Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2008 |
Александра КРЫЛОВА  | 02 апреля 2008 |
Трое в лодке по имени «Барселона»
«ИКС» продолжает делиться впечатлениями о главном форуме в мобильном мире. Начало – «Барселона в ритме Mobile World Congress» см. в «ИКС» № 3'2008, с. 24–27.
Порт в Барселоне первым принял Христофора Колумба, вернувшегося после долгих поисков Индии совсем в другой части света. Сегодня мореплаватели уже не путают восточное направление с западным, не отстают от них и игроки рынка мобильной связи, хотя интересы бизнеса часто заставляют компании с Востока обживаться на Западе, а западных – искать на Востоке стратегических партнеров. А место встречи осталось прежним – Барселона, но не порт, а Mobile World Congress.В этом году его главная тема – новый виток технологической эволюции широкополосного доступа – мобильного, беспроводного, конвергированного – и сервисов, с помощью которых абоненты приобретают «богатый опыт» пользования Интернетом на запредельных скоростях. Заглянув в недалекое будущее, генеральный директор Nokia Siemens Networks С. Бересфорд-Уайли сделал прогноз. «К 2015 г. 5 млрд человек будут объединены единой коммуникационной средой, 4 млрд из них по широкополосной связи, – сказал он. – Этот рост будет сопровождаться 100-кратным увеличением трафика в мировых сетях и потребует инноваций во всей экосистеме, а это именно то, что Nokia Siemens Networks готова предоставить».
И под его словами могли бы подписаться многие CEO мировых вендоров.
LTE объединяет Запад и Восток
Компания Alcatel-Lucent, стремясь догнать время и опередить конкурентов в разработке оборудования сотовой связи 4-го поколения (стандарт Long Term Evolution, LTE), двинулась в направлении с запада на восток. На Mobile World Congress в Барселоне она продемонстрировала свою готовность вступать в родственные отношения с азиатскими производителями, объявив о создании совместного предприятия с NEC Corporation, а также о стратегическом альянсе с LG Electronics в области разработки, тестирования и коммерциализации технологии LTE.
Активность в этой сфере одного из крупнейших мировых поставщиков, чей годовой доход в 2007 г. составил 17,8 млрд евро, вполне объяснима. Согласно прогнозу UMTS Forum, количество пользователей сетей стандарта LTE к 2015 г. превысит 400 млн, что вдвое больше, чем сегодня насчитывается в сетях WCDMA/HSPA. Более того, к этому сроку операторы сетей сотовой связи 4-го поколения смогут рассчитывать на 15% доходов глобального рынка мобильной связи, а его объем в 2015 г., как ожидает UMTS Forum, составит не менее 1 трлн евро.
На пресс-конференции в Барселоне компании Alcatel-Lucent и NEC дали понять, что создание совместного предприятия, сфокусированного на разработке решений для беспроводного широкополосного доступа по технологии LTE, – лишь первый шаг на пути их сотрудничества.
Объединение усилий вендоров и, что немаловажно, бюджетов на R&D в сфере LTE (в 2007 г. NEC вложила в разработки $2,1 млрд, а Alcatel-Lucent – $2,7 млрд), позволит им раньше конкурентов приступить к тестированию оборудования на сетях операторов сотовой связи. Первые испытания планируется провести уже этом году, а в 2009 г. начать внедрение решений в коммерческую эксплуатацию.
Тандем западного и восточного производителей рассчитывает добиться плавной интеграции своего LTE-оборудования с системами сотовой связи стандартов WCDMA/HSPA, а также CDMA/EV-DO. Означает ли это для компании Alcatel-Lucent смену приоритетов в эволюции стандарта CDMA и отказ от Ultra Mobile Broadband, технологии, объединяющей в едином радиоинтерфейсе самые передовые аспекты CDMA, ТDM, LS-ОFDM, OFDMA в пользу LTE? Пока непонятно. Однако если это произойдет, то как поставщик, чья доля мирового рынка оборудования CDMA превышает 45%, Alcatel-Lucent может оказать влияние на будущность этого стандарта.
Впрочем, в пресс-релизе по случаю создания совместного предприятия NEC и Alcatel-Lucent, говорится, что партнеры намерены распространить сотрудничество на решения для сетей 3G CDMA. Другие направления их совместной работы – IP-решения для оптической передачи, сервисной IP-маршрутизации и коммуникационных услуг IMS. Оба вендора будут сообща трудиться над созданием открытой и полностью интегрированной экосистемы LTE, включающей в себя инфраструктурные решения, новаторские устройства и привлекательные приложения, в том числе и для операторов, а также в области серверов и систем хранения для решений этого типа.
Однако картина сближения американо-европейского производителя с компаниями Азиатско-Тихоокеанского региона была бы неполной без упоминания о комплексном решении Alcatel-Lucent и Samsung Electronics. Впервые в отрасли было показано полнофункциональное решение, которое обеспечивает сотовым абонентам беспрепятственный доступ к функциям голосовой связи и передачи данных в сетях GSM/EDGE и WiMAX (Alcatel-Lucent – сетевое оборудование, Samsung – двухрежимные терминалы WiMAX-GSM/EDGE).
Его появлению предшествовали совместная разработка спецификаций, тестирование и оптимизация архитектуры сети и абонентских устройств, работающих по единому протоколу. Слаженная работа вендоров обеспечила автоматическое переключение «двухрежимного абонента» с сети WiMAX (802.16e-2005) в сеть GSM/EDGE. «Роуминг» из сети сотовой связи в сеть беспроводного широкополосного доступа происходит без потери соединения.
Как восточная компания стала «своей» на Западе
Идея экспозиции компании Huawei Technologies на Mobile World Congress в Барселоне – «Объединение, широкополосная связь, экологически дружественные решения и эволюция отрасли связи». Для демонстрации всех возможных способов ее воплощения на стенде поставщика оборудования было развернуто сразу несколько беспроводных сетей.
Первая – сеть UMTS с наложенной технологией высокоскоростной передачи данных HSDPA использовалась для показа законченного решения MBMS, пополнившегося с прошлогоднего конгресса готовыми к коммерческой эксплуатации терминалами. Вторая – HSPA+/LTE обеспечивала демонстрацию мультиплексирования HDTV: видеоизображение с разрешением 1080 строк объемом 30 Гбайт передавалось со скоростью 90 Мбит/с.
И, наконец, третья – мини-сеть мобильного WiMAX (802.16e), работающая на частоте 2,5 ГГц: коммутатор доступа, сервер аутентификации и трехсекторная базовая станция с поддержкой до 512 зарегистрированных абонентов на сектор – использовалась для демонстрации возможностей сетевого и абонентского оборудования этого стандарта. Максимальной скорости передачи данных (до 10 Мбит/с в прямом канале) хватало для демонстрации видеороликов на ноутбуки, к которым по USB-интерфейсу были подключены WiMAX-терминалы.
Доля продаж Huawei Technologies на международном рынке впервые перевесила продажи в Китае ($4,8 млрд против $3,4 млрд) в 2005 г. В 2007 г. ее общий объем продаж достиг $16 млрд (из них $1 млрд заработан в России и СНГ), а годовой прирост составил $5 млрд.
Выбрав в качестве стратегических направлений All IP, FMC, мобильную связь и WiMAX, Huawei Technologies последовательно разрабатывает экономичные и высокопроизводительные решения. В основе ее партнерских отношений с Vodafone, Orange, Telefonica, T-Мобайл – передовые технологии, гибкая ценовая политика и восточное искусство предугадывать пожелания клиентов, в том числе сокращать капитальные и операционные затраты, не снижая качества обслуживания.
Понадобилось, например, оператору Telefonica О2 модернизировать сеть стандарта GSM/UMTS на юге Германии, и Huawei Technologies предложила ей свои компактные базовые станции 4-го поколения BTS3900, совмещающие на одной платформе GSM и UMTS. И в скором времени это оборудование заменит в сети оператора порядка 3 тыс. базовых станций Nortel стандарта GSM и около 1700 3G-станций Nokia.
Кроме того, в этом году операторы получили от Huawei Technologies дополнительную возможность увеличения емкости сети, в основе которой – использование технологии VoIP поверх сети мобильной связи. Проведенные совместно с Qualcomm осенью 2007 г. испытания решения «Технология VoIP поверх HSPA», показали, что «упаковка» голосовых данных в пакеты на уровне доступа позволяет увеличить емкость сети в 1,5–3 раза.
Отдала Huawei Technologies и дань моде на решения для создания «домашних сот». Эта технология, о которой сегодня много говорят специалисты, позволяет организовать фемтосоту – UMTS-покрытие малого размера внутри любых помещений. Оказавшись в зоне его действия, абонент регистрируется в домашней сети, автоматически переключается на нее с макросоты оператора и пользуется услугами связи.
Фемтосотовое решение Huawei Technologies представляет собой точку доступа UMTS выходной мощностью 30 мВт, которая через Ethernet-разъем подсоединяется к выделенной линии, после чего происходит ее plug & play-подключение к шлюзу доступа на стороне оператора. В заработавшей «домашней соте» четыре абонента одновременно могут разговаривать по телефону и еще восемь пользоваться услугами передачи данных.
Технология фемтосот позволяет операторам, во-первых, улучшать UMTS-покрытие внутри помещений (как частных домов, так и офисов), а во-вторых, получить дополнительный источник доходов, продавая или сдавая в аренду абонентам саму точку доступа и льготный тарифный план на разговоры в зоне ее покрытия.
К реализации опытного проекта в этой области как раз в дни Mobile World Congeress приступила в Великобритании Telefonica О2 в партнерстве с NEC и компанией Ubiquisys. Участники рассчитывают к лету охватить тестированием территорию первых 500 пользователей, а в начале 2009 г. приступить к оказанию этих услуг на коммерческой основе.
Разработчику из России есть что предложить вендору с Востока
Компания Paragon Software, специализирующая на разработке программного обеспечения для интеллектуальных мобильных устройств, по масштабам бизнеса пока не сопоставима ни с Alcatel-Lucent ни с Huawei Technologies. Однако она успешно продает свои электронные словари в Европе и Америке и стремится к освоению азиатских рынков. Тем более что опыт плодотворного сотрудничества с производителями терминалов у нее имеется.
В Барселоне Paragon Software и Samsung Electronics объявили, что мобильная версия полного словаря современной русской и английской лексики The Oxford Russian Dictionary будет устанавливаться производителем на музыкальные смартфоны Samsung i450, а также многофункциональные мобильные устройства Samsung i550 и i560 при их поставке на рынки России и стран СНГ.
The Oxford Russian Dictionary создавался в тесном сотрудничестве с известным издательством английских словарей Oxford University Press. Он занимает 3,98 Мбайт памяти и содержит более 185 тыс. слов и словосочетаний и 290 тыс. переводов. Словарь учитывает особенности русских, британских и американских диалектов, позволяет переводить разнообразные термины, сокращения и аббревиатуры. Кроме того, в нем есть советы по грамматике и современные идиомы. Программная оболочка SlovoEd обеспечивает стабильность его работы и быстродействие.
Еще одна новинка разработчика – сервис SlovoEd-Express, основанный на клиент-серверной архитектуре. В отличие от «полновесных» мобильных словарей, установка которых требует большого объема памяти интеллектуального устройства, клиентское приложение SlovoEd-Express занимает до 10 кбайт. Пользователь устройства, на котором оно установлено, связавшись по каналу GPRS с сервером, хранящим 130 разноязычных словарей, получит возможность переводить нужное ему слово на любой язык. Объем интернет-трафика, требуемого для перевода одного слова, – 4 кбайт.
. . .
Словом, Mobile World Congress в Барселоне в очередной раз показал, что в наш век глобальной информатизации и интернетизации Колумбы мобильной индустрии с Запада и Востока готовы двигаться навстречу друг другу для того, чтобы в очередной раз изменить картину мира.
Может быть, мы на пороге взрыва?
В 2008 г. в Барселоне МТС первой из российских компаний вошла в short-лист Mobile Awards – «Оскара» мобильной индустрии, однако жюри отдало пальму первенства другому номинанту – Yahoo! П. Ройтберг, директор департамента по развитию новых продуктов и услуг «МТС-Россия», отреагировал на это событие оптимистично: «В прошлом году мы случайно попали на церемонию вручения Mobile Awards, в нынешнем – оказались в числе номинантов, в следующем – выиграем».
– Пройдясь по стендам участников Mobile World Congress, признаюсь, революционных перемен в мире продуктов и сервисов не увидел.
Бросилось в глаза обилие предложений в области мобильной рекламы: технические решения разной степени сложности, начиная от инструментов встраивания рекламы в WAP-сайты или мобильные игрушки и заканчивая серьезными платформами, позволяющими интегрировать этот сервис в сеть оператора, дать интерфейс рекламному агентству и т.д. Встречаясь в очередной раз с таким предложением, невольно начинаешь задумываться: может быть, мы на пороге взрыва? И хотя пока серьезно зарабатывать на мобильной рекламе мало у кого получается, мы работаем над развитием этого направления и уже запустили несколько пилотных проектов.
Если в прошлом году вендоры строили свои экспозиции вокруг технологических новинок и платформ, сегодня стало заметным их движение в сторону сервисов. Так, вместо MMS-центров появились MMS-блоги, вместо систем управления контентом – решения для управления профилями абонентов.
Среди 3G-услуг преобладали продукты, связанные с видео: мобильное ТВ, различные вариации на тему видеозвонка и видеоконференц-связи. Можно было увидеть и видеосервисы из области User Generated Content. Например, компания Vringo представляла опыт создания сообществ вокруг своего сервиса обмена видеорингтонами. В этом году на Mobile World Congress выделилась целая группа стартапов, предлагающих различные способы организации тематических коммьюнити.
Впрочем, немало интересных предложений в области 3G было адресовано активным пользователям широкополосного Интернета и различных цифровых устройств. К ним я отнес бы сервисы «богатой синхронизации», позволяющие, например, с мобильного телефона получить доступ к MP3-файлам, хранящимся на домашнем компьютере.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!