Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Стереотипы препятствуют реализации женщин в цифровой сфере

04 августа 2020

В обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере информационных технологий и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины. Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики. 

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. 

Мужчины и женщины практически одинаково оценивают свои цифровые навыки и дают им средние оценки (чуть выше 5 по 10-балльной шкале). Однако, когда речь заходит о том, чтобы оценить знания и навыки «со стороны», ситуация меняется: четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными технологиями, электронной  коммерцией и точными  науками. Cами женщины также заявляют о том, что им в целом хуже удается такая работа.

Уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно – 62 п.п. у мужчин и 58 п.п. у женщин. При этом те цифровые навыки, которые непосредственно связаны с работой или интересами женщин (например, использование возможностей цифровых технологий для общения), развиты у них не меньше, чем у мужчин.

Женщины и мужчины одинаково часто пользуются персональным компьютером или ноутбуком, но женщины в целом проявляют меньший интерес к технике и сфере технологий: они реже, чем мужчины, следят за новостями, трендами, изучают новинки, меньше осведомлены о наиболее популярных программах, например, мессенджерах, социальных сетях и т. д. 

Убежденность в том, что женщины обладают меньшими знаниями и худшими навыками в цифровой сфере, проявляется на бытовом уровне: например, решения по покупке бытовой техники и электроники в семьях чаще принимают мужчины, а не женщины (28% против 18% соответственно).

Эти тенденции сохраняются и среди молодых людей, при этом уровень цифровой грамотности у них выше (76 п.п. у юношей и 71 п.п. у девушек). Юноши демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности за счет выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий (компьютерной грамотности). Более 70% юношей знают предназначение программ, установленных на их компьютере, и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся работы компьютера и установки ПО. Среди девушек такими знаниями и навыками обладают только 40%. Такая же разница наблюдается в отношении к технологиям — только 42% девушек интересуются новостями в сфере новых технологий, в то время как 73% юношей стараются быть в курсе и следят за последними трендами в этой сфере.   

Как следствие, девушки вдвое реже юношей выбирают для профессионального развития сферу IT. Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT-сферу для получения образования и дальнейшего построения карьеры своим дочерям, нежели сыновьям (3% и 10% опрошенных родителей соответственно).

«Женщины в IT меньше представлены на позициях, связанных с разработкой различных программ, а больше заняты в качестве торговых представителей и менеджеров. Это разделение берет начало в семье, когда мальчиков больше ориентируют на развитие естественно-научных способностей, а девочек – творческих. В итоге в вузах на STEM-направления поступает девушек меньше, чем юношей, и в последнее время даже наблюдается усугубление ситуации, – комментирует Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ. – Сложившиеся установки приводят к тому, что женщины, не испытывая уверенности в собственных возможностях, реже выбирают сферу информационных технологий для профессионального развития».

Елена Никишова отметила, что система стереотипов воспроизводится, и без дополнительной мотивации девушек к занятию информационными технологиями разрыв между ними и юношами в цифровой грамотности как минимум не будет сокращен, а в худшем случае будет усиливаться. «Мы получаем замкнутый круг, вырваться из которого можно только путем сознательных регулярных усилий, например, мотивацией девушек к занятию информационными технологиями, к повышению уровня их цифровой грамотности, стимулированием их более активного участия в IT-сфере». 

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен