Рубрикатор |
Статьи |
Александр БАРСКОВ  | 13 ноября 2023 |
Время коммерческих ЦОДов
9 ноября 2023 года компании «ИКС-Медиа» и Akashi Data Center провели в Астане конференцию «Сервисы ЦОД и цифровые вызовы», которая показала заинтересованность компаний и организаций в размещении своих ИТ-систем в коммерческих ЦОДах.
На мероприятии, собравшем более 100 специалистов, обсуждались текущая ситуация на рынке ЦОДов и облачных сервисов Казахстана, вопросы сертификации объектов, особенности и преимущества использования услуг коммерческих дата-центров.
Выступает Светлана Черненко
Характеризуя текущую ситуацию на рынке ЦОДов Республики Казахстан (РК), Светлана Черненко, директор Ассоциации операторов ЦОД и облачных сервисов РК, отметила, что рынок растет быстро, хотя пока большинство компаний и организаций продолжают эксплуатировать ИТ-системы в собственных небольших ЦОДах и серверных комнатах. В то же время мировой тренд – переход из корпоративных ЦОДов в коммерческие. Например, в США, согласно данным, которые привел Александр Мартынюк, исполнительный директор «Ди Си квадрат», на собственные корпоративные ЦОДы полагаются лишь 10% заказчиков. В Казахстане, по оценкам экспертов iKS-Consulting, их доля существенно превышает 80%.
Такая ситуация обусловлена не только и даже не столько опасениями, связанными с выносом ИТ-систем в чужой ЦОД, сколько с дефицитом предложения. По предварительным данным за 2023 г., в коммерческих ЦОДах республики насчитывается лишь 2,6 тыс. стоек. Однако, как прогнозируют в iKS-Consulting, за пять лет этот показатель может вырасти до восьми с лишним тысяч стоек. Планируется реализовать ряд крупных проектов, и знаковым может стать ЦОД Akashi.
Выступает Виталий Николаев
Как рассказал Виталий Николаев, коммерческий директор Akashi Data Center, создаваемый в Астане объект рассчитан на 4096 стойко-мест, а общая мощность составит 42 МВт. Уже ведется строительство собственной трансформаторной подстанции 110/10 кВ и высоковольтной ЛЭП. Начались работы по сертификации проекта ЦОДа на наивысший уровень надежности (в классификации Uptime Institute) – Tier IV. После постройки планируется сертифицировать и сам объект, а первых заказчиков ЦОД сможет принять весной 2025 г.
При выборе ЦОДа В. Николаев рекомендовал потенциальным заказчикам обращать внимание не только на его соответствие техническим требованиям и стоимость предложения, но и на менее очевидные вещи, которые не поддаются количественной оценке. Например, внешний вид площадки («если красиво, то должно быть надежно»), уровень экспертизы и открытости сотрудников, быстрота реакции на запросы – все это формирует важное субъективно мнение о площадке. Конечно, нельзя забывать и об уровне сервиса, включая соглашение об уровне обслуживания (SLA), в котором должны быть четко прописаны обязательства и ответственность оператора ЦОДа.
Выступает Константин Королев
На преимущества сертификации объекта обратил внимание участников конференции Константин Королев, директор Uptime Institute по развитию бизнеса в СНГ. «Сертификация – это ваша страховка. ЦОД проектируют и строят много разных людей. Человеческие ошибки практически неизбежны. Пройдя процедуру сертификации, вы застрахуете себя от ошибок и возможной некомпетентности отдельных исполнителей», – указал он.
Представитель Uptime Institute также добавил, что наличие сертификата дает преимущество не только владельцу и оператору ЦОДа, но и его клиентам. Особенно тем, кто использует коммерческий ЦОД как площадку для предоставления собственных услуг, например разворачивает в дата-центре облачную платформу для обслуживания уже своих клиентов.
Сравнивая корпоративные и коммерческие ЦОДы, А. Мартынюк отметил, что корпоративные ЦОДы, как правило, строятся дольше, чем коммерческие. Связано это с тем, что собственно строительству ЦОДа в большинстве компаний и организаций предшествует проведение множества внутренних согласований с участием различных подразделений, вовлеченных в процесс проектирования, выбора технических и компоновочных решений будущего ЦОДа. Все это занимает много времени. Для коммерческих ЦОДов скорость выхода на рынок – ключевой фактор. Поэтому для них важно при сохранении высокого уровня надежности строить быстро. В основном они используют типовые, проверенные временем решения и не экспериментируют с инновациями, что могут себе позволить корпоративные ЦОДы.
Коммерческие ЦОДы находятся в постоянном развитии, поскольку они должны удовлетворять растущие запросы как существующих, так и новых заказчиков. Такой ЦОД почти всегда может предложить ресурс для расширения инсталляций своих клиентов. В корпоративных ЦОДах вопросы расширения решают гораздо сложнее, так как большинству компаний решиться на строительство еще одного ЦОДа весьма непросто. Для них это непрофильное дело, связанное со значительными расходами и отвлечением ресурсов.
Еще одно серьезное различие корпоративных и коммерческих ЦОДов в том, как организована их эксплуатация. Корпоративные ЦОДы часто эксплуатируют те же люди, которые занимались эксплуатацией офисных систем и инженерных систем административных зданий. При этом крайне редко есть единая точка ответственности, т.е. сотрудник, отвечающий за работу ЦОДа в целом, и в случае возникновения простоя ответственность размывается. Только в некоторых крупных компаниях есть отдельная структура, занимающая обслуживанием ИТ-систем, с которой можно заключить договор (SLA), где зафиксирована ответственность за нарушение работы. Но это бывает редко.
Для коммерческих ЦОДов доступность сервисов – наивысший приоритет. Обслуживанием таких объектов занимаются профессиональные команды с наработанными навыками и процедурами эксплуатации, опирающиеся на лучшие практики. При работе с коммерческими ЦОДами всегда есть четкое соглашение SLA, часто обеспечивается онлайн-мониторинг прописанных в нем параметров. При нарушении SLA следуют серьезные штрафные санкции.
Да, корпоративный ЦОД в сравнении с коммерческим обладает большими возможностями с точки зрения кастомизации, обеспечения опциональных параметров, отличных от среднерыночных. Но коммерческий ЦОД явно выигрывает у корпоративного по скорости предоставления стоек, гибкости настройки в соответствии с запросами клиентов, качеству обслуживания, SLA, возможности расширения, эффективности использования бюджета заказчика и финансовой ответственности.
Как показали выступления на прошедшей в Астане конференции, вопросы, обсуждения и общение в кулуарах, большинство заказчиков заинтересованы в размещении своих ИТ-систем в коммерческих ЦОДах. А оставшиеся сомнения, связанные с физической и информационной безопасностью, должны развеять операторы ЦОДов, разъясняя и демонстрируя меры, которые принимаются для обеспечения
безопасности.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!