Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Гузель КУЛИКОВА 28 ноября 2017

Вкалывают роботы, а не человек?

О том, почему люди относятся к антропоморфным роботам, как к малым детям, рассказали эксперты Robotics Expo Conference.

Эффект «зловещей долины»

Роботы проникают в сферу обслуживания, машиностроение, медицину, решают сложные аналитические и творческие задачи. Однако рынок робототехники России пока находится на ранней стадии развития, так что у активных игроков очень большие возможности. 

В частности, российская компания Promobot по производству сервисных роботов демонстрирует ежегодный рост в 200%. Об этом в ходе конференции на выставке Robotics Expo заявил ее основатель и директор по развитию Олег Кивокурцев.

Напомню, что в феврале этого года пермские разработчики подписали контракт со стамбульской компанией Luxra TR. Он подразумевает открытие представительства в Турции и поставку в Стамбул 40 сервисных роботов модели Promobot в течение ближайших двух лет.

Роботы этой компании также были приобретены сетью супермаркетов «Лента». Promobot способен автономно передвигаться по залам, общаться с покупателями, знакомить их с акциями и новостями сети. Он распознает и запоминает лица посетителей, а при следующей встрече приветствуют «знакомых» по имени.

«У человека, который входит в магазин, банк, и видит роботов, возникает «вау-эффект». На этой выставке, там, где демонстрируются возможности антропоморфных роботов, большое скопление людей. Они фотографируются с роботами, снимают их на видео», – поделился своими наблюдениями Олег Кивокурцев. Такие разработки – эффективное средство для привлечения покупателей. Они увеличивают трафик, анализируют проходимость, в соответствии с полученными данными можно рассчитывать, например, стоимость аренды в торговых и бизнес-центрах.

Вместе с тем сервисные роботы способны увеличить финансовые показатели компаний, качество сервиса и лояльность клиентов. В ходе проведенного исследования аналитики отметили интересную тенденцию: люди, общающиеся с роботами, пытаются им угодить. Если промоутеров, которые раздают листовки, мы зачастую игнорируем, то роботы с рекламными буклетами пробуждают в нас такие же чувства, как маленькие дети или младшие братья и сестры. По словам, представителя компании, мы стараемся им помочь. На просьбы антропоморфных разработок мы в 90 процентах случаев реагируем положительно: подходим и забираем у них рекламные листовки.

В Promobot решили разобраться в этом эффекте, потому что это важно с точки зрения монетизации компаний, в которых используются роботы.

Оказалось, что промышленные роботы не воспринимаются людьми как нечто живое. «Железяка и железяка! Но как только у робота появляются абстрактные черты человека, он начинает все больше и больше располагать к себе людей. Посетители благосклонны к роботам, которые умеют говорить, двигать головой, руками», – рассказал эксперт. Однако доверие к роботу растет до тех пор, пока его не пытаются, например, обтянуть кожей. С этого момента движения машины воспринимаются человеком болезненно, ассоциируются с таким популярным персонажем современной массовой культуры, как зомби. Чтобы вновь завоевать доверие и симпатии, необходимо создать киборга, неотличимого от человека. Это явление зовется эффектом «зловещей долины».

Подводя итоги, Олег Кивокурцев обратил внимание на клиентоориентированность Promobot: их лингвистические базы и речевые модули создаются таким образом, чтобы вызывать у людей положительные эмоции. Роботы активно используются как инструмент аналитики: ведут подсчет посетителей за определенный период времени, распознают пол, возраст, настроение клиентов, вопросы, которые чаще всего задают покупатели. Преимущества применения роботов в магазинах розничной торговли, а именно в ритейле самая большая текучка линейного персонала, очевидны: машинам не нужен отпуск, они всегда в хорошем настроении, никогда не опаздывают и не болеют.

Будущее за коллаборативным роботом

По подсчетам Александра Климчика, руководителя центра развития робототехники университета Иннополис, в среднем в год россияне работают 1760 часов, а роботы способны без сна и отдыха, например, на любом крупном заводе круглосуточно трудиться более 8760 часов в год. Монотонные операции утомляют человека, производительность труда падает, а машины делают такую работу без потери качества и скорости.

Однако есть ситуации, с которыми роботам пока не под силу справиться. Например, если на конвейер поступили нестандартные заготовки. Человек быстро найдет решение такой задачи, а вот для робота непредвиденные моменты в работе критичны. Машина не способна справиться и с деликатными проблемами, тогда как рабочий может определить и устранить неполадку, выполнить сложные манипуляции.

«Коллаборативная робототехника – это желание объединить преимущества человека и робота для выполнения новых, гибких задач в едином пространстве», – пояснил Александр Климчик. Пока промышленные роботы не могут работать рядом с человеком, потому как скорости, с которыми они двигаются, составляют порядка 100 градусов в секунду, это опасно для жизни людей. Поэтому промышленные роботы часто работают в клетках.

Однако взаимодействие робота с человеком невозможно избежать. Коллаборативные промышленные роботы – актуальный тренд. «Мы сейчас на стадии зарождения новой тенденции», – убежден специалист. Одна из главных задач – разработка сценариев реагирования на контакт с человеком. Здесь необходимы персональные решения.

«Мы реализовали алгоритм определения внешнего воздействия, т.е. его классификации. Мы распознаем, человек это, другой робот или какое-то препятствие в рабочем пространстве, где оно возникло. В зависимости от этого различные алгоритмы реагирования», – объяснил Александр Климчик. Разрабатываются сценарии в зависимости от места контакта, амплитуды и продолжительности приложенной силы.

Такие решения в будущем могут применять в медицине, когда происходит взаимодействие техники с тканями человека. Это позволит оптимизировать траекторию робота в неизвестной среде. Концепция может быть использована в создании автономных промышленных роботов, которые способы компенсировать неизвестную внешнюю силу от технологического процесса, во взаимодействии робота и человека для определения контакта и выбора соответствующего алгоритма управления. Стоит отметить, что сегодня производительность коллаборативных машин изначально ниже, чем классических промышленных роботов, а стоимость выше за счёт дополнительной сенсорики и более дорогого ПО.

Евгений Дудоров, технический директор компании «Андроидная техника», рассказал о таком актуальном аспекте, как роботизация восстановительной медицины. Все знают, что инсульт чаще всего поражает людей преклонного возраста, но сегодня нередки случаи, когда он диагностируется в молодом возрасте. В России случается примерно 800 тыс. инсультов в год, 80% больных после прохождения стандартной реабилитации не в состоянии обслуживать себя в быту и требуют постоянного ухода.

В сотрудничестве с РНИМУ им. Н.И. Пирогова и Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН был разработан экзоскелет кисти руки.

«Он необходим для того, чтобы восстановить двигательную функцию кисти после инсульта», – разъяснил специалист. Управление данным экзоскелетным комплексом осуществляется за счет обработки сигналов головного мозга, получаемых методом электроэнцефалограммы (ЭЭГ). На голову надевается шапочка ЭЭГ, на руке в зависимости от диагноза фиксируют экзоскелетное устройство. Сущность реабилитационного процесса заключается в ассистировании экзоскелетом функционала воображаемого движения. Присоединенная аппаратура снимает энцефалограмму, и экзоскелету, установленному на руке, передаются электрические импульсы. Восстановление идет за счет мозга. По зрительному каналу человек получает сигнал, что он не просто пожелал, а смог выполнить задуманное движение. «Это устройство прошло клинические испытания и проходит сертификацию», – подчеркнул Евгений Дудоров.

Одно из ведущих направлений в работе компании – космос. Именно здесь сосредоточена наибольшая концентрация опасных для здоровья человека факторов. Ученые со всего мира работают над созданием универсального робота-астронавта, который смог бы заменить человека в условиях космоса и выполнять всю опасную работу вместо него.

«Каждый полет космонавта – это от двух до четырех млн долларов, каждый выход человека в космос примерно такая сумма, гораздо разумнее поместить в корабль робота, который будет находиться там долгое время и выполнять те же эксперименты, которые выполняет космонавт, но оператор будет находиться на Земле», – констатировал специалист.

Сейчас компания «Андроидная техника» работает над проектом антропоморфного комплекса для первого полета перспективного корабля «Федерация». Он предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен