Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 16 декабря 2013

Инжиниринг – как это по-русски?..

В 2014-2018 гг. на развитие в России инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна планируется выделить более 32 млрд рублей, в том числе 5,14 млрд из госбюджета. О терминах авторы соответствующей программы пока не договорились.

Первый терминологический пробел образовался в Плане мероприятий (дорожной карте) в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р. Дорожная карта не уточняет, что именно понимается под "инжинирингом" и "промышленным дизайном", но дает поручение Минпромторгу разработать и представить до конца года проект подпрограммы «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». 

На слушаниях в Общественной палате Василий Осьмаков, директор департамента стратегического развития Минпромторга России, отметил, что основными задачами подпрограммы будет разработка комплекса инструментов государственной поддержки развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна; разработка и внедрение стандартов, нормативов и правил; подготовка и реализация приоритетных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна с применением государственной поддержки. Мероприятия по подпрограмме предполагается вести в шести основных направленях: совершенствование государственного регулирования индустрии инжиниринга и промышленного дизайна; стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе ведущих российских вузов и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; стимулирование создания и (или) обеспечение деятельности региональных центров инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства; стимулирование создания и развития инжиниринговых центров на базе частных компаний; развитие компьютерного инжиниринга; создание и развитие механизмов координации деятельности организаций индустрии инжиниринга и промышленного дизайна. Реализация подпрограммы будет осуществляться в один этап: 2014-2018 гг. Планируемый общий объем финансирования подпрограммы на период 2014-2018 гг. из средств федерального бюджета составляет 5,14 млрд рублей, из внебюджетных средств – более 27 млрд рублей. Утверждение проекта подпрограммы планируется в конце декабря 2013 г.

Признавая актуальным сам факт постановки задачи развития инжиниринга в России, эксперты подвергают предложенный проект серьезной критике. Так, Иосиф Дискин, заместитель председателя Научного совета ВЦИОМ и председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию гражданского общества и взаимодействию с общественными палатами субъектов РФ, считает, что в проекте документа не просматривается влияния реализации подпрограммы на повышение конкурентоспособности российской промышленности, нет ясной постановки задачи. "Необходимо, чтобы система инжиниринга превратилась в объективный инструмент перехода от этапа научных исследований к разработке инженерного образца, который мог бы быть реализован в производстве и соответствовал требованиям перспективной конъюнктуры, – отметил Иосиф Дискин. – В подпрограмме эта задача не поставлена. Кроме того, не проведен достаточный анализ существующей отечественной практики инжиниринга, нет ни одного упоминания о технологических платформах. Я понимаю, что инжинирингом и технологическими платформами занимаются разные ведомства, что ведомства превратились в феодальные княжества, но в данном случае для того и существует Общественная палата, чтобы ломать эти феодальные перегородки и заставлять ведомства садиться за стол и интегрировать эти процессы. Без этого не будет конкурентоспособности российской промышленности. Наконец, нельзя строить программу, не используя конкурентные преимущества российской инженерной мысли. Здесь больше, чем где-либо в мире, писали математические модели, и первое, что, казалось бы, следовало сделать – из моделей, которые были созданы на государевы деньги, собирать пакеты под технологические платформы с тем, чтобы на их основе радикально ускорить процессы инжиниринга через эффективное моделирование". 

Проблему формализации терминов "инжиниринг" и "инжиниринговая деятельность" выделил Владимир Сметана, председатель Комиссии по развитию инжиниринга в машиностроении Союза машиностроителей России. "Закладывая такие бюджеты, очень важно понимать, как новый термин уложится в системе правоприменения, – отметил В. Сметана. – Второй вопрос – поддержка предприятий заказчика. Мы считаем, что в рамках инжиниринговой деятельности ключевую поддержку необходимо оказывать именно им, а не инжиниринговым компаниям. И третий посыл – мы не увидели планов создания государственного фонда страхования рисков подпрограммы. Подпрограмма нужна, но ее необходимо доработать, как и дорожную карту". 

Замечания и предложения членов Национального объединения проектировщиков изложил Игорь Мещерин, председатель Комитета НОП по технологическому проектированию объектов производственного назначения. Он отметил, что в проекте подпрограммы не определены понятия терминов «инжиниринг» и «инжиниринговая деятельность», а это делает предмет подпрограммы размытым и неконкретным. Термин "инжиниринг" (или инженерная деятельность) подразумевает различные виды деятельности (проектная деятельность, конструкторская деятельность, промышленный дизайн), отмечают члены НОП, и в России все объекты запроектированы, произведены и построены посредством инжиниринга, который раньше назывался проектированием в капитальном строительстве и конструированием в машиностроении. То есть, «инжиниринг» - это новый термин, но не новый вид деятельности, и все виды услуг, которые сегодня предоставляют «инжиниринговые компании», в прошлом в полном объеме выполняли проектные организации. Члены НОП считают необходимым предусмотреть введение в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности вида деятельности «инжиниринговые услуги» и его подвидов, что позволит осуществлять корректный мониторинг объема и структуры рынка инжиниринговых услуг в РФ. Что касается региональных инжиниринговых центров, то они, по мнению членов Национального объединения проектировщиков, должны создаваться на базе членства физических лиц (инженеров) в форме некоммерческих партнерств и в первую очередь выполнять функции консолидации кадрового инженерного потенциала страны, разработки и контроля исполнения профессиональных стандартов инжиниринговой (инженерной) деятельности, аттестации инженеров, взаимодействия с вузами с целью совершенствования образовательных стандартов и программ подготовки инженерных кадров. "Подпрограмма должна признать приоритетом развитие инженерного дела в России, дать всем отечественным инженерам равные возможности", – отметил Игорь Мещерин.  

Насколько будет учтена критика авторами проекта подпрограммы? Год заканчивается, времени на доработку – считанные дни. Не исключено, что толкование терминов так и останется вольным до принятия новых документов. Как заметил Василий Осьмаков, возможно, имеет смысл говорить о разработке стратегии развития инжиниринга –  документа "более подходящего жанра" для учета всех высказанных замечаний, или о разрабатываемом сейчас ФЗ  об инжиниринговой деятельности, в котором "все можно поместить". А в сжатый формат подпрограммы формулировки не поместились.

Комментируя слушания в Общественной палате, Александр Вронец, директор СРО НП "ПроектСвязьТелеком", отмечает: "С первых дней объявления о дорожной карте и подпрограмме мы направляли в Минпромторг свои замечания и предложения. Но они не были учтены авторами проекта. Между тем, в первую очередь необходимо определить, что такое "инжиниринг" и "промышленный дизайн". То есть – куда, зачем и кому будут направляться деньги. Основные мероприятия подпрограммы сводятся к налоговым льготам, созданию инжиниринговых центров в вузах, в регионах, на базе частных компаний. Приведет ли это к росту промышленности и повышению ее конкурентоспособности? Нет. Потому что мы не вложили деньги ни в инженеров, ни в их заинтересованность в профессии, ни в структуры, которые этим занимаются. Первым пунктом подпрограммы должна была стать разработка стратегических направлений или хотя бы оценка направлений, которые нуждаются сегодня в господдержке, стимулировании, субсидиях, льготах. Предусматриваются льготы неким инжиниринговым центрам, но не говорится ни слова о том, что такое "инжиниринг" просто потому что в подпрограмме не нашлось для этого места. Это абсурд. А "промышленный дизайн" – это вообще абстрактное понятие, существующее только в названиях дорожной карты и проекта подпрограммы. В какой промышленный дизайн будут вкладываться деньги? Ведь и у лопаты есть промышленный дизайн, но, наверное, имеется в виду что-то другое. Получается, что подпрограмма в нынешней версии –  это самостоятельно живущий документ, который не имеет отношения к общей программе развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности".

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.