Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2008 | ![]() |
![]() |
Владимир ДОЛГОВ  | 30 апреля 2008 |
Тайны Google
Что такое Google? Поисковик? Не только. Агрегатор контента? Скорее преобразователь. В. ДОЛГОВ, генеральный директор Google в России, приоткрывает завесу над бизнесом самой загадочной, наверное, мировой компании.
![В. ДОЛГОВ](http://www.iksmedia.ru/data/524/763/1236/Dolgov.jpg)
С каким контентом имеет дело Google? Практически с любым – с текстом, видео, картинками, картографической информацией. И объединяет этот контент, как ни парадоксально, возможность что-то искать в нем и необходимость что-то в нем найти.
Собственно, почему люди начали искать? Потому что информации стало много. До появления Интернета самым большим информационным массивом, известным человечеству, были энциклопедии. Большая Советская энциклопедия – это 96 тыс. статей, 40 тыс. иллюстраций, 31 том хорошо стандартизованного текста, 650 страниц в томе.
Энциклопедия – это тот же Интернет, только в печатном виде. Прекрасные иллюстрации и естественная система организации контента – алфавитная. В Интернете такой нет. Там один и тот же текст может находиться, если переводить на язык энциклопедии, в разных томах, да еще и от разных издательств.
Ранжирование информации (не только текстовой, но и видео-, графической, картографической) в Интернете невозможно. А количество информации растет непомерно. Интернет сейчас, наверное, уже больше, чем офлайновый печатный мир. При этом удельная стоимость хранения единицы информации постоянно снижается: за 15 лет она уменьшилась в 3,5 млн раз! Сегодня винчестер на 1,5 Тбайт стоит $200, а 15 лет назад столько же стоили 40 Мбайт.
И что первично? Начали производить больше контента – и это вызвало снижение стоимости хранения? Или стоимость хранения упала настолько, что появилась возможность создавать больше контента? Остается только констатировать: объем производимой информации вырос, а стоимость ее хранения снизилась.
![](http://www.iksmedia.ru/data/531/763/1236/5_TmGoogle.jpg)
Или, например, карты. Кто-то спросит: с чего вдруг Google занялся картами – совсем уж не ваша это сфера! Отнюдь. Карты – это тот же контент, и в нем тоже надо что-то искать. И этот контент нам не принадлежит – картографическую информацию мы приобретаем у поставщиков, в России это «Геоцентр Консалтинг».
Все услуги Google предоставляет потребителям бесплатно. Статья дохода одна – реклама. Для этого существуют сервисы Google AdWords и Google AdSense (о том, как Google зарабатывает на контекстной и поисковой рекламе, см. в следующем номере «ИКС». – Прим. ред.).
Погуглим?
Для большинства пользователей Google – прежде всего поисковик. Поиск – это тот стержень, на котором строится бизнес компании. Даже слово такое появилось: погуглить.
Но у нас есть еще специализированный поиск. Например, программа Google Scholar предоставляет доступ к закрытым (т.е., как правило, платным) научным базам данных: по генетике, химическим соединениям и т.д. Есть серверы, на которых хранятся научные публикации по физике, математике, химии, биологии... Мы предлагаем правообладателям проиндексировать свои источники, чтобы человек мог написать запрос и узнать, где можно найти такую информацию. Причем мы ее не кэшируем на себе, а сразу отправляем пользователя на сайт-источник. Как он договаривается с правообладателем (показать всю статью, фрагмент, за деньги или бесплатно), нас не касается. Наша миссия – донести до пользователя, что такая информация есть.
В стадии бета-тестирования Google Book Search – сервис, позволяющий искать по отсканированным книгам, которые предоставили нам издательства или библиотеки. Поиск информации в онлайне дополнен возможностью поиска в офлайне. Я набираю слово или фразу из книги («чуден Днепр при тихой погоде»), и мне приходит ответ: на такой-то странице такая-то строчка, выводится эта страница с подсвеченными найденными словами. Здесь же я вижу, что данное издание либо хранится в таких-то библиотеках, потому что это старая книга, либо продается в таких-то интернет-магазинах. Это тоже модель бесприбыльная, потому что за переходы на интернет-магазины мы с них денег не берем. Повторю: мы зарабатываем на рекламе.
Трудно перечислить все, что у нас есть: Google Talk; Picasa – программа для поиска, упорядочения и обработки фотографий; картографический сервис Google Maps; Google Earth, объединяющий возможности поиска со спутниковыми фотографиями, ландшафтами и трехмерными изображениями зданий... Пакет приложений Google Apps, в который входит почта, календарь-планировщик, текстовый редактор, электронные таблицы и пакет для создания презентаций – и все это на сервере… Для работы с документами человеку нужен только Интернет и браузер. Документ могут редактировать хоть сто человек одновременно: Google Apps запомнит, кто что сделал и когда.
В то же время в Россию мы стараемся принести только то, что может быть здесь востребовано. Вот Google Finance – сервис для частных инвесторов, позволяющий им отслеживать стоимость своего инвестиционного портфеля, курсы акций, облигаций, ценных бумаг. Россия пока для него не готова. Не скоро будет у нас популярен и Google CheckOut – средство секьюритизации платежей при помощи кредитных карт. Да, кредитных карт в стране много, но 99% их используются для одной операции в месяц – снятия наличных.
Как рождается идея того или иного продукта – это, наверное, самая большая тайна Google. Я знаю красивую историю одного проекта. Ларри Пейджа (сооснователь Google. – Прим. ред.), когда он был студентом, очень напрягало, что нужное определение или формулу приходится долго искать в разных источниках. Так появился Google Book Search. И первой библиотекой, с которой начала сотрудничать наша компания в этом проекте, стала библиотека Мичиганского университета, где Ларри и испытывал проблемы с поиском.
Вот яркий пример глобального принципа Google: мы очень не любим работать руками. Если есть возможность что-то переложить на железяку, которая умеет считать, пусть она и считает.
Кстати, если вы думаете, что механизм ранжирования найденных страниц называется Page Rank потому, что там есть слово page (страница), то ошибаетесь. Это Сергей Брин (второй основатель Google, наш бывший соотечественник. – Прим. ред.) назвал его Page Rank в честь партнера (Larry Page), придумавшего этот алгоритм.
Россия и Google созданы друг для друга
– ведь российский пользователь убежден, что в Интернете все должно быть бесплатно. Я думаю, мы в этом плане самая ожидаемая компания для России. Но, поскольку каждая компания должна зарабатывать деньги, чтобы осуществлять свои проекты, Google пришла в Россию тогда, когда проникновение Интернета достигло необходимого уровня.
Россия – очень интересная в плане перспектив роста страна. У нас большое население, т.е. много потенциальных пользователей. Если мы выйдем на такой же, как в развитых государствах, уровень интернетизации (60–70%), то интернет-пользователей здесь будет больше, чем во всей Европе! А сейчас растет все: число пользователей, время, которое они проводят в Сети, доля имеющих широкополосный доступ...
Что касается мобильной связи, то, по-моему, рядом с Россией вообще никто близко не стоит – 180 млн SIM-карт. Но при этом 90% людей, у которых есть коммуникаторы, используют их не для того, чтобы заходить в Интернет, а как сильно навороченный мобильник. В то же время на Западе в мейнстрим выходит Blackberry – он же браузер, он же почтовое решение.
У Google есть мобильный поиск и мобильная почта; запустив карты в Интернете, мы реализовали эту функцию и для мобильных телефонов. Мы понимаем, что мир становится мобильным.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!