЦентрТелеком», ТВ для поставщика комплексных услуг становится базовым сервисом.

Услуги доступа в Интернет и платного ТВ очень тесно связаны. Ведь Интернет постепенно становится «видеоинтернетом». В настоящее время уже формируются существенные предпосылки к тому, что в будущем телевидение, скорее всего, будет развиваться на основе технологий IPTV, все шире будут распространятся сервисы, требующие высоких скоростей. Для оказания высококачественных услуг телевидения нужно не меньше 6 Мбит/с, а если в перспективе внедрять HDTV – до 10 Мбит/с. Уже сегодня мы используем одну из самых современных систем, позволяющих реализовать подобные сервисы – технология АDSL2+ позволяет иметь полосу пропускания до 25 Мбит/с, хотя реальная скорость зависит от длины и сечения кабеля, от того, когда он был построен… Однако мы планируем, что к 2012 г. лишь 46% наших абонентов будут подключены к услугам передачи данных по технологии АDSL2+, остальные же – по технологии FTTx, которая обеспечивает скорость как минимум 50 Мбит/с. C использованием этого семейства технологий «ЦентрТелеком» сможет решить многие вопросы, связанные с передачей огромных массивов видеоинформации за не-значительное время. Причем не на один видеотерминал, а на несколько одновременно. Ведь в каждой квартире, как правило, два-три телевизора, и, на наш взгляд, очень важно дать абонентам техническую возможность подключить несколько телевизионных приемников в один момент времени.
– Ваагн Артаваздович, а что у вас с IPTV?
– В течение сентября мы приступим к опытной эксплуатации IPTV в Московской и Владимирской областях, а до конца года к ним присоединятся Тульский, Воронежский и Липецкий регионы. Таким образом, в 2008 г. этой услугой «ЦентрТелекома» будут охвачены пять регионов. Остальные 12 – в будущем году. Сейчас мы активно работаем в этом направлении: подписаны все договоры, осуществляется поставка оборудования. Интегратором проекта выступает компании ВСС, контент мы будем закупать у различных поставщиков, в числе которых и «Синтерра-Медиа». В наших планах – осуществлять трансляцию порядка 100 каналов и предоставить пользователям доступ к большой видеотеке. При этом начнем с использования уже имеющегося контента, а в дальнейшем будем взаимодействовать с игроками развивающегося рынка производства контента. Как известно, традиционно в многослойной модели предоставления услуг IPTV задействованы провайдер и агрегатор контента, операторы магистральной сети и сетей доступа. «ЦентрТелеком» в настоящее время в основном предоставляет услуги передачи данных и доступа к сетевой инфраструктуре связи. Но в то же время в проекте внедрения IPTV на региональном уровне мы будем выступать и в качестве агрегатора контента: в каждой области ЦФО мы планируем агрегировать ТВ-каналы местных контент-провайдеров с пакетом, который будет предоставлять «Синтерра-Медиа».
Кроме того, наши технологические возможности позволяют нам осущест-влять мониторинг использования ресурсов, разграничивать доступ, защищать каналы от несанкционированного доступа или от несанкционированного использования контента. Что еще немаловажно – мы обязательно будем оказывать платные ТВ-услуги (в частности, VoD, PVR и другие).
– Традиционные «телефонисты» слабо воспринимаются в качестве поставщиков ТВ-услуг. Ваше мнение?
– В настоящее время доля нашей компании на рынке услуг широкополосного доступа в Интернет в ЦФО превышает 40%, а к концу года мы рассчитываем достичь 50%. Другая часть принадлежит в основном домовым сетям и небольшим компаниям, которые также стремятся предоставлять ТВ-услуги. Но при этом альтернативные операторы зачастую не могут работать с контентом наравне с «ЦентрТелекомом». Поэтому мы не ожидаем с их стороны масштабной конкуренции на рынке услуг IPTV в регионах Центра России в ближайшие два-три года. Однако менеджмент компании понимает, что уже сегодня в ЦФО активно развиваются такие крупные операторы, как «Голден Телеком», «Корбина Телеком», «Комстар» и другие. И мы стремимся максимально использовать свои преимущества – развитую сетевую инфраструктуру, квалифицированный персонал, сложившуюся практику эксплуатации инфокоммуникационных сетей в регионах, чего нет у многих других операторов. С другой стороны, «новые» операторы строят бизнес-модели в соответствии с современными требованиями рынка, в то время как нам приходится полностью реорганизовывать свои бизнес-процессы, в том числе систему продаж и послепродажного обслуживания, представления услуг пользователю. И все же мы присутствуем на территории давно и чувствуем себя здесь более чем уверенно. Хотя, надо признать, что новые операторы очень агрессивны, быстро развертывают сети и знают свое дело. Безусловно, мы готовы к конкуренции с ними, и я не сомневаюсь, что наши технологические решения позволят выиграть в конкурентной борьбе как на рынке доступа в Интернет, так и в сегменте услуг IPTV.
– Что для вас ТВ?
– Сегодня – уже базовая услуга. Повторюсь, мы движемся в сторону видеомира, за ним будущее. В Интернете уже действует огромное количество порталов, которые, по сути, являются поставщиками видеоконтента.
И именно здесь кроется основная причина обострения конкурентной ситуации в будущем. Сколько может быть операторов магистральных сетей? Пять-десять. Сколько может быть операторов сетей доступа? Сейчас в Москве с учетом небольших домовых сетей таких операторов – шесть-восемь на каждый дом, а после завершения естественного процесса слияний-поглощений останется три-четыре. А сколько может быть контент-провайдеров? Когда источник контента – сайт, их могут быть сотни, тысячи, миллионы. К слову, среди них есть такие, которые предоставляют ТВ-канал совершенно бесплатно. И если раньше ТВ-каналы создавали собственную сеть распространения (например, «НТВ-Плюс», ВГТРК), то сегодня создается сеть распространения как бы общего пользования, и именно она становится объектом конкурентной борьбы.
Это очень важный момент, ведь через спутниковые системы трансляции распространяется несколько тысяч телеканалов, которые стремятся найти своего зрителя. И ни одна сеть не способна доставить пользователю весь предлагаемый ими видеоконтент одновременно. Да это и не имеет смысла – зрителю такое количество контента не нужно. Следовательно, каналы должны конкурировать за свою аудиторию и одновременно за место в сети. И за услуги распространения они должны платить операторам с развитой наземной инфраструктурой коммуникаций, сети которых могут передавать каналы в режиме широкополосного вещания.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!