Рубрикатор |
Статьи |
Мария КУЛАХМЕТОВА  | 01 октября 2021 |
Как цифровые платформы трансформируют систему образования
Классы и аудитории перестали быть физическими объектами, переместившись на экраны смартфонов, ноутбуков и персональных компьютеров. Как в таких условиях помочь школьникам и студентам получать качественное образование? Одним из основных инструментов могут стать цифровые платформы.
COVID-19 радикально изменил образовательную сферу. Если раньше удаленно обучались в основном только студенты заочных отделений, то с началом пандемии из-за необходимости соблюдать социальную дистанцию на удаленное обучение перешли все учебные заведения. Хотя многие мечтают вернуться в классы и аудитории, до окончательного возобновления привычного обучающего процесса может быть далеко.
Такой переход потребовал решительных действий и быстрой адаптации на всех уровнях – от семейного до государственного – во всех странах мира. Специалистами было выработано множество концепций быстрого и плавного перехода к новым форматам обучения, но ни одна из них не была бы реализована без использования инновационных технологий. Так, Джерри Джексон, представитель Natomas Unified School District в Калифорнии, считает, что для успешной адаптации образовательных учреждений к новой реальности необходимо соблюдать несколько принципов:
- устранение «цифрового разрыва», обеспечение студентов необходимой техникой и ПО;
- предоставление студентам новых возможностей для обучения и общения;
- отслеживание состояния здоровья и безопасности студентов и персонала;
- отслеживание эмоционального состояния учащихся и преподавателей;
- создание новой культуры взаимодействия, в которой у учащихся появляется больше возможностей для совместной работы и саморазвития.
Виртуальный формат должен расширять и дополнять те возможности, которые были доступны в ходе очного обучения в школах и университетах. Одним из основных инструментов перехода могут стать цифровые платформы. Цифровая платформа – это специализированная информационная среда, на базе которой формируется экосистема взаимодействующих субъектов. Существует множество цифровых платформ для различных типов деятельности, и многопрофильных EdTech-платформ, таких как Moodle или Google Classroom, и специализированных, как 3DEXPERIENCE, которые помогут студентам инженерных специальностей.
В современном мире нужны инженеры, способные меняться и работать в различных дисциплинах, говорить с другими специалистами на одном языке, решать проблемы системы в целом, поэтому функциональные и профессиональные границы стираются. Например, дизайнеры и производственные инженеры должны работать в кросс-функциональных командах, чтобы обеспечить выпуск продукции с учетом заданных показателей качества, цены и количества. Происходит важная культурная трансформация. Специалисты на местах должны принимать решения. Важным становится командный подход к идентификации и решению проблем, к поиску новых возможностей. Сотрудники должны иметь возможность рисковать и изучать ошибки, чтобы на них учиться.
Современные киберфизические цифровые платформы позволяют применять этот подход на этапе обучения. Во-первых, такие платформы предоставляют повсеместный и постоянный доступ к базам знаний, хранящимся в облаке, что обеспечивает непрерывность обучения. Во-вторых, благодаря возможности доступа через веб-приложение учащимся не требуются специализированные и дорогие гаджеты, а только доступ в интернет, что помогает сократить и даже полностью устранить «цифровой разрыв». Кроме того, цифровые платформы обеспечивают одновременное подключение большого количества пользователей, предоставляя преподавателям и студентам новые форматы взаимодействия. В-третьих, студенты могут работать над совместным проектом и осваивать передовые навыки и компетенции. В-четвертых, помимо усвоения профессиональных навыков они совершенствуют свою междисциплинарную грамотность (принципы устойчивого развития, социальное взаимодействие, виртуальные двойники, дата сайенс) и личностные навыки (взаимодействие, инновации, системное мышление, критическое мышление, креативность).
Цифровые платформы дают возможность:
- полностью перенести обучение в цифровую среду без потери качества через веб-приложение с доступом из любого места, где есть выход в интернет;
- привести программы очного и заочного обучения к единому стандарту без потери качества и лишних затрат времени;
- создавать и верифицировать образцы изделий в виртуальной среде;
- соблюдать социальную дистанцию и обеспечивать безопасность, используя личные ПК и планшеты, а не общественные компьютеры;
- улучшить социальное взаимодействие, развивая навыки совместной работы в режиме онлайн;
- получать мгновенную обратную связь от студентов.
Рынок цифровых платформ в России активно развивался и до пандемии, однако необходимость адаптироваться к новым условиям ускорила этот процесс. Помимо разработки новых решений и систем в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» многие вузы, такие как РАНХиГС, НИТУ «МИСиС», МФТИ, МГХПА и т.д. активно сотрудничают с компаниями-разработчиками, которые готовы предоставить им необходимые инструменты для профессионального обучения. Выбор платформы в первую очередь обусловлен профилем учебного заведения – для общеобразовательных дисциплин лучшего всего подходят платформы широкого профиля, а для институтов, занимающихся подготовкой специалистов, – платформы, в которые интегрированы специализированные решения и программное обеспечение.
Переход на онлайн-обучение с использованием специализированного ПО особенно актуален для технических вузов и других образовательных учреждений, использующих профильные приложения. При обучении через Zoom и другие программы организации онлайн-конференций учебный процесс приобретает односторонний характер, усложняя как получение обратной связи от студентов, так и советов от преподавателей во время выполнения работы. Цифровые платформы нивелируют этот недостаток, позволяя нескольким пользователям создавать прототипы изделий и просматривать сложные чертежи, графики, макеты и проекты изделий, проводить испытания в режиме реального времени, предоставляя ученикам возможность делиться полученными в процессе подготовки знаниями и ноу-хау с другими учащимися и учителями. При этом существуют специальные лицензионные планы и обучающие программы, которые позволяют вузам применять цифровые инструменты и современные инженерные подходы для обучения будущих инженеров, чтобы они смогли полноценно работать на предприятиях после окончания учебного заведения.
2020 год разделил жизнь человечества на до и после, показав необходимость цифровизации многих сфер жизни общества, а проблема подготовки рабочей силы будущего в новых реалиях приобрела еще большую актуальность. Мир стоит на пороге новой эпохи, в которой инновационные технологии, цифровые решения и новаторские открытия станут краеугольным камнем для создания устойчивого будущего всего социума, и цифровые платформы превратятся в надежных помощников в самом важном аспекте – передаче знаний новым поколениям и раскрытии творческого потенциала молодых инноваторов.
Мария Кулахметова, директор по корпоративным отношениям и академическим программам, Dassault
Systèmes
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!