Рубрикатор |
Все новости |
Николай НОСОВ | 06 декабря 2017 |
Что поможет российским суперкомпьютерам?
Отставание страны в области высокопроизводительных вычислений продолжает расти.
Председатель оргкомитета прошедшего в ноябре этого года в Переславле Национального суперкомпьютерного форума (НСКФ) д.ф.-м.н., чл.-корр. РАН Сергей Абрамов привел данные, согласно которым технологическое отставание от ведущих стран в области суперкомпьютеров стало в этом году максимальным на отрезке последних пятнадцати лет. Три отечественных системы покинули список ТОП-500 (самые высокопроизводительные компьютеры мира) в 2015 году, одна в 2016, еще одна в 2017г., и ни одной новой машины в мировом рейтинге не появилось.
Первым в список еще в 2002 году попал на тот момент самый мощный российский компьютер МВС1000М (0,734 Tflops, НИИ "Квант"), потом в нем появились: компьютеры семейства СКИФ (государственная программа союзного государства России и Беларуси); разработанные группой компаний «Т-Платформы» суперкомпьютеры «Ломоносов» и «Ломоносов-2»; группой компаний «РСК» суперкомпьютеры семейства «Торнадо» (максимальная производительность 658 Tflops) и PetaStream. В 2014 году в список попал развернутый компаниями Supermicro и Niagara Computers в Нижегородском государственном университете суперкомпьютер GPU Blade Claster (289 Tflops).
На этом все остановилось. У страны появились сложности на международной арене, резко вырос курс рубля, государству стало не до суперкомпьютеров. Частные российские компании просто не могут самостоятельно потянуть такие дорогостоящие проекты, а чиновники заняты решением сиюминутных задач.
Сергей Абрамов считает такой подход недальновидным и приводит пример США. Америка долго была безоговорочным лидером в суперкомпьютерах, поддержка осуществлялась на высшем уровне, взять хотя бы закон о высокопроизводительных вычислениях (HPCA) 1991 года, который привел к развитию Национальной информационной инфраструктуры и финансированию Национальной сети исследований и образования (NREN).
С окончанием холодной войны государственное финансирование работ в области высокопроизводительных вычислений (HPC) резко сократилось. Без государственной поддержки погибла лидировавшая в середине 80-х на рынке суперкомпьютеров американская компания Cray. Потом ее возродили, но была утеряна корпоративная культура, так что это был уже совсем другой Cray – наглядный пример, что разрушить коллективы, занимающиеся разработками в области суперкомпьютеров легко, а вот восстановить бывает невозможно.
Начиная с 2013 года лучшими признаются китайские суперкомпьютеры. Причем сейчас они занимают сразу две верхние строчки рейтинга ТОП-5, а самый мощный американский переместился на пятое место. Лидер мирового рейтинга китайская машина Sunway TaihuLight полностью собрана из китайских комплектующих. Все свое – микросхемы, система охлаждения, интерконнект.
Отставание вызывает большую озабоченность у руководства США. В проведенных в Конгрессе США слушаниях по сложившейся ситуации отмечалось, что суперкомпьютеры – база экономики будущего, основанной на знаниях. Что суперкомпьютерная отрасль очень хрупкая и ей должно помогать государство. Нужны контракты на разработку с гарантированным финансированием. Бизнесу это не под силу – это большие инвестиции и большие сроки отдачи.
Инфраструктура – это забота государства. Российские железные дороги строила империя. Они строились не для какой-то конкретной отрасли, а для всей экономики в целом. Аналогичным должен быть подход к суперкомпьютерам. «В США это осознали давно. У нас нет понимания даже сейчас», – подчеркнул Сергей Абрамов.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.