Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2008 | ![]() |
![]() |
Е.А. АРТЮХОВА | 30 апреля 2008 |
Apple, уступи лыжню!
На рынке музыкального цифрового контента все больше желающих потеснить лидера. Е. АРТЮХОВА, НЦ «Гармонизация услуг связи» ЦНИИС, прогнозирует…

Практически с момента становления рынка лидирующие позиции на нем занимает Apple. За пять лет эта компания сумела подняться до второго места в США по объемам поставок цифровой музыки, уступив только Wal-Mart, а ее бизнес-модель стала примером для новых игроков.
Путь наверх
Apple пришла на рынок музыкального цифрового контента с плеером iPod и приложением для воспроизведения музыки iTunes, а спустя два года уже открыла интернет-магазин для продажи музыки iTunes Music Store. Времена тогда были не лучшие для звукозаписывающих фирм: продажи музыки на дисках падали, а в Интернете про-
цветал нелицензионный контент. Пришлось исправлять ситуацию сразу двумя способами: усиленно бороться с нелегальным распространением контента и опробовать Интернет как новый канал продаж.
Apple учла интересы звукозаписывающих компаний, создав собственный музыкальный интернет-магазин и воспользовавшись системой DRM для предотвращения незаконного распространения контента (защиты треков). В результате с Apple подписали соглашение пять крупнейших звукозаписывающих фирм – Universal Music, Warner Brothers, EMI, Sony Music Entertainment и BMG. Симпатии пользователей Apple завоевала, предложив им:
* имиджевый плеер iPod. Сейчас в мире продано уже более 110 млн iPod, и к концу 2007 г. их доля на рынке музыкальных плееров США составляла 70%. Популярность iPod настолько высока, что Apple установила тариф за использование надписи Made for iPod производителями аксессуаров;
* приложение iTunes, предназначенное для проигрывания музыкальных файлов на плеерах iPod, компьютерах Mac и Windows, а теперь еще и на мобильных телефонах iPhone и приставках Apple TV. Если музыкальные файлы пользователя записаны на каком-то одном из устройств, он может автоматически синхронизировать его с любым другим. В 2007 г. мультимедийный плеер iTunes занял второе место по числу пользователей, уступив только Windows Media Player;
* магазин iTunes Store с большим выбором музыкального контента, предназначенного для скачивания.
А основным фактором успеха Apple стало то, что все эти продукты воспринимались как целостная высокоинтегрированная экосистема музыкального контента. Пользователи получили все необходимое для воспроизведения любого контента в любое время на любом устройстве. Причем невозможность проигрывания музыкального контента iTunes на других, неавторизованных устройствах делала систему эксклюзивной, а это – важный стимул для привлечения «ранних последователей».
Отметим: в дальнейшем подобные экосистемы (связка «устройство воспроизведения и сервис загрузки контента») стали предлагать и другие компании. Microsoft, например, создала плеер Zune и сервис загрузки контента Zune Marketplace, а ScanDisk объединила свой плеер Sansa Connect с сервисом загрузки музыкального контента Yahoo. Однако Apple была первой.
Результаты не заставили себя ждать. В ноябре 2005 г. Apple вошла в десятку крупнейших продавцов музыкального контента в США, летом 2007 г. заняла третье место по объемам продаж цифровой музыки, а в феврале 2008 г. – второе. С 2003 г. услугами iTunes воспользовались более 50 млн человек, которые скачали примерно 4 млрд музыкальных композиций. За 2007 г. Apple заработала на iTunes около $2 млрд.
Apple набирала обороты, а на рынке появлялись новые участники, и некоторые из них тоже использовали связку «устройство–сервис», защищенную собственной системой DRM. В результате потребителям предлагались услуги нескольких закрытых систем, не совместимых как между собой, так и с открытыми системами. Это вызывало недовольство тех, кто хотел видеть рынок «единым».
Давление усиливается
Тогда конкуренты и производители плееров начали обвинять Apple в закрытости ее системы, а потребительские организации – в том, что компания привязывает к себе пользователей системой DRM и не дает им возможности обращаться к услугам других производителей. В 2006 г. норвежский потребительский совет обвинил Apple в нарушении прав пользователей и обязал обеспечить совместимость музыкальных файлов, предлагаемых в магазине iTunes Store, с устройствами других компаний. Норвежцев поддержали потребительские общества Дании, Швеции, Франции и Германии.
Позицию Apple по отношению к системе DRM раскрыл в феврале 2007 г. руководитель корпорации С. Джобс в открытом письме Thoughts on Music. По его словам, Apple вынуждена использовать систему DRM в соответствии с соглашениями со звукозаписывающими предприятиями. Мол, если они дадут добро, Apple с радостью откажется от DRM.

Впрочем, это не изменило расстановку сил на рынке. Лидирующее положение Apple сохранялось, хотя предпринимались попытки конкурировать с этой компанией. Так, Viacom (владелец MTV Networks) и RealNetworks (RealPlayer) заявили о намерении объединить свои композиции с целью продажи в магазине Rhapsody America. А Warner Music, Universal и Sony планировали создать совместный ресурс Total Music. Сегодня только одну компанию называют достойным конкурентом Apple – Amazon, занявшую в начале весны второе место в США по продажам цифровой музыки через Интернет. Четыре крупнейших звукозаписывающих предприятия оказывают фирме значительную поддержку, и в ее музыкальной коллекции уже 4,5 млн треков без DRM, которые позиционируются как «совместимые с iTunes».
Одновременно с этими процессами на музыкальном рынке происходят и более глубокие изменения, которые ведут не только к появлению новых участников (операторов и производителей оборудования), но и к изменению самой модели предоставления контента. Новая модель – неограниченный доступ к контенту за фиксированную плату – получила название all you can eat. Причем для вос-произведения музыки служит уже не плеер, а мобильный телефон со встроенным плеером.
Появлялась информация о том, что Apple, выпустившая в прошлом году собственный «музыкальный» телефон, тоже задумывается об использовании модели all you can eat, но пока официальных заявлений по этому поводу не поступало. Впрочем, и в случае реализации компанией этой бизнес-модели нельзя быть уверенным, что статус-кво на рынке музыкального контента сохранится.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!