Рубрикатор |
Все новости | Новости отрасли |
Николай НОСОВ | 06 июля 2017 |
Закончился первый этап реформы ККТ
Технологические проблемы решены, но вопросов еще много.
Так можно кратко подвести итоги первого этапа внедрения поправок к 54-ФЗ. Согласно закону 290-ФЗ, запустившему год назад радикальную реформу использования контрольно-кассовой техники (ККТ), с 1 июля торговые предприятия должны передавать данные в ФНС России через операторов фискальных данных (ОФД) в режиме онлайн.
«Технологически реформа состоялась. По нашим сведениям на учет поставлено 850 000 онлайн касс, а это 74% всех кассовых аппаратов, зарегистрированных в ФНС России», – заявил генеральный директор оператора фискальных данных «Первый ОФД» Александр Емелин.
Принятие нового закона радикально изменило взаимодействие налогоплательщиков с регулятором. Теперь данные ККТ в режиме онлайн поступают в налоговую службу. Государство получило снижение объемов работы по контролю. Проверки можно выполнять удаленно, значительно сократив количество выездов к налогоплательщикам.
Бизнесу пришлось выполнить непростую работу по модернизации ККТ. Главный бухгалтер «Эльдорадо» Елена Сорванова оценила затраты компании в 100 тыс. руб на одну кассу, причем львиная доля расходов пришлась на модернизацию программного обеспечения (в компании используется SAP). Но есть и плюсы. Предприниматели получили объективную картину своих показателей. Это особенно важно для крупных территориально-распределенных организаций, которые могут анализировать работу касс по всей стране, причем в режиме реального времени, анализировать большие данные, выявлять аномалии в бизнес-процессах и проводить их оптимизацию.
Кроме того существенно упростилась работа по регистрации ККТ. Если раньше процесс занимал дни, то теперь зарегистрировать новое устройство можно за минуты. Для этого достаточно ввести данные на сайте налоговой службы.
«Для покупателя принципиально изменилась парадигма. Теперь он имеет возможность получить каждый чек себе на мобильное приложение. Который может использовать как для соблюдения своих прав, так и для аналитики своего бюджета», – отметил Александр Емелин.
Покупатели начали взаимодействовать непосредственно с ФНС. Любой человек может скачать в Google Play или App Store приложение «Проверка касcового чека». В нем вручную (например, в билете на электричку вводятся цифры над QR кодом) или сканируя смартфоном QR код чека ввести данные и послать информацию в налоговый орган для проверки. Сверив данные кассового чека и данные, пришедшие в ФНС России, приложение отобразит результат. В случае расхождения или отсутствия данных по кассовому чеку пользователь сможет сообщить в ФНС России о нарушении.
Чеки сохраняются в телефоне и могут быть использованы в спорных ситуациях, например при возврате товара или необходимости гарантийного ремонта. Покупатель имеет возможность отправить свой чек в форматах json, png или html по электронной почте, получать выписки в форматах pdf и json за выбранный период.
В процессе реализации требований законодательства были выявлены проблемы. В соответствии с законом покупатель может потребовать выслать ему данные по чеку на телефон с помощью SMS или на электронную почту. А это значит, что кассир должен получить от него данные и согласие на их обработку. Одну анкету покупатель заполнит в булочной, другую в овощном магазине, третью в химчистке. Иначе будет нарушен закон о защите персональных данных. Здесь эксперты видят большую проблему. «Попробуйте на Павелецком вокзале в 6 часов вечера постоять расставив руки перед турникетом. Вас однозначно вынесут. Так же и с кассой. Здесь надо искать компромисс», – считает Александр Емелин.
Если покупатель расплачивается на сайте банковской картой, то выполнить требования законодательства интернет-ретейлеру легче. Крупные игроки рынка уже могут посылать в этом случае чеки на электронную почту клиента. Хотя и в интернет-торговле все не просто. Не говоря уже о том, что в принципе курьеры должны носить с собой онлайн-кассы и выбивать чек у покупателя при оплате наличными. До чего еще далеко.
Новый регламент порождает огромное количество данных. С октября прошлого года в «Первый ОФД» поступило уже 2 млрд чеков. Сейчас можно делать аналитику по среднему чеку в разрезе регионов или отраслей, сравнивать с другими данными (например, средней зарплатой в регионе), анализировать работу отдельных магазинов.
Напрашивается и дальнейшее развитие системы. В разных магазинах один и тот же продукт на чеке может иметь отличающиеся наименования. Почему бы не создать единый классификатор или печатать в чеке еще и штрих-код продукта? Тогда покупатели могли бы импортировать эти данные в личные программы бухучета и анализировать свои финансовые траты в разрезе отдельных категорий продуктов или услуг. А маркетологи смогли бы анализировать цены и объемы продаж каждого конкретного продукта по стране. Впрочем, пока о таких планах не известно.
Первый этап внедрения онлайн касс завершен, но реформа продолжается. Многие предприятия малого бизнеса получили отсрочку. Но с 1 июля 2018 года все предприниматели, имеющие дело с приемом наличных средств, должны будут перейти на новые кассы.
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.