Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  17 апреля 2008

MTV и другие: избавимся от заблуждений?

Тема мобильного телевидения (MTV) поднималась в последние два-три года на специализированных форумах неоднократно с разным успехом. На Digital TV 2008 А. Кудрявцев из «Системы Масс-Медиа» предложил  избавиться от заблуждений в этой области.

Развенчание терминов

Заявленная в конференции тема конвергенции, по мнению А. Кудрявцева, первого заместителя генерального директора по развитию бизнеса СММ, сродни понятию синергии: можно об этом говорить часами – и все равно до конца не поймешь. Между тем "с точки зрения бизнеса" все просто. Под аплодисменты аудитории А. Кудрявцев предложил такое толкование термина: "конвергенцияMTV и другие: избавимся от заблуждений? – это когда на одной технологической базе можно объединить две услуги и за счет этого уволить большое количество людей; тогда реальный эффект отражается в конкретных деньгах и в удовольствии акционеров".

Еще один мифологизированный термин – «цифровизация». "Мы очень плотно вовлечены во все процессы, связанные с цифровизацией эфира, – и могу честно сказать, что тема перегрета донельзя, – считает А. Кудрявцев. – На самом деле при переходе на цифровое ТВ принципиального роста потребительского спроса не возникнет." Главная задача цифровизации ТВ, по его мнению, – высвобождение РЧС для новых технологий, в первую очередь беспроводной связи.

"Нам говорят, что в ТВ-диапазоне нельзя найти свободных мультиплексов даже для вещания федеральных каналов. Но если поискать – найдутся и мощности, и частоты, – уверен А. Кудрявцев. – Там ширина диапазона почти 400 МГц – будет где разгуляться после отключения аналогового ТВ. Если ограничить количество эфирных каналов адекватным рынку числом (оцениваю в 20 каналов), то, если их даже не сильно сжимать, то на три мультиплекса хватит за глаза. Три аналоговые частоты покрывают всю проблему с ТВ в стране". 

Кому нужна рубашка Джеймса Бонда?

Считается, что главное преимущество зрителю дает IPTV. Это интерактивность. Развенчание мифа о популярности интерактивных сервисов в ТВ А. Кудрявцев сопроводил парадоксальным заявлением: "Нет в этой интерактивности ничего интересного. Вендоры часто приводят пример: как здорово в определенный момент просмотра фильма об "агенте 007" путем нажатия кнопки пульта узнать, в каком магазине можно купить точно такую же рубашку, как у Джеймса Бонда. У тех, кто занимается ТВ-бизнесом, этот аргумент вызывает смех. В России это никому не надо".

Единственный действительно востребованный интерактивный сервис, по его мнению, – это VoD. Однако, по большому счету, ради него абоненты не готовы покупать set-top-box'ы, состоящие "из двух приборчиков в проводах, которые все время куда-то падают за шкаф, и на них можно что-то не то нажать и потом не знаешь что делать". Просто "у абонента в голове пока еще разведены телевидение и Интернет – и соединение произойдет нескоро".

"Если бы мы выбирали идеальную технологию, то это была бы технология эфирная (без проводов, когда ничего ни клеить, ни сверлить не надо), которая сразу подает сигнал пользователю на компьютер или на телевизор со скоростью 4–5 Мбит и с контролем качества, – сделал вывод А. Кудрявцев. – И чтобы одной сотой Москву закрыть, и чтобы абонентские устройства были очень дешевы. Пока ее реально нет и довольно скоро не будет".

MTV: популярные заблуждения 

А. Кудрявцев предложил, во-первых, закрыть вопрос "насколько востребовано ТВ на маленьком экране мобильного телефона": услуга востребована массово. К концу 2007 г. общее количество пользователей мобильного ТВ составило 20 млн.  (в основном это жители Кореи и Японии). Распространение услуги в Европе тормозится регуляторными проблемами (частоты, лицензирование, подзаконные акты для запуска сетей). Соответственно, выжидают и производители телефонных аппаратов; сегодня предлагаемые устройства дороги и их линейка ограничена.

Второе заблуждение связано с представлением о времени пользования услугой. Оно составляет не 5–10 минут, как было принято считать. Средняя продолжительность сессий составляет 28 минут. А среднее время просмотров в день – больше 60 мин. Учитывая, что обычный телевизор люди в среднем смотрят три часа в сутки, этот час – серьезный противовес традиционному ТВ. "Это должно отразиться на контенте, – резюмирует А. Кудрявцев. – Мы не будем делать 5-минутные сюжеты, будем делать и закупать нормальные программы на 20–25 минут."

Третье заблуждение – мобильное ТВ смотрят в пути – в машине, метро, городском транспорте. На самом деле так решили поставщики услуг – и построили сети, которые не "углубляются" в помещения. "Раньше итальянцы говорили нам, что все телесмотрение происходит на улице, – и мы им верили, – комментирует А. Кудрявцев. – Потом поняли, что так происходит потому, что внутри помещения мобильного ТВ просто нет. Ну, где же ему быть, как не на улице?.." Впрочем, у операторов свои расчеты: построить сеть с глубоким проникновением в помещение – непростая задача, связанная с "тяжелыми" инвестициями. Ее решение возможно только по мере развития абонентской базы.

Наконец, заблуждением оказалось представление, что услуга мобильного ТВ востребована в основном тинейджерами. Оказывается, основные ее пользователи – люди молодые, но старше 30 лет.  Мы с вами.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!