Рубрикатор |
Блоги | Николай НОСОВ |
Спасработы на «Краю света»
23 января 2020 |
Поднялись по краю 400-метрового обрыва и увидели лежащего на земле человека. Англичанин шел один, сорвался и распорол ногу от голени до лодыжки. Ирина достала бинты из аптечки, перевязали рану, наложили жгут. Перелома вроде нет, но рана глубокая, почти до кости. Медицинского степлера нет, нет даже иголки с ниткой, чтобы стянуть рану. Идти англичанин не может. Ситуация сложная.
Мы в горах, в национальном парке Хортон. Вид с вертикально обрывающегося сначала на триста, а затем еще на тысячу метров плато считается самым красивым на Шри-Ланке, ради него туристы идут сюда от ворот национального парка пять километров по горным тропам. В ясную погоду можно постоять у пропасти, полюбоваться Индийским океаном и долиной внизу. В тумане кажется, что здесь кончается земля, так что не случайно это место получило название «Край света». Вспоминается древняя индийская мифология, так и хочется заглянуть за край земного диска и посмотреть на четырех слонов, держащих на своих спинах Землю.
Впрочем, сейчас не до этого. Надо вызывать спасателей, а с этим тут проблема. Цифровизация до этих мест еще не дошла. Мобильная связь не работает, спутникового телефона ни у кого нет.
Маршрут запрещенный – табличка внизу однозначно предупреждала об его опасности. Тем не менее народ ходит. В основном спрашивают, что случилось, и идут дальше. У всех свои планы на отдых, которые не хочется менять. У нас тоже насыщенная программа, но не оставлять же человека в беде. Так же решила китаянка, защищающая пострадавшего курткой от солнца, и трое молодых немцев – два парня и девушка.
После бесплодных попыток вызвать помощь по мобильному телефону немец вызвался бежать к воротам национального парка. Потом к нам подошла русская группа. Одной девушке от вида крови поплохело, и она отошла в сторону. Остальные молодые ребята стали активно обсуждать ситуацию. Потеря трех литров крови приведет к смерти. Жгут накладывают на два часа – потом конечность отмирает и остается только ампутация. Только до ворот немцу бежать пять километров, а еще надо найти спасателей. Не факт, что успеет. Лучше, не дожидаясь помощи, спускать англичанина вниз.
Деревьев нет, веревки тоже – носилки делать не из чего. Объяснил англичанину, что тут не Альпы, спасательный вертолет не прилетит, придется потерпеть, после чего подняли пострадавшего и понесли на руках по тропе. Впрочем, недолго. От такой транспортировки опять хлынула кровь, и пришлось остановиться.
К счастью немец добежал быстро, где-то через час пришли спасатели с носилками. Всего шесть человек, выглядели не очень – маленькие ланкийцы и очень слабые на вид. Для спуска пострадавшего весом в 84 килограмма их явно мало. Вспомнил участие в спасработах в Приэльбрусье, когда спускали попавшего под обвал ледника парня с открытым переломом ребер. Шесть мужиков несли носилки, а еще двенадцать бежали рядом, поочередно меняя уставших. И то было очень тяжело.
Впрочем, это понимали и спасатели, с неохотой смотревшие на пострадавшего. Начальник подошел ко мне и сказал, что «большой русский» им все равно нужен. В реальности понадобились все мужчины. Положили на носилки раненого и, поочередно меняясь, начали спуск.
Слаженности в действиях было мало, один раз англичанина уронили, один раз, потеряв равновесие, больно заехал пострадавшему локтем в пах. Англичанин кричал, нецензурно ругался, но никто и не обещал, что ему будет легко. Спасателям тоже доставалось – один русский парень сорвался со склона, сильно ободрался и Ирине пришлось заклеивать его ссадины бактерицидным пластырем.
Хорошее впечатление произвел немецкий парень, который не только сбегал за спасателями к воротам национального парка, но и прининял активное участие в транспортировке. "За такого я бы пожалуй пошла замуж", – сделала вывод одна из участниц российской группы, несущая вещи спасателей.
Когда донесли пострадавшего до широкой разрешенной тропы, стало легче. Носилки положили на плечи, и напоминающая похоронную процессию колонна двинулась к выехавшему навстречу мотоциклу.… Происшествие с англичанином стало главной местной новостью. Ланкийцы делали вывод, что англичанин сам виноват – не мог не видеть запрещающей подъем таблички. Да и страховка на запрещенной трассе не работает, так что лечение обойдется в копеечку.
С другой стороны – это горы, никто не застрахован от травм и на основной тропе, ведущей к официальной обзорной точке «Конца света».
Места живописные – окутанные дымкой тумана долины, пасущиеся олени, небольшие озера с прозрачной водой. Тропический лес с извивающимися корнями деревьев, лианами, лишайниками, мхами и древовидными папоротниками. Чистый воздух – в нацпарке даже курить запрещено. Приятно полюбоваться и красивым водопадом Бейкера.
Место популярное, народу ходит много, вход в нацпарк совсем не дешевый. Организовать службу спасения вертолетами сложно, но могли бы разориться и хотя бы поставить вышку мобильной связи для экстренных случаев. Куда уж в наше время без цифровых технологий.
Другие материалы о новогоднем путешествии на Шри-Ланку:
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.