Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Новые технологии в медицине требуют нового правового поля
18 мая 2018 |
Развитие технологий создает не только преимущества, но и риски в области так называемых соматических прав человека, защиты его генетических данных, когнитивной свободы и психической целостности.
Как пишет "КоммерсантЪ", модератор сессии по регулированию биомедицинских технологий в рамках Петербургского юридического форума, секретарь комитета по биоэтике Совета Европы Лоренс Львофф, заявила, что новые технологии, хотя и «являются источником прогресса», могут оказаться «инвазивными», проникая в жизнь человека и контролируя его. «Технологии развиваются очень стремительно и размывают границы между медицинскими и немедицинскими областями. Появляются новые вопросы, например, как соотносится синергия технологического прогресса с правами человека»,— пояснила госпожа Львофф, напомнив, что данная сфера регулируется принятой в 1997 году Конвенцией Овьедо («О правах человека и биомедицине», РФ в ней не участвует).Весь комплекс прав человека по распоряжению собственным телом называют соматическими правами человека, или четвертым поколением прав человека. В этот перечень входят эвтаназия, суррогатное материнство, трансплантация органов, аборты, гарантии психической целостности человека, отчасти правовой статус эмбрионов и ряд других правомочий.
Член комитета по биоэтике Совета Европы Сиобан О’Салливан подчеркнула, что биомедицинские технологии используются уже не только в медицине, но и в коммерческой сфере и даже в сфере развлечений. «Генетические данные перманентны и неизменны, поэтому из них можно узнать все о вас, ваших предках и будущих потомках, а в будущем это поможет перейти к персонифицированной медицине. Личный геном вскоре можно будет использовать как подпись, чтобы идентифицировать человека»,— уточнила эксперт. По ее словам, столь высокая степень развития может привести к попыткам злоупотребления и сделать людей уязвимыми — страховая сможет отказать в выдаче страховки, работодатель — не взять на работу и т.д.
Уже сейчас в целях проведения исследований в ЕС информация о геноме 1 млн человек хранится в базах, поэтому нужно уже решать, как контролировать эти данные, как использовать, как их уничтожать»,— подчеркнула госпожа О’Салливан.
Не менее остро стоит вопрос о защите прав человека при использовании нейротехнологий. «Самообучающийся искусственный интеллект, построенный на нейронных сетях, уже сейчас может выявить рак на 16% лучше, чем врач, с 70% вероятности узнать, либерал вы или консерватор, определить, заслуживает ли преступник условно-досрочного освобождения и следует ли провести профилактику рецидива. И чем больше будет таких данных, тем лучше система будет работать»,— пояснила госпожа О’Салливан. Но, подчеркнула она, неясно, как защищать права человека, которые неизбежно будут нарушаться, поскольку эти технологии позволяют вмешиваться в работу мозга: «Способность читать, делиться и манипулировать мыслями — это предполагаемая угроза личной свободе. Подвергаются угрозе и права на когнитивную свободу, психическую и психологическую целостность».
На мировом уровне, заключили участники дискуссии, единственным обязательным актом, регулирующим сферу новейшей биомедицины, остается Конвенция Овьедо. Но ее необходимо развивать, чтобы не допустить «инфляцию прав человека».
Источник: КоммерсантЪ
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.