Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Николай НОСОВ | 02 октября 2017 |
Новые способы борьбы с экономической преступностью
Росфинмониторинг запустил пилотный проект по автоматизированному выявлению коррупционных схем с использованием аналитики больших данных.
Второй год в России идет реформа контрольно-надзорной деятельности . Цель реформы – снижение проверочной нагрузки на законопослушные, добросовестно выполняющие требования регуляторов предприятия за счет введения риск-ориентированного подхода, перехода к выборочной проверке предприятий. Причем отобранных не на основании субъективной оценки контролеров, а анализе экономической деятельности организаций с отнесением к группам риска.
Если раньше реформа в основном касалась организационных изменений, то сейчас на первый план вышли вопросы, связанные с описанием рисков, анализом инцидентов, выявления паттернов противоправного поведения и автоматизацией процессов.
Дальше всех на пути цифровой трансформации надзорной деятельности продвинулась Росалкогольрегулирование. Выступивший на SAS-Forum Russia 2017 заместитель начальника Сводного аналитического управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Дмитрий Бурцев рассказал о разработке концепции развития системы управления рисками и реализованном пилотном проекте по динамической (поведенческой) оценке риска нелегального оборота алкогольной продукции оптовыми предприятиями.
Ключевыми этапами проекта были: формирование базы прецедентов, расчет показателей деятельности оптовиков, формирование профилей риска, повышение эффективности контрольных предприятий, оценка рисков по разработанным профилям за предыдущие периоды. В качестве одного из разработанных профилей риска выступило отношение объема хранения алкогольной продукции к складской площади.
По результатам реализации пилотного проекта были сделаны выводы о целесообразности использования риск-ориентированного подхода, позволившего оптимизировать ресурсы службы и в несколько раз повысить эффективность инспекций за счет работы с оптовиками, набравшими критичные баллы интегральной оценки по профилям риска. В дальнейшем подход будет использоваться при проверке предприятий розничной торговли.
По пути использования риск-ориентированного подхода идет и Федеральная служба по финансовому мониторингу, осуществляющая функции по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. К информационным ресурсам Росфинмониторинга относятся данные об операциях из кредитных организаций, собираемые самой службой, и информация из внешних источников, в том числе из других государственных ведомств (документы удостоверяющие личность, адреса и т.д.), то есть информация из разнородных областей, которую нужно обрабатывать и анализировать. Причем служба выполняет одновременное решение задач текущего мониторинга сообщений (в том числе от банков о сомнительных операциях) и задач поисковой аналитики – выявления схем подозрительной деятельности.
Заместитель начальника управления развития информационных систем – начальник отдела управления ИТ проектами Росфинмониторинга Юрий Золотых отметил, что ключевыми приоритетами в развитии единой информационной системы являются автоматизация всех процессов и макроэкономических задач, в том числе автоматический мониторинг схем, соответствующих заданным топологиям.
Не так давно были расширены полномочия Росфинмониторинга в части контроля эффективного расходования бюджета. Целью проведенного пилотного проекта была оценка возможностей автоматического мониторинга типологических схем отмывания денежных средств. Задача не простая – редко криминальные операции вписывается в простую схему, когда деньги из госбюджета поступают исполнителю, от него – субподрядчику, а потом посреднику и выгодоприобретателю. В реальности часто используются несколько связанных между собой субподрядчиков, образующих сложную систему взаиморасчетов. Сейчас анализ взаимосвязей и денежных потоков в Росфинмониторинге проводится вручную. Аналитики выявляют субподрядчиков, от которых данные поступают посредникам для дальнейшего обналичивания или перевода в оффшор для зачисления на счет выгодополучателей, например, коррумпированных чиновников, выделивших бюджетные деньги за соответствующий откат.
Подозрительные транзакции мониторятся еще на уровне банков. Например, обналичивание больших сумм денег. Но переводы могут разбиваться на несколько транзакций с небольшими размерами денежных средств, проходящих по разным цепочкам. По отдельности все транзакции выглядят легальными, для выявления преступных схем нужен анализ финансовых расчетов в комплексе.
Вручную всех проверить нельзя, процесс распутывания денежных цепочек трудоемкий, особенно при сложных схемах взаиморасчетов с участием иностранных компаний. Следует сужать диапазон поиска за счет автоматизированного анализа. Использовать аналитику больших данных и выявлять признаки уже классифицированных финансовых цепочек с большой вероятностью указывающие на совершение экономического преступления.
Докладчик высоко оценил результаты полученные в ходе проведения пилотного проекта. Система позволяет экономить ресурсы аналитиков за счет выявления схем по заданным топологиям и фокусировать ресурсы на анализе наиболее подозрительных транзакций. Подход является контексто-независимым, задачи не ограничиваются контролем расходования бюджетных средств, так что возможностей для использования технологий больших данных у Росфинмониторинга много.
Менеджер отдела противодействию мошенничеству и финансовым преступлениям SAS Сандип Тенгур показал, как аналитика больших данных помогает в раскрытии террористических ячеек. Некоторые граждане европейских стран участвуют в деятельности террористических организаций на территории Сирии и Ирака. Их возвращение на родину сопряжено с повышением риска террористических угроз. Анализ финансовых транзакций потенциальных террористов дает возможность выявить источники финансирования экстремистских групп, потенциальных участников террористических ячеек, а также следы подготовки террористических актов. При расследовании используется и внешняя информация – поисковые запросы в Google и анализ взаимодействия в соцсетях.
Есть резервы по использованию информации из соцсетей и данных поисковых запросов и в России. «Без этого не обходимся, но сказать, что мы серьезно и достаточно эффективно их используем я не возьмусь», – пояснил Юрий Золотых.
«Чем меньше угроза – тем меньше проверок», – так была кратко сформулирована цель проводимой реформы в презентации начальника управления институционального развития Аналитического центра при Правительстве РФ Тумуна Цыдыпова. Уже на 22% сократилось количество налоговых проверок в ФНС, на 12% – ФНС, на 34% – количество проверок в рамках пожарного надзора. Риск-ориентированный подход дает возможность дальнейшей оптимизации контрольно-надзорной деятельности и снижения проверочной нагрузки на организации.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.