Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  23 мая 2008

Строим бизнес-моделиСм. также "ИКС" №5'2008

Как сделать создание и продвижение цифрового контента выгодным? Какие бизнес-модели наиболее перспективны?

Пока рынок VAS базируется на разделении доходов, цифровой контент будет окупаться, а компании – получать прибыль. И тем не менее маркетинг остается полем непаханым, которое при должной культивации может стать плодородной нивой. Эксперты делятся своими наработками и наблюдениями…

ИКС: Какие бизнес-модели создания, хранения и распространения цифрового контента кажутся вам наиболее перспективными?

Е. НИКОЛАЕВЕ. Николаев, директор проекта, «Контент-Хаус»: Предоставление интерактивных услуг в партнерстве с местными сетями.








А. КИЛИНА. Килин, менеджер по развитию бизнеса, Alcatel-Lucent, СНГ: Те, которые приносят доход всем вовлеченным в них участникам. На практике это реализуется в том, что процессы создания, агрегации, хранения, распространения контента осуществляются специализированными компаниями. Т.е. на рынке должно быть место всем: авторам контента, контент-провайдерам, агрегаторам, сервис-провайдерам, операторам сетей доступа, вендорам.






Д. ТИМОЩЕНКОД. Тимощенко, директор по маркетингу ИММО: В настоящее время рост доходов от продаж мультимедийного контента в цифровом виде существенно отстает от имеющихся технологий, во многом он сдерживается деятельностью пиратов, а также отсутствием модели продаж, которая была бы выгодной и операторам связи, и правообладателям, и контент-провайдерам.

Одной из возможных бизнес-моделей, позволяющих существенно увеличить прибыль от продажи контента в широкополосных сетях связи, которые хотела бы реализовать компания ИММО, является тарификация трафика с полной отменой платы за факт покупки контента.

В настоящее время на рынке практикуется модель продажи, по которой покупатель (абонент сотовой связи) оплачивает премиум-SMS, а также WAP-трафик. Стоимость последнего значительно превышает стоимость SMS. Расчет с правообладателями производится, исходя только из стоимости SMS, что не устраивает владельцев прав на контент. В итоге они предпочитают сотрудничать с интернет-магазинами, а не с операторами связи.

Предлагаемая ИММО модель продажи аудио и видео учитывает интересы всех участников, создающих ценность услуги для абонентов, а также позволяет сделать шаг к снижению стоимости контента.

При наличии технической возможности взимать с абонентов разную стоимость за 1 Мбайт трафика, скаченного с разных URL, бизнес-модель ИММО позволит, как минимум, утроить доходы всех участников цепочки. С другой стороны, для абонента тарификация контента в зависимости от «веса» станет более дешевым, прозрачным и понятным способом оплаты.

Прибыль от реализации такой системы предполагается разделять пропорционально трудозатратам между оператором, правообладателем и провайдером.

Продажу контента «на вес» мы считаем одной из наиболее перспективных на сегодняшний день моделей, особенно в свете запуска в эксплуатацию сетей 3G. К тому же на российском рынке уже есть прецедент разделения доходов от продажи WAP-трафика: в конце 2007 г. такую систему взаиморасчетов начала применять компания МТС.

Э. ЧЕРКАСОВЭ. Черкасов, генеральный директор компании «Медиа Стиль»: Производитель контента (правообладатель) –>агрегатор контента -> оператор. На наш взгляд, наиболее интересна схема, при которой есть четкое разграничение сфер деятельности у субъектов рынка. В частности, производитель и обладатель исключительных прав на контент концентрирует основное внимание на производстве контента высокого качества, контентоагрегатор агрегирует максимально большой выбор контента с целью предоставления его операторам для ретрансляции абонентам.





М. ВОРОБЬЕВМ. Воробьев, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, «ЭР-Телеком Холдинг»: Самая простая бизнес-модель, с которой мы начинаем работать, это работа через агрегаторов – компании, агрегирующие максимум контента и готовые предоставить его за небольшое вознаграждение нам. При увеличении объема мы уже можем начать работать с правообладателями напрямую, увеличивая свою рентабельность, рано или поздно став таким же агрегатором.





М. КАЛИНИЧЕНКОМ. Калиниченко, генеральный директор, StarForce Technologies: Как привлечь конечного пользователя и сделать его лояльным к компании? Во-первых, это различные модели лицензирования (их можно настраивать в соответствии с политикой распространения и продвижения продукта). Во-вторых, необходимо распространять контент сразу через несколько каналов продаж – Интернет, WAP, диски.

Чтобы сохранить индустрию мобильного контента прибыльной, необходимо защищать мобильные приложения, мониторить динамику использования и распространения контента, управлять лицензиями в реальном времени. StarForce предлагает StarForce Mobile, сочетающий в себе модуль проверки лицензий и утилиту обфускации. Этот способ защиты мобильного контента гарантирует надежность, совместимость с различными моделями мобильных устройств – от обычных мобильных телефонов до КПК, контроль всех каналов распространения мобильного контента.

Д. ЛУЧКИНД. Лучкин, руководитель отдела маркетинга «ИнКор»: Мы пристально следим за развитием мировых рынков. И видим, что от модели единичных продаж, например музыкального контента, рынок движется к модели месячной подписки по каталогу выбранного контента, где в профайле абонента доступны многочисленные мелодии, которые можно менять. Т.е. потребителю важнее не обладание контентом, а доступ к нему – это напоминает индивидуальное вещание по выбранному сценарию.





П. КУЗНЕЦОВП. Кузнецов, генеральный директор, «Центральный Телеграф»: Бизнес-моделей на данном этапе немного: либо создание контента своими силами (разрабатывать интернет-магазины, а значит, заключать прямые договоры с правообладателями), либо сотрудничество с контент-агрегаторами, у которых есть уже договорные отношения с правообладателями и все сервисы которых адаптированы для внедрения в портал оператора. Мы пошли по пути сочетания этих моделей: часть сервисов разрабатываем сами, а часть (в основном платный контент) – планируем запустить в партнерстве с контент-агрегаторами.

Создавая собственную бизнес-модель, адаптированную к реалиям Рунета, мы изучали практику зарубежных операторов. Так, при разработке медиапортала нам пригодился опыт американской Verizon Communications в области контентного наполнения услуги и формата ее предоставления абонентам.

ИКС: Опыт каких зарубежных операторов в области цифрового контента хорошо ложится на российскую почву? Какие бизнес-модели вы хотели бы внедрить в своей компании?

М. Воробьев: Продажа видеоконтента в сети Интернет. Пока очень мало правообладателей готовы продавать видео в сети – даже несмотря на наличие защиты и гарантий со стороны провайдера. Наша задача – переломить этот стереотип.

Д. СЕРГЕЕВД. Сергеев, операционный директор холдинга Next Media Group: В целом все российские топ-игроки используют одинаковый набор знаний в области бизнес-моделей и зарубежных рынков. Просто кто-то фокусируется на выделенных областях и активно играет в них.








Е. Николаев: Компаний, предоставляющих контент в России, множество, а вот сервис-операторов не то что в СНГ, даже за рубежом можно пересчитать по пальцам. Продажи пакета ТВ-каналов предлагают многие. Но в России операторы связи вынуждены, помимо предоставления услуг IPTV, одновременно быть оператором связи, поставщиком контента и услуг, посредником между правообладателем и абонентом, а также контролировать качество и обновление контента. Что касается зарубежья, то динамично в этом направлении развиваются, например, VUDU, Joost, Filmon, но и они не предлагает комплексного решения. Но мы стараемся доказать, что сотрудничество с нами оператору более выгодно и, что самое главное, позволяет ему сосредоточиться на развитии своего ключевого направления – обслуживании абонентов.

Д. Лучкин: Нельзя сказать, что западный опыт в цифровом контенте весьма успешен, скорее это опыт азиатский, где агрегаторы и контент-провайдеры играют более важную роль. Но у нас есть шанс использовать проверенные и успешные бизнес-практики как Запада, так и Юго-Восточной Азии. Что, собственно говоря, мы и делаем.

А. РОКОТЯНА. Рокотян, первый заместитель гендиректора, «Норильск-Телеком»: Не думаю, что сейчас опыт зарубежных компаний может быть буквально повторен на отечественной почве. Слишком разное законодательство, традиции населения и бизнеса. Со временем глобализация возьмет свое, но пока это так.

Что касается шагов, предпринимаемых в группе компаний «Норильск-Телеком», то в этом году мы планируем выделить мультимедийное направление в самостоятельную структуру, которая бы профессионально занималась бизнесом, связанным с цифровым контентом. Тогда проблемы развития инфраструктуры, которые решаются традиционным телекомом, не будут отягощать новое, совершенно иное направление бизнеса.

ИКС: Как вы относитесь к рекламной модели вещания?

Д. Сергеев: Осторожно.

А. Рокотян: С точки зрения бизнеса – нормально отношусь. Вполне разумная и имеющая право на жизнь модель.

А как пользователь – рекламу не люблю.

Проблема тут в другом. Для того чтобы контент «крутился», доходил до пользователя, кто-то должен создавать и обслуживать инфраструктуру. Этот «кто-то» – прежде всего оператор связи. Он должен получать соразмерные деньги за предоставленные им услуги. Источников таких денег на рынке два: платежи пользователей и реклама. Если для пользователя услуги связи бесплатны, значит, до оператора должна дойти часть рекламных денег. Как только такая система реально заработает – проблем не будет (на уровне идеи, естественно) ни у операторов, ни у провайдеров, ни у пользователей.

Д. Лучкин: Не все так однозначно, как хотелось бы. Эта модель кажется проверенной на предыдущем этапе развития вещательных технологий, с другой стороны, и бесплатное вещание с точки зрения пользователя очень привлекательно, но удастся ли найти равновесие между многообразием, качеством, актуальностью контента и масштабными доходами по реклама, вот в чем вопрос. Возможно, вы не будете иметь масштабного охвата потребителей или это будут узкие группы, чтобы продавать их рекламодателю за хорошую цену. Создание контента – это недешевое удовольствие. Тут остается только одно – изучать потребителя, производить расчеты доходов по рекламе и расходов по контенту. Затем пробовать тест-запуски, а рынок сам расставит все на свои места.

М. Воробьев: Это не наш бизнес, мы отдаем его на аутсорсинг.

ИКС: С кем сотрудничаете в области создания и распространения контента?

М. Воробьев: С интернет-магазинами по продаже музыки, интернет-магазином «Софткей», «Новый Диск», GFI, «Невософт», «Мобильный Актив», Panda, Dr. Web.

А. Рокотян: Наши основные партнеры в этой области -- «ЦентралПартнершип», Netville, телеканалы, владельцы интернет-ресурсов. В развитии контентного направления сейчас начинаем активно использовать возможности недавно приобретенного нами крупного новосибирского провайдера Academ.org.

В этом году в группе компаний «Норильск-Телеком» мы планируем выделить мультимедийное направление в самостоятельную структуру, которая профессионально занималась бы бизнесом, связанным с цифровым контентом и не была отягощена проблемами, стоящими перед традиционным телекомом.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!