Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 3 2023 |
Антон САЛОВ  | 02 мая 2023 |
Российские облака – 2022: интеграция и конвергенция
Отечественный облачный рынок, на котором набирает популярность облачная интеграция, подходит к этапу консолидации. Еще один тренд – конвергенция информационных и операционных технологий – создает как вызовы, так и возможности для игроков рынка.
Смена стратегий
За минувший год многие провайдеры кардинально изменили свои стратегии. Если в начале 2022 г. все пытались удовлетворить растущий спрос на отечественные облака, то ближе к лету стали задумываться о стратегии. Одни поставили во главу угла замещение софтверного стека для себя, другие налаживали каналы параллельного импорта оборудования, о чем я писал в первой части статьи. Третьи пытались решить проблемы с ПО для клиентов, начиная предлагать в рамках своих услуг лицензии на отечественное ПО или переходить к концепции bring your own license. Если клиент обладал, например, лицензиями ПО Microsoft, то он мог арендовать у провайдера облачную инфраструктуру, загрузить .iso-образ диска и инсталлировать привычную ему Windows на виртуальную машину. Юридически тут всё чисто, лицензия не нарушается ни провайдером, ни клиентом. Но для того чтобы это сделать, нужно доработать провайдерские панели управления облаком – у многих такой возможности просто нет.
Некоторые провайдеры задумались о геоэкспансии. Кто-то купил ЦОД в Беларуси у уходящего игрока, кто-то стал отказываться от европейских ЦОДов и открывать новые площадки на южном направлении: в Средней Азии, в Израиле или ОАЭ – «теперь не Франкфурт, а Дубай, но сервис от этого не меняется».
Резервная площадка в другой стране – понятная стратегия, на такое решение есть стабильный нишевой спрос. Однако те ограничения, с которыми столкнулись отечественные клиенты в плане доступа к зарубежному ПО, породили новые подходы: от лобовых попыток предоставлять трансграничный сервис на базе SAP или Microsoft с использованием провайдерских лицензий до более изобретательных – отдавать виртуальные десктопы с тем же привычным десктопным ПО, которое нынче недоступно. И тут можно использовать хоть 3D-редакторы, хоть CAD. Все это «серая» зона, но и она нашла свой спрос, пусть не слишком масштабируемый и сопряженный с риском.
Производная второго порядка от этого тренда – стремление к разделению бизнеса. Ряд провайдеров из топ-10, которые уже имели зарубежные площадки и иностранных клиентов и добились успеха за рубежом, решили провести финансовое, инфраструктурное, командное и организационное разделение бизнеса. При этом чаще всего подразделение R&D остается общим для де-факто независимых компаний. Но ничего нового в этом нет, многие глобальные софтверные вендоры с корнями из РФ – Abbyy, Acronis и др. – так поступили существенно раньше.
Ряд других российских облачных провайдеров сейчас «упаковывается» к продаже. Сокращение «кормовой базы» вследствие ухода иностранных компаний даже при перспективах повышения внутреннего спроса в условиях ограничения конкуренции со стороны глобальных гиперскейлеров – всё это расценивается как стратегический риск. А поскольку бизнес очень хорошо поднялся в 2022 г. и рынок, согласно прогнозам аналитиков, продолжает расти двузначными темпами, момент для продажи самый что ни на есть удачный. А значит, будут укрупнение и консолидация. В западном мире они уже произошли. Сейчас у американских предприятий выбор, в какое облако пойти, невелик: AWS, Azure, GCP или IBM. Аналогичная картина будет через несколько лет и у нас. Но у российских компаний на вопрос, какое облако выбрать, варианты ответов будут другими: операторское, банковское, «промышленно-энергетическое» или облака «гиперскейлеров-поисковиков». Если взглянуть на топ-10 провайдеров по долям рынка, то тенденции хорошо считываются. Да, на рынке есть интеграторы и независимые игроки, но это пока. Все они либо продадут бизнес, либо переквалифицируются в облачные интеграторы.
Облачная интеграция
Давайте разберемся, что же это за модель «облачная интеграция», которая на нашем рынке делается все популярнее.
Классическая системная интеграция – это процесс объединения различных систем, приложений и технологий в целостную инфраструктуру, позволяющую эффективно управлять бизнес-процессами и повышать производительность предприятия. Современные технологии, такие как искусственный интеллект, облака и промышленный интернет вещей, существенно меняют подходы к системной интеграции и расширяют ее возможности.
Облачный системный интегратор – это по сути то, что на Западе называлось Managed Service Provider (MSP), и доля рынка у таких игроков еще 10 лет назад была довольно весомой. MSP сочетал предоставление облачных инфраструктурных, аналитических, сетевых услуг (IaaS/AaaS/NaaS), услуг консалтинга и классической системной интеграции. ОН собирал для клиента решение под ключ с минимальной долей самообслуживания или даже без него. MSP мог иметь свой ЦОД или свое облако в коммерческом ЦОДе или же, как чаще всего происходит теперь, оказывать услуги на базе инфраструктуры одного из глобальных гиперскейлеров. Подобная компания по запросу клиента объединяет в единую инфраструктуру облачные сервисы и приложения разных поставщиков, а также предоставляет управление, мониторинг и техническую поддержку этой инфраструктуры. Основная идея заключается в том, чтобы упростить процесс внедрения и применения облачных решений для клиентов. Обычно при использовании облачных сервисов клиенты сталкиваются с необходимостью управлять несколькими аккаунтами, сервисами и приложениями, что может быть сложно и трудоемко. Хорошо работающий мультиклауд построить тяжело. Облачный интегратор объединяет все сервисы в единую инфраструктуру и обеспечивает возможность управлять ею через один интерфейс.
Кроме того, облачный интегратор может предоставлять дополнительные сервисы: мониторинг производительности, резервное копирование, безопасность и техническую поддержку. Эти сервисы позволяют клиентам сосредоточиться на своем бизнесе, а не на управлении ИT-инфраструктурой. Облачные интеграторы могут быть полезны как для крупных корпораций, так и для малых и средних предприятий, которые не имеют достаточных ресурсов для создания собственной ИT-инфраструктуры.
В России идет аналогичный процесс – многие системные интеграторы сначала обзавелись собственными ЦОДами, развернули свои облака и даже заняли серьезную долю рынка. Но потом под давлением ряда рыночных факторов они начали либо выделять из бизнеса и продавать облачные подразделения, либо вступать в партнерства с гиперскейлерами, переводя клиентов на их инфраструктуру.
Останется ли в пищевой цепочке место для системной интеграции? Да, конечно. Просто области применения и компетенции должны измениться. Основные векторы приложения усилий – это облака, искусственный интеллект и промышленный интернет вещей.
Как уже было отмечено, облачные технологии сильно влияют на будущее системной интеграции. Многие системные интеграторы сфокусировались на том, чтобы собирать в соответствии с требованиями клиента импортозамещающий стек – от серверов до программного обеспечения. Заместить импортную ИТ-инфраструктуру отечественной – задача нетривиальная. Выбор решений широкий, однако совместимость компонентов под большим вопросом. Провести тестирование и добиться гарантированной работы элементов даже крупному корпоративному клиенту зачастую не под силу. А интегратор, собрав рабочую конфигурацию, разворачивает ее в облаке и отвечает за доступность и надежность системы, репликацию данных и мониторинг состояния серверов.
Искусственный интеллект (ИИ) также играет важную роль в будущем системной интеграции. ИИ может использоваться для автоматического обнаружения проблем (например, в вопросах кибербезопасности) и нахождения эффективных решений. Это поможет улучшить процессы мониторинга и управления, сократить время реакции на проблемы и уменьшить количество ошибок. Кроме того, ИИ может обеспечить анализ большого объема данных и предоставить ценную информацию для принятия управленческих решений. Спрос на решения на базе ИИ растет, но такие системы требуют серьезных вычислительных ресурсов и компетенций, которые может предоставить профильный интегратор.
Еще один фактор влияния на будущее системной интеграции – промышленный интернет вещей (IIoT). Фокус государства на росте промышленного сектора, ввод новых фабрик и заводов на территории РФ обуславливает рост спроса на промышленную автоматизацию. IIoT позволяет устройствам собирать и передавать данные о своем состоянии и работе в реальном времени. Это может быть полезно для мониторинга оборудования и автоматического оповещения о поломках или сбоях в работе. Предиктивная аналитика на базе технологий IIoT улучшит автоматизацию производственных процессов и повысит их эффективность. IIoT порождает массивы информации, которые надо собирать в озера данных. Они, в свою очередь, требуют построения edge- или частных облаков в контуре предприятия, а это – отдельные компетенции.
Конвергенция ИТ и ОТ
Облака как явный тренд информационных технологий последних 15 лет серьезно трансформировали подход к созданию вычислительной инфраструктуры. Перенос основных офисных процессов из серверных в ЦОДы позволил обеспечить непрерывность работы, несмотря на экспоненциальный рост данных и тектонические сдвиги, к которым можно отнести пандемию. Многие компании вернулись с «удаленки», но сохранили гибридный график работы для своих сотрудников. Он дает существенную экономию на аренде площадей и инфраструктуре – гибкие рабочие места в офисе, работа домашнего ПК сотрудника. И там и там безопасность данных обеспечивает инфраструктура виртуальных рабочих столов, развернутая в облаке. Электронная почта, телефония, ВКС, CRM, ERP, разработка ПО – всё это мигрировало в облако. ИТ стали облачными – где-то больше (в изначально цифровых компаниях и стартапах), где-то меньше (например, в банках – в силу регуляторных ограничений).
Однако, если мы покинем уютный офис и перейдем в реальный сектор экономики, то обнаружим, что проникновение облаков там существенно ниже. В агросекторе это объясняется ограничением каналов связи (многие фермерские хозяйства находятся вне зоны стабильного покрытия LTE, а о выделенных каналах связи им остается только мечтать), но на непрерывном или дискретном производстве недоверие к облакам связано с критичностью процессов, управление которыми нельзя вынести в централизованный дата-центр к внешнему провайдеру. Здесь и вопрос безопасности данных, и критичность задержек для SCADA.
В то же время цифровизация производства идет полным ходом. Эффективно управлять процессами на современном предприятии без внедрения операционных технологий (ОТ) нельзя. Контроль состояния турбин, мониторинг прокатных станов, роботизация, производственная безопасность, логистика «от поля до прилавка» – всё это оцифровывается каждый день. Развитие отечественного производства поддерживается на государственном уровне, финансовые потоки направляются в реальный сектор экономики. Уже и президент говорит о том, что нужно переходить от регламентного ремонта к ремонту по состоянию, а это означает внедрение предиктивной диагностики и аналитики, создание цифровых двойников производства.
На стыке информационных и операционных технологий рождается новый тренд, который будет определять развитие облаков в ближайшее время. Этот тренд – ИТ/ОТ-конвергенция, т.е. объединение и взаимопроникновение технологий и процессов. Грань между ИТ и ОТ иногда может быть размытой, разница между ними сводится к тому, как эти технологии используются.
ИТ обычно сосредоточены на сборе и обработке информации, которая может использоваться компаниями для управления бизнес-процессами или анализа. OT обычно ориентированы на сбор и обработку информации для управления станками или другим оборудованием, задействованным в физических процессах.
В прошлом ИТ ассоциировались с офисами и работой «белых воротничков», тогда как ОТ связывались с фабриками, складами, доставкой и работой «синих воротничков». Сегодня компании все чаще хотят согласовать эти различные виды работы друг с другом, и это одна из причин, по которой они хотят подключить свои ИТ-системы к OT-системам. В последние годы стали доступны большие вычислительные мощности, улучшенные сети, более емкие и быстрые хранилища и новые технологии IoT, которые позволяют ОТ и ИТ-системам легко обмениваться данными друг с другом.
Например, возможность собирать, обрабатывать и анализировать данные из ОТ-систем позволяет компаниям лучше использовать свои ИТ-системы для оптимизации бизнес-процессов и получения информации, которая может послужить для стимулирования инноваций или внедрения новых услуг. Вместе с тем благодаря системам OT, которые можно обновлять или оптимизировать с помощью данных из ИТ-систем, компании могут улучшить управление различными физическими операциями.
Производственники все еще неохотно передают данные за периметр организации, а значит, вычисления надо переносить внутрь этого периметра, но иметь возможность ими удаленно управлять. Здесь нам на помощь приходят edge-вычисления, т.е. обработка данных в непосредственной близости от их источника, что позволяет уменьшить задержку при обработке и снизить нагрузку на центральные облачные серверы. Edge-вычисления дают возможность выполнять критические операции с минимальными задержками, гибко настраивать безопасность данных, экономить на каналах связи и при этом пользоваться всеми преимуществами больших вычислительных облаков, передавая туда предобработанную информацию, которая необходима для глубокого анализа. Повышение безопасности и конфиденциальности данных крайне важно в ОТ. Edge-вычисления помогут снизить риски потери данных, поскольку данные могут быть обработаны и сохранены на месте без передачи по сети на центральные облачные серверы.
Облачные провайдеры также делятся на тех, кто сосредоточился исключительно на облаках для ИТ-процессов, и на тех, кто уже активно идет в ИТ/ОТ-конвергенцию. К первой группе можно отнести наших гиперскейлеров, ко второй – операторов связи и интеграторов с собственными облаками. Это логично, у операторов есть бизнес по строительству частных сетей LTE с edge-нодами, и они научились зарабатывать на IoT/IIoT, а интеграторы изначально выполняют комплексные проекты автоматизации производства. Ставка на сбор и анализ информации, поступающей с IoT-датчиков, может дать преимущество, так как число датчиков растет в геометрической прогрессии по мере удешевления, и с большой вероятностью данные для дальнейшей обработки не отдадут в ЦОД гиперскейлера. Например, МТС предоставляет сервис облачной АСКУЭ (автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии). Это по сути та же CRM, но специализированная, ориентированная на отраслевые процессы энергосбытовых компаний. Ее обязательное внедрение регламентировано федеральным законодательством. Данные, которые собираются с «умных» приборов учета (ПУ), накапливаются в АСКУЭ, и на основе анализа этих данных формируется новая услуга – поиск потерь из-за взломанных ПУ. Вот ИТ/ОТ-конвергенция, которая уже работает.
Этот тренд окажет влияние и на региональную экспансию ЦОДов: по мере развития производственных кластеров рядом с ними будут появляться и ЦОДы для обеспечения потребностей в вычислениях. Конвергенция OT и ИТ приводит к увеличению количества устройств, подключенных к сети, а также к увеличению объемов данных, которые необходимо обрабатывать и хранить. В связи с этим спрос на услуги региональных ЦОДов будет увеличиваться, поскольку производственники будут нуждаться в большей мощности вычислений и хранения данных. Этим обусловлено появление провайдеров услуг ЦОДов и облаков при крупных промышленных и энергетических холдингах. Переход от генерации и сбыта электроэнергии к созданию и сбыту облачных услуг – и есть та самая цифровая трансформация.
Однако конвергенция OT и ИT заставит предъявлять к региональным ЦОДам более высокие требования. Например, данные, собранные из OT-систем, могут быть критически важными для бизнеса, и их потеря или недоступность могут иметь серьезные последствия. Поэтому операторам региональных и edge-ЦОДов придется должным образом обеспечивать защиту данных и бесперебойность своих услуг.
Таким образом, усиление конвергенции OT и ИT создает как вызовы, так и возможности для рынка региональных ЦОДов в России. Компании, которые смогут адаптироваться к этим изменениям и предоставить высококачественные услуги, будут иметь больше шансов на успех.
Антон Салов, руководитель стратегии IoT, МТС; эксперт,
RCCPA
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!