Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 6 2008 |
Алексей МИШУШИН Наталия КИЙ Евгения ВОЛЫНКИНА Юрий ГОДЫНА | 16 июня 2008 |
Блог, еще раз блог!
Вот что значит природа! С приходом теплых дней наших блоггеров потянуло на лирику, метафоры, воспоминания, и даже – страшно вымолвить! – на любовь, причем взаимную. А иные, вооружившись мобильником, отправились в далекие горные страны. Убеждайтесь сами!
Мобилизация Непала: испытано на себе
>>>> Весной 2008 г. я в который уже раз оказалась в Непале. Прогресс в области мобильной связи наблюдался невооруженным взглядом. Людей с мобильниками на улицах Катманду за год стало заметно больше. Причем это были именно местные жители, а не бледнолицые туристы. Изменилось и поведение обладателей сотовых телефонов: гонора у них существенно поубавилось. То есть мобильные телефоны распространились настолько, что обладание таковым перестало быть знаком принадлежности к кругу избранных. Индикатор уровня сигнала вновь стоял на максимуме. Но это в столице. А в «регионах»?
Прилетели в Луклу и, подхватив рюкзаки, отправились по тропе к Намче-Базару. Время и силы испытывать местную сотовую связь появились лишь в Намче. Телефон работал: я отправила домой SMS и получила ответ. Но на следующее утро связи уже почему-то не было.
Еще день спустя на тропе от Намче к Тенгбоче (этот участок нашего пути совпадал с популярным маршрутом к базовому лагерю Эвереста) мы увидели идущего навстречу местного жителя (похоже, гида), который разговаривал по мобильнику. Значит, на не очень большом расстоянии от Намче вверх по тропе связь была (по-видимому, тамошняя БС опять работала и добивала до изгиба ущелья). В Тенгбоче, где находится знаменитый монастырь, я опять включила телефон – сигнала не было…
…В номере от 3 мая с.г. местной англоязычной газеты The Himalayan Times я обнаружила статью, повествующую об ажиотажном спросе на услуги мобильной связи оператора Nepal Telecom. Там было сказано, что в листе ожидания (!) на подключение к национальной GSM-сети стоит более 250 тыс. человек, большинство из которых записались на prepaid-тарифы; что сейчас у Nepal Telecom 1,6 млн мобильных абонентов, а недавно компания обнародовала планы подключить к своей GSM-сети еще 3,5 млн пользователей (по данным переписи 2005 г., в Непале проживает около 27,7 млн человек). Есть у компании и CDMA-сеть, количество абонентов которой она собирается довести до 2 млн, развивая ее главным образом в сельских районах. А пока Nepal Telecom ведет «оптимизацию» своих систем, уже установила по стране 667 БС и намеревается в ближайшие полгода установить еще 625 штук.
Если оставаться голодными и безрассудными, то Yahoo! + APPLE?
>>>> А что же бизнес-гигант Microsoft? Аналитики предсказывают полную смену парадигмы – уход от настольного ПО к SaaS (Software as a Service, ПО как услуга), отказ от ПК в пользу мобильных терминалов. При этом отпадает необходимость в разработке такого сложного продукта, как операционная система для ПК – главного бизнеса Microsoft…
Компания из Редмонда сознает: чтобы не потерять ведущие позиции на рынке ПО и закрепиться на рынке интернет-рекламы, чтобы составить хоть какую-то конкуренцию Google и сохранить за собой желтую майку лидера, надо сделать большой шаг – купить крупного игрока на рынке SaaS и интернет-рекламы.
Покупка Google нереальна по финансовым и идеологическим причинам – следовательно, надо купить Yahoo! А тут как раз складывается подходящая ситуация: положение Yahoo! пошатнулось; компания понемногу, но стабильно проигрывает главному конкуренту – Google; биржевая сводка за последние два года напоминает кардиограмму страдающего от аритмии, и в марте 2008 г. как раз наметился очередной перигей – акции упали ниже отметки $19 за штуку. Надо брать! И вроде Yahoo! не против, только давайте немного подороже, а то за 19 как-то несолидно; давайте, например, за 30?.. Microsoft чешет в затылке, оценивает свои возможности, сумму кредитов и т.п. Но у этих ребят уже новое предложение: «…Такая корова нужна самому, но если предложите 37, то мы, наверное, уступим».
…Еще в феврале на сцену вышел новый игрок, но был настолько незаметен, что о нем в общей истории «продажи коровы» не упоминается; и именно этот игрок, как мне кажется, убедил руководство Yahoo! отказаться от продажи и разыграть этот спектакль (это же какой талант надо иметь, чтобы убедить людей отказаться от огромной прибыли). Зовут этого хулигана С. Джобс, руководитель «одной фруктовой компании», как выразился главный герой фильма «Форрест Гамп». Он был замечен на встрече директоров Yahoo! сразу после того как стало известно о намерении Microsoft купить эту компанию. И странным образом настроения в Yahoo! переменились. Кроме того, известно умение главы Apple влиять на фондовый рынок – акции его компании растут, основываясь исключительно на слухах, которые грамотно контролируются и дозируются.
ИКТ: где ставить ударение?
>>>> Телеком уходит в тень. А что? Рост – стабильный, 25% в год. Карта мобильности уже разыграна. Проблему sim'кализации населения решили. Доля нетелефонизированных населенных пунктов всего 5,9% (только с абсолютным числом определиться никак не можем). ШПД-подключения растут со скоростью 50% в год и вот-вот вольются со скоростью 256 кбит/с в широкую реку универсального обслуживания. Осталось оцифровать телерадиовещание, запустить 3G, продолжить конверсию частотного спектра, добавить для конкуренции мобильный WiMAX – и вот оно, скучное телекоммуникационное счастье. И вправду скучно – работает, и всё тут.
А такие косметические мелочи, как 13%-ное проникновение фиксированной связи на селе (остальное ушло в город), недоступность карточек для универсальных таксофонов, проблемы с их работоспособностью, – не в счет. О том же, как востребованы эти универсальные солдаты, говорят цифры: местный трафик с таких таксофонов за 2007 г. вырос в 4 раза, междугородный – в 3 раза; 42% в структуре трафика приходится на местный нетарифицируемый трафик, иными словами, вызовы экстренных служб.
«Мы не связь делаем, мы строим логистическую машину», – подтвердил смену курса с трибуны итоговой коллегии Мининформсвязи главный афорист телекома Виталий Слизень. И действительно, проект «Образование» на 53 тыс. российских школ, президентская библиотека, государственная система паспортно-визовой документации нового поколения – проекты сколь амбициозные, столь и «вертикальные»; сколь социальные, столь и политические.
Регулирование – ящик Пандоры
>>>> Ситуацию, при которой операторы подвижной радиотелефонной связи из «большой тройки» установили повышенный тариф на входящие звонки для остальных, менее крупных операторов, трудно считать справедливой. Но в бизнесе изначально не принято оперировать категориями «справедливость», «равенство» и «братство», поскольку они не свойственны природе предпринимательских отношений. Тем не менее сложившаяся на рынке межоператорских расчетов ценовая дискриминация «малых» операторов со стороны «больших», по всей видимости, часть операторов не радовала, и по этой причине антимонопольный орган проводил в 2006 г. соответствующее разбирательство.
Перемены и дальнейшее подстегивание конкуренции, безусловно, нужны. Но пусть они развиваются по рыночным механизмам. Я не против государственного регулирования в принципе. Опасаюсь другого.
В нашей стране создание новых инструментов государственного регулирования – дело, которое, как говаривал Козьма Прутков, «однажды начавши, трудно кончить». Прелести и соблазны запуска очередного рычага воздействия на предпринимателей в Отечестве оказываются порой сильнее рассудка. Но не нужно забывать, что это своего рода ящик Пандоры. Откроешь его, любопытствуя, как та печально знаменитая мифологическая женщина, и… прощай, едва сложившаяся стабильность и прогнозируемость регулирования операторского бизнеса; здравствуй, новая череда реформ!
Мир! Труд! Телеком!
>>>> Вы, мой уважаемый читатель, пробегающий глазами эти строчки, и Ваш покорный слуга уже самим фактом присут-ствия на нашем добром сайте в столь роскошные весенние солнечные деньки убедительно доказали, что телеком всегда здесь, всегда с нами. Переживания о родной отрасли и телекоммуникационном бизнесе даже в праздники не покидают сердца их вечных служителей, наши с вами сердца.
А это – не что иное, как любовь. Надеюсь, взаимная.
Алексей
Мишушин
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!